Определение слова «Катенин»

Большая советская энциклопедия:

Катенин
Павел Александрович [11(22).12.1792, деревня Шаёво Костромской губернии, — 23.5(4.6).1853, там же], русский писатель и театральный деятель. Участник Отечественной войны 1812. Один из руководителей Военного общества — тайной декабристской организации. В 1820 по политическим мотивам отстранён от службы. Долгие годы провёл в деревне. Печататься начал перед Отечественной войной 1812. Возглавил одно из течений декабристского романтизма. Автор баллады «Ольга» (1816), резко отличающейся по своим художественным принципам от поэзии В. А. Жуковского и вызвавшей полемику: ориентация баллады на изображение русского быта, на широкое использование просторечных форм языка сближала К. с А. С. Шишковым, но вместе с тем была связана с декабристской идеей борьбы за народность литературы. Выступал также как драматург, переводчик и театральный педагог (среди его учеников — В. А. Каратыгин).
Соч.: Избр. произв. [Вступ. ст. Г. В. Ермаковой-Битнер], М. — Л., 1965.
Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.

Словарь русских фамилий:

В основе фамилии лежит одно из тюркских слов со значениями: «прямая кишка», «большая кишка», «толстячок», «щеголь», «человек высокого мнения о себе, воображающий о себе человек». Любое из этих слов могло стать прозвищем, образовавшим фамилию. В одном случае не очень благовидное имя могли дать, по обычаю, ребенку родившемуся в определенные годы животного двенадцатилетнего цикла. В другом случае прозвище могло характеризовать или полного человека или зазнайку и щеголя. Менее вероятно выведение фамилии из русского областного сибирского слова котенцы «теплая исподняя обувь из зайчатины, в роде унт». Тюркское происхождение фамилии отражено в фамильном гербе Котениных. (Б) Но котеня может быть и кот, тогда фамилия родственная Кошкиным (Э)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Павел Александрович — писатель (1792-1853), родился в родовом селе Костромской губ., первоначальное образование получил дома, поступил на службу в м-стве народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г. за шиканье артистке Семеновой был выслан петербургским ген.-губернатором гр. Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербурга был переведен в Эриванский полк на Кавказ и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр. Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне. Литературную деятельность К. начал около 1810 г. Первые его стихотворения — переводы и подражания Вергилию, Оссиану, Гесснеру — печатались в "Цветнике" Беницкого и других изданиях. Около этого же времени он начал работать для театра. В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсфирь"; в 1819 г. им написан драматически отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка "Сплетни" ("Le mchant" Грессе), в 1822 г. напечатан перевод "Сида" Корнеля. В вынужденном деревенском уединении Катенин перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви", и написал трагедию в 5 д. "Андромаха", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение. Драматические произведения К. были результатом того увлечения театром, которое заставило К. живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений К. брал из древнерусской жизни ("Старая быль", "Милуша", "Певец Услад" и др.). Как оригинальные, так и переводные произведения К. не представляют ничего выдающегося. Гораздо более К. был известен как критик. Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, К. имел возможность изучить в совершенстве иностранных — древних и новых — классиков. Пушкин, близкий друг К., считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского). Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое "Горе от ума". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность К., но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу". К. считался да и сам себя считал классиком, "неромантиком". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей вроде Казимира Делавиня, в котором находил "нечто расиновское". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Это видно из его статьи "Размышления и разборы", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской. Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, К. жалуется на отсутствие в них "правдоподобия" и "натуры". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков, с одной стороны, упреки, с другой — похвалы за "предрасположение к народности", за стремление к простоте и естественности. К. был врагом только того романтизма, "родителем которого на Руси" был Жуковский, "поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Шекспира К. не понимал и ставил гораздо ниже франц. классиков. Ср. "Соч. Катенина, писанные в стихах" (ч. I и II, СПб., 1832); E. Петухов, "П. А. Катенин" (биографический очерк в "Историч. Вестнике", 1888 г., № 9); "К истории русского театра. Письма П. А. Катенина к А. М. Колосовой" ("Рус. старина", 1893 г., №№ 3-4).
В. Боцяновский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru