Определение слова «кирка»

Толковый словарь Ефремовой:

кирка
I кирка ж. см. кирха
Название лютеранского храма.
II кирка ж.
1. Ручное орудие в виде заостренного с одного или двух концов молотка или стержня для обработки земли, дробления, раскалывания твёрдых пород, льда и т.п.
2. То же, что мотыга

Большой энциклопедический словарь:

КИРКА — кирха (от нем. Kirche — церковь) — лютеранский храм.
КИРКА — в греческой мифологии волшебница; см. Цирцея.

Большая советская энциклопедия:

I
Кирка
кирха (от нем. Kirche — церковь), лютеранский храм.
II
Кирка
вид удлинённого молотка с заострённой с одного или двух концов рабочей поверхностью. Устаревший земляной и горный инструмент.

Большой словарь иностранных слов:

Кирки, ж. [нем. Kirche]. Лютеранская церковь.

Этимологический словарь Крылова:

Название этого инструмента заимствовано из греческого языка, где kerkis – "мотыга".

Горная энциклопедия:

(a. pick, pickaxe; н. Hacke, Keilhacke; ф. pioche, pic; и. pico, piqueta) — вид удлинённого молотка c заострённой c одного или двух концов рабочей поверхностью. Устаревший земляной и горн. инструмент, мало применяемый в совр. горнодоб. произ-ве.

Мифологическая энциклопедия:

Цирцея (), в греческой мифологии волшебница, дочь Гелиоса и Персеиды, сестра колхидского царя Ээта и жены Миноса Пасифаи, тетка Медеи. Обитает на острове Эя среди лесов в роскошном дворце. Дикие животные, населяющие остров, — это люди, испытавшие на себе магию К. Прибывших на остров спутников Одиссея К., опоив колдовским напитком, превращает в свиней. Одиссей, отправляющийся спасать спутников, получает от Гермеса волшебную траву «моли», которую необходимо бросить в напиток, приготовленный К., и, выхватив меч, разрушить ее злые чары. Одиссей покоряет К., его спутники получают вновь человеческий облик. Проведя у К. целый год счастливой жизни, Одиссей, наставляемый ею, отправляется вопросить о своей судьбе Тиресия в царстве мертвых (Hom. Od. X 207- 574). От связи с Одиссеем у К. родился сын Телегон (букв. «далекорожденный»), впоследствии нечаянно убивший отца (Hyg. Fab. 127). К. очищает Медею и Ясона от совершенного ими убийства брата Медеи Апсирта, но изгоняет их из своих владений (Apoll. Rhod. IV 559- 572). К. отличается коварством и ревностью. Она превращает в чудовище Скиллу. В мифе о К. заметны мотивы волшебной сказки.Лит.: Кеrenyi К., Tchter der Sonne, Z., 1944, s. 66-91; Lеskу A., Aia, «Wiener Studien». 1948, t. 63, s. 22-68. А. Т.-Г.
Миф о К. находит воплощение в итальянской литературе эпохи Возрождения (у Данте, Петрарки, особенно у Боккаччо в книге «О знаменитых женщинах»), во французской и испанской поэзии и драматургии 17 в. (Лопе де Вега, поэма «Цирцея», Кальдерон, драма «Величайшее колдовство, любовь», Т. Корнель, трагедия «Цирцея» и др.). В дальнейшем на сюжет мифа создаются немногие произведения, в числе которых трагедия А. Я. Княжнина «Цирцея и Улисс».В античном изобразительном искусстве сцены с Одиссеем и К. предстают в произведениях вазописи и стенных росписях. В европейском искусстве сюжет мифа — один из популярнейших в 16-17 вв. (циклы фресок Приматиччо, Гверчино и др.; произведения Аннибале Карраччи, Доменикино, П. П. Рубенса, Я. Йорданса и др.). Чрезвычайно широкое распространение приобрел миф в музыкально-драматическом искусстве сер. 17- нач. 19 вв. (Д. Дзампони, П. Циани, М. А. Шарпантье, Г. Перселл, К. Ф. Поллароло, К. А. Бадиа, Р. Кайзер, Д. Чимароза, Л. Керубини, Ф. Паэр, Б. Ромберг и др.). Наиболее значительное произведение нашего времени на сюжет мифа — опера В. Эгка «Цирцея» (либретто композитора по драме Кальдерона). См. также ст. ОДИССЕЙ.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
I
кирка, -и, р. мн. кирок и кирха, -и, р. мн. кирх (церковь)
II
кирка, -и, мн. кирки, кирок, киркам (орудие)

Толковый словарь Ожегова:

1.
КИРКА, и, мн. кирки, рок, ркам и кирки, рок, ркам, ж. Род молотка, употр. при земляных и горных работахзаострённый с одного или двух концов или оканчивающийся острой лопастью металлический стержень на рукоятке.
| прил. кирковый, ая, ое.
2.
КИРКА, и и КИРХА, и, ж. Лютеранский храм.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

I кирка
часто в XVII в., Котошихин 154 (далее см. Дювернуа, Др.-русск. слов. 75), также керка, Азовск. вз. (РФВ 56, 154 и сл.). Возм., заимств. из тур. krk "лопата"; см. Корш, AfslPh 9, 518. Едва ли более вероятно предположение о родстве с греч. "ткацкий челнок, большая берц. кость, осина" и т. д., вопреки Маценауэру (LF 8, 165).
••
[См. еще Менгес, "Language", 20, 1944, стр. 71 и сл. – Т.]
II кирка
реже кирха "лютеранская церковь". Впервые кирка у Василия Кариотского, в эпоху Петра I (Благой 28). Вероятно, через нж.-нем. kirke, kerke, форма на -х- – из нов.-в.-н. Kirche "церковь". Отсюда Кирочная улица в Ленинграде. Посредничество шв. kyrka "церковь" (Преобр. I, 309) или датск. kirkе (Корш, ИОРЯС 8, 4, 24) весьма маловероятно.

Грамматический словарь Зализняка:

1. кирка, кирки, кирки, кирок, кирке, киркам, кирку, кирки, киркой, киркою, кирками, кирке, кирках 2. кирка, кирки, кирки, кирок, кирке, киркам, кирку, кирки, киркой, киркою, кирками, кирке, кирках

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Орудие, состоящее из ручки с насаженной на нее, в перпендикулярном к ней направлении, железной полосой. Полоса эта имеет около ручки толщину около дюйма; длиной же она бывает до аршина и вместе с ручкой образует орудие в виде буквы Т. Концы железной полосы делаются острыми. Иногда полоса идет только в одну сторону от ручки и тогда К. имеет вид буквы Г. Ручка бывает большей частью деревянная в виде палки. К. употребляется в горном деле для отбивания и раскалывания твердых пород и в земледелии — для разрыхления плотной почвы, которую не берет лопата; лопатой можно и перевернуть захваченный пласт, а К. только разрыхляется почва и отодвигаются комья. В истории плуга кирка, лопата и мотыга рассматриваются как первообразы трех основных типов плуговидных орудий.
Н. Д.
Употребляемые для изготовления и ремонта жерновов кирки в общем не отличаются от инструментов, употребляемых каменотесами. На мельницах отличают плоские К., оканчивающиеся плоскими гранями, образующими лезвие (фиг. 1), и остроконечные — оканчивающиеся остриями.

Фиг. 1.
Длина таких инструментов бывает примерно от 6 до 15 дюймов, в середине более тяжелых из них делаются отверстия, которыми они насаживаются на деревянные рукоятки; при более легких инструментах отверстие делается в рукоятке, куда вставляется сплошной инструмент, закрепляемый клином (фиг. 2), причем в устранение растрескивания на рукоятку надевают кольца или обвязывают ее проволокой.

Фиг. 2.
Так как при тонкой работе неудобно работать в рукавицах, то полезно к рукоятке приколачивать широкий кожаный ремень b (фиг. 2), защищающий руку от ударов осколками. Очень легкие инструменты закрепляются в приспособленных держаках, устройство которых очень разнообразно; одно из таких устройств показано на фиг. 3, где в головку a из ковкого чугуна, насаженную на деревянную рукоятку h, вставлен инструмент b, зажимаемый пластинкой c, надавливаемую эксцентриком e с рукояткой q, которая, действием ее веса, стремится при ударах опускаться и тем сильнее надавливает эксцентрик на упомянутую пластинку.

Фиг. 3. Фиг. 4.
К. употребляются на мельницах для выравнивания мелющих поверхностей жерновов, для образования на них бороздок, для обработки гнезд, в которые вставляются концы параплиц, и для других подобных работ. В связи с этими инструментами употребляется так называемый бороздчатый молоток (фиг. 4), квадратные основания которого делаются около 2,5 или 3 дюймов, а высота около 6 дюймов; на квадратных площадках образовываются четырехгранные остроконечные пирамидки, так что поверхность этих площадок является снабженной острыми выступами, число которых бывает около 100 на кв. дюйм. Бороздчатый молоток весьма удобен для удаления выступающих мест при выравнивании мелющих поверхностей жерновов и для других подобных целей; такие места он размельчает своими выступами, облегчая дальнейшую обработку их К.; иногда употребляют его для придания камню шероховатости.
П. Афанасьев. .

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru