Определение слова «Павел»

Большой энциклопедический словарь:

ПАВЕЛ (Paulus) Юлийримский юрист 3 в. В 426 сочинениям Павла была придана обязательная юридическая сила. Извлечения из работ Павла составили 1/6 Дигест.
ПАВЕЛ (евр. Саул, Савл) — в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен ок. 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.

Большая советская энциклопедия:

I
Павел (Pavel)
(урожденная — Сырбу, Sorbu) Елена (1.6.1915, с. Самойловка ныне Молдавская ССР,— 1.8.1943, Плоешти), деятель молодёжного движения Молдавии и Румынии. В 1934 вступила в Коммунистический союз молодёжи Румынии. В 1938 была приговорена к 2 годам тюрьмы за участие в организации антифашистских выступлений студентов Ясского университета. С 1939 член компартии Румынии. Накануне и во время 2-й мировой войны 1939—45 работала в демократической организации «Красная помощь». В сентябре 1942 была приговорена к смертной казни, замененной затем 25 годами тюремного заключения. Погибла в тюрьме во время налёта американской авиации на нефтепромыслы Плоешти.
Лит.: Комсомол Молдавии в документах и материалах (1918—1941 гг.), [Сб.], Киш., 1971; Luptгtori pentru pace, socialism si fericirea popurului, v. I, Buc., 1955.
II
Павел
Юлий (Julius Paulus) (гг. рождения и смерти неизвестны), римский юрист 3 в. Автор многочисленных работ по различным вопросам права (свыше 300 книг), наиболее крупные из них: Комментарий к преторскому эдикту (в 80 книгах) и Трактат о гражданском праве (в 16 книгах). Работы П. отличались энциклопедическим охватом всего предшествующего правового материала, точностью юридического анализа. Законом 426 сочинениям П. была придана сила закона; извлечения из его работ составили около 1/6 части Дигест (См. Дигесты).
III
Павел
в христианской мифологии один из апостолов (См. Апостолы). Согласно «Деяниям апостолов» (См. Деяния апостолов), П. родился в Тарсе в иудейской семье, был ревностным гонителем христиан, затем в результате «чуда на пути в Дамаск» (явление света и голоса с небес) перешёл в христианство, сменив прежнее имя Савл на П. В дальнейшем проповедовал христианство в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Церковь относит смерть П. ко времени гонений Нерона на христиан (около 65 н. э.); приписывает ему 14 посланий, входящих в Новый завет.
Вопрос о времени написания посланий и авторстве П. решается в литературе по-разному. Многие исследователи (среди них советские учёные Р. Ю. Виппер, Я. А. Ленцман, И. А. Крывелёв) отвергают авторство П., рассматривая его как мифическую фигуру, послания же датируют серединой 2 в. н. э. Советский историк С. И. Ковалев, оставляя вопрос об авторстве П. открытым, допускал историчность, реальное существование П. Даже в богословской литературе признаётся, что «Послание Павла иудеям» П. не принадлежит, а приписываемое ему авторство «Пастырских посланий» и ряда др. вызывает сомнение. Так, например, переписка П. с Сенекой (римским философом 1 в. н. э.) — безусловно более позднего происхождения, составлена в 4 в. В «Посланиях Павла» выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом (получившая в литературе название паулинизма), противоположная др. тенденции — сохранить в христианстве некоторые элементы иудаизма (петринизм); в них наблюдается отход от бунтарских настроений первоначального христианства (признаются земные власти, второе пришествие Христа отодвигается на не определённый срок).
Л. П. Каждан.
IV
Павел (Paulus)
В католической церкви римские папы. Из них:
П. III, в миру — Александр Фарнезе (Alessandro Farnese) (февраль 1468, Канино, — 10.11.1549, Рим), римский папа с 1534. Кардинал с 1493. Вёл непримиримую борьбу с Реформацией. Утвердил в 1540 орден иезуитов (См. Иезуиты). В 1542 учредил в Риме верховный инквизиционный трибунал, во главе которого поставил фанатика Дж. Карафу (в дальнейшем — папа Павел IV), подготовил и созвал в 1545 Тридентский собор. При нём процветал Непотизм, так, например, для своего сына Пьетро Луиджи Фарнезе он выделил из Папской области герцогство Пармы и Пьяченцы.
П. IV, в миру — Джампьетро Карафа (Giampietro Carafa) (28.6. 1476, Сант-Анджело-делла-Скала, — 18.8.1559, Рим), римский папа с 1555. Кардинал с 1536. До избрания папой возглавлял верховный инквизиционный трибунал. С фанатической жестокостью преследовал инаковерующих, боролся с Реформацией (пытки, сожжение на костре при нём стали обычным явлением). По указанию П. IV в 1559 был впервые издан «Индекс запрещенных книг». Когда он умер, народ сбросил его статую в Тибр и сжёг тюрьму инквизиции.
П. VI, в миру — Джованни Баттиста Монтини (Giovanni Battista Montini) (родился 26.9.1897, Концезио, близ г. Бреша), римский папа с 1963. Происходит из семьи видного деятеля католического движения Италии. В 1916 окончил лицей, в 1920 семинарию, затем продолжал образование в Папском и государственном университетах в Риме. В 1923—54 на дипломатической службе Ватикана (с 1937 помощник государственного секретаря, с 1952 заместитель государственного секретаря). В 1954 стал архиепископом Милана, в 1958 посвящен в кардиналы. 21 июня 1963 избран римским папой, 30 июня коронован. Выступил сторонником умеренных реформ католической церкви, чтобы приспособить её к условиям современности. В 1963—65 провёл сессии Вселенского собора, созванного в 1962 предшественником П. VI Иоанном XXIII (см. Ватиканские соборы). Нарушив традицию, в соответствии с которой римские папы с 1870 не покидали пределов Ватикана, П. VI с 1964 нанёс визиты во многие страны мира (посетил Палестину, Индию, США, Колумбию, Уганду, Филиппины, Австралию и др.). Выступил за сближение церквей, за сохранение мира между народами. П. VI расширил коллегию кардиналов до 147 чел. (1973). Начал перестройку римской курии (апостолическая конституция «Регимини экклезие универсе», 1967). Важнейшие акты П. VI — энциклики «Экклезиам суам» (1964), «Популорум прогрессио» (1967), «Гумане вите» (1968), апостолическое послание «Октогезима адвениенс» (1971).

Словарь по культурологии:

(греч. как передача лат. Paulus, «малый»), «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время Его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Тарсе (в Киликии); он — наследственный римский гражданин (Деян. 22:25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя П.- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18:3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26:5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22:3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7:58; 8:1), в арестах христиан в Иерусалиме (8:3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9:1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», 9:4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни П. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, П. принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1:17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9:24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17:16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно — побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда П., воззвав к Богу, чудесно освобожден: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16:26). В доказательство правоты нового вероучения П., «исполнившись Духа Святого» (13:9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13:6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы П. и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «Богу живому», 14:8-18) и даже воскрешает умершего (20:9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, П. отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарию к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (П. предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако П. и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28:3-6). В Риме, проповедуя, он живет два года (28:30-31). О казни П. в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит ее ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65 г.); он был казнен в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п.
П. приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими П., а его — подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения П. во время его вознесения «до третьего неба» (срв. 2 Кор. 12:2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла по мукам».
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Советская историческая энциклопедия:

1.
в раннехрист. традиции один из апостолов. Ортодоксальные теологи ему приписывают 14 посланий, вошедших в Новый завет. В действительности эти послания были составлены не в 1 в. (когда жил, по церк. преданию, П.), а на протяжении следующих ста лет (вплоть до сер. 2 в.) и не одним, а неск. лицами. О деятельности П. подробно рассказано в "Деяниях апостолов". Он изображается первоначально гонителем христиан, после "откровения" — крестившимся (при этом изменил прежнее имя Савл на П.). С именем П. связывается то течение в раннем христианстве (называемое паулинизмом), к-рое стремилось к радикальному разрыву с иудаизмом и к превращению христианства в универсальную религию (это течение победило в христианстве к нач. 3 в.).
2.
(Pavel), Елена (1915 — 1.VIII.1943) — деятельница рум. рабочего движения. Род. в семье учителя. В 1934 поступила на мед. ф-т Ясского ун-та, где вступила в Союз коммунистич. молодежи. В 1936-38 — в тюрьме. В 1938 вступила в компартию Румынии и по заданию ее руководства работала в орг-ции "Красная помощь" в Бухаресте, в 1939-41 — в Галаце, а с 1941 занималась организацией актов саботажа на предприятиях в Бухаресте. В сент. 1942 арестована и после 13-дневных тщетных допросов с пытками приговорена к 25 годам каторжных работ. Погибла в тюрьме Плоешти во время налета амер. авиации.
=====
Лит.: Luptatori pentru pace, socialism si fericirea popurului, v. 1, Buc., 1955.
3.
Юлий (Julius Paulus) — рим. юрист кон. 2 — нач. 3 вв. Современник Папиниана и Ульпиана. Чл. императорского совета при Септимии Севере и Каракалле, префект претория при Александре Севере. Автор большого числа юридич. соч. (80 кн. о преторском праве, ок. 16 о гражд. праве и др.), эксцерпты (краткие извлечения) из к-рых составляют приблизительно 1/6 текста Дигест Юстиниана (см. Corpus juris civilis). Принадлежность П. соч. "Сентенции" в 5 кн. (краткое изложение юридич. правил) в настоящее время, однако, оспаривается.
=====
Лит.: Перетерский И. С, Дигесты Юстиниана, М., 1956; Levy E., Pauli sententiae, N. Y., 1945.

Мифологическая энциклопедия:

(греч. как передача лат. Paulus, «малый»)
в христианской традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Таре (в Киликии); он — наследственный римский гражданин (Деян. 22, 25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя П.- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18, 3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26, 5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22, 3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7, 58, 8, 1), в арестах христиан в Иерусалиме (8, 3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9, 1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь меня?», 9, 4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни П. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, П. принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1, 17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9, 24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17, 16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно — побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда П., воззвав к богу, чудесно освобожден: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16, 26). В доказательство правоты нового вероучения П., «исполнившись духа святого» (13, 9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13, 6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы П. и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «богу живому», 14, 8-18) и даже воскрешает умершего (20, 9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, П. отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарею к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (П. предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако П. и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28, 3-6). В Риме, проповедуя, он живет два года (28, 30-31). О казни П. в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит ее ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65); он был казнен в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п.П. приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими П., а его — подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения П. во время его вознесения «до третьего неба» (ср. 2 Кор. 12, 2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла ПО мукам». С. С. Авериниев.

Словарь личных имен:

Вла, муж.
Отч.: Павлович, Павловна; разг. Павлыч.
Производные: Павелка; Павлик; Павлуня (Павлюня); Павлуся (Павлюся); Павлуха; Павлуша; Павля; Павлюка; Павлюкаша; Павша; Пава; Паха; Паша; Пашата; Пашуня; Пашута; Пашуха; Паня (Пана); Панюта; Панюха; Панюша; Паняша; Паля; Палюня (Палуня).
Происхождение: (Лат. paulus — маленький.)
Именины: 5 янв., 23 янв., 27 янв., 28 янв., 6 февр., 1 марта, 17 марта, 20 марта, 23 марта, 29 марта, 30 марта, 9 апр., 19 апр., 29 апр., 16 мая, 31 мая, 4 июня, 10 июня, 16 июня, 21 июня, 9 июля, 11 июля, 12 июля, 14 июля, 29 июля, 10 авг., 12 авг., 30 авг., 10 сент., 12 сент., 23 сент., 8 окт., 16 окт., 17 окт., 23 окт., 4 нояб., 19 нояб., 11 дек., 20 дек., 28 дек.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Павел, муж. имя (Павлович, Павловна)

Новейший философский словарь:

ПАВЕЛ (Paulus) АПОСТОЛ (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) — христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей, трансформировать христианство в мировую религию. П. всемерно акцентировал идею о наднациональном статусе цивилизации, формирующейся на основе веры в Христа. Будучи в первые годы своей просветительской деятельности активным противником христианства, П. пережил душевный перелом по дороге в Дамаск и, в дальнейшем, стал «апостолом язычников» от Азии до Испании и Британии. П. — автор 14 посланий, содержащих первую попытку систематизи-ции христианского вероучения в чисто богословском контексте: были введены в широкий оборот на основе разработок стоиков и представителей иудейско-эллинистической философии такие термины, как закон и благодать; жизнь и смерть; дух и тело; справедливость, данная Богом и заслуженная своим трудом и т.п. Был казнен вместе с апостолом Петром в Риме по велению Нерона. В религиоведческой литературе используется понятие «паулинизм» для характеристики связанных с П. тенденций в раннем христианстве, определяемых отходом от радикального бунтарства первоначального христианства (см. Послание П. к Римлянам: «бла-гославляйте гонителей ваших; благославляйте, а не проклинайте» (12: 14), «побеждай зло добром» (12: 21) и т.п.). В вопросе соотношения с иудаизмом паулинизм противостоит так называемому петринизму (от имени апостола Петра), выражая позицию радикального разрыва. В философском романе В.Ф. Тендрякова «Покушение на миражи», моделирующем ситуацию компьютерной реконструкции земной истории в условиях изъятия из контекста ключевой фигуры — Иисуса Христа, роль последнего изоморфно воспроизводит П.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

апостол
имя
павка
павлик
палыч
паук
паха
паша
первоверховный
пол
савл
саул

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Павел
род. п. Павла, др.-русск., ст.-слав. Павьлъ (Клоц., Супр.). Из греч. от лат. Paulus. Диал. павел "паук", арханг. (Подв.), из па(в)ук под влиянием имени собств.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019