Определение слова «ЭТАТИЗМ»

Толковый словарь Ефремовой:

этатизм м.
1. Одно из направлений политической мысли, признающее приоритеты государства во всех сферах общественной жизни.
2. Процесс усиления роли государства, его фетишизации.

Большой энциклопедический словарь:

ЭТАТИЗМ (от франц. etat — государство) — направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

Экономический словарь терминов:

(франц. etat — государство)
активное участие государства в экономической жизни общества.

Советская историческая энциклопедия:

(от франц. tat — государство) — термин, употребляемый иногда для обозначения усиления роли гос-ва в экономич. жизни об-ва. Термин "Э." (в значении гос. централизации) ввел в лит-ру швейц. бурж. либерал Н. Дро в кон. 19 в. Наибольшее распространение получил в применении к Турции, где еще в 1922 Кемаль Ататюрк предложил "огосударствить" (по-турецки "девлетлешдирмек", откуда тур. назв. Э. — "девлетчилик") "те предприятия и учреждения, которые будут представлять непосредственно государственный интерес". Позднее Э. был объявлен одним из осн. принципов кемализма, включен в программу Народно-республиканской партии (1931) и даже в конституцию Турецкой Республики 1937 как офиц. экономич. доктрина тур. пр-ва. В условиях продолжавшейся тогда борьбы тур. нац. буржуазии за сохранение политич. и достижение экономич. независимости страны Э. сыграл значительную положительную роль, позволив Турции, при слабости частного нац. капитала и его уклонении от вложений в сферу пром. произ-ва, все же добиться создания основ нац. экономики и на нек-рое время защитить ее от экспансии иностр. капитала. Гос.-капиталистич. сектор в Турции, создававшийся гл. обр. за счет бюджетных средств, включал пром. и трансп. строительство, организованную с целью его финансирования банковскую систему, а также ряд быв. иностр. концессий, выкупленных в казну. Политика Э. включала и нек-рое регулирование деятельности частных предпринимателей, вмешательство во внешнеторг. операции и т. д. В меньшей степени Э. распространился на с. х-во. Существенное значение для развития основанной на Э. тур. нац. экономики имела помощь Сов. Союза, предоставившего Турции в 1932 долгосрочный беспроцентный кредит на строительство текст. комбинатов и др. пром. объектов. Однако по мере усиления в тур. правящих кругах влияния крупной буржуазии и отхода их от принципов нац. политики стал видоизменяться и характер Э. Особенно заметные изменения произошли в годы правления Демократич. партии (ДП; 1950-60), когда начали приниматься меры, направленные на ограничение сферы деятельности гос.-капиталистич. сектора и всемерное поощрение частного тур. и иностр., в первую очередь амер., капитала, а защитные тенденции в отношении торг. и финанс. экспансии империалистич. гос-в были сведены до минимума. Снижению прогрессивного значения Э. как средства подъема нац. экономики способствовало также участие Турции в агрессивных воен. блоках. После гос. переворота 27 мая 1960, свергнувшего пр-во ДП, прогрессивная тур. общественность выдвинула лозунг "нового Э." с целью приспособить выдвинутый ранее Ататюрком принцип к новым условиям борьбы за независимое развитие страны.
=====
Лит.: Данциг Б. М., Этатизм, его сущность и значение в экономике Турции, "Уч. зап. института востоковедения АН СССР", 1959, т. 17; Государственный капитализм в странах Востока. (Сб. статей), М., 1960; Алибеков И. В., Государственный капитализм в Турции, М., 1966.
=====
И. В. Алибеков. Баку.

Толковый словарь Кузнецова:

этатизм
ЭТАТИЗМ -а; м. [от франц. tat — государство] Книжн.
1. Политическая теория, рассматривающая формирование государства в качестве высшего этапа общественного развития.
2. Политика активного вмешательства государства во все области общественной, экономической жизни. Экономический э.
Этатистский (см.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
этатизм, -а

Новая философская энциклопедия:

ЭТАТИЗМ (от франц. tat – государство) – идеология, абсолютизирующая роль государства [ГОСУДАРСТВО]в обществе [ОБЩЕСТВО]и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.
Идеи этатизма были свойственны социальным концепциям еще в древности, однако приобрели артикулированный характер с формированием самого понятия государства как безличного социального института, имеющего статус субъекта определенных социальных отношений и действий, что, в свою очередь, стало возможным с окончанием эпохи абсолютных монархий. Формирование абстракции государства имело большое теоретическое и политическое значение. В.Орландо представлял государство в виде юридического лица, что означало открытие, имеющее для правоведения значение не меньшее, чем декартовское «cogito ergo sum» для философии. Этатизм прежних эпох не мог выделить государство как таковое, отграничив его от государя. Так, еще Н.П.Огарев [ОГАРЕВ]полагал немыслимой идею государственной собственности на землю и отвлеченного понятия государства-собственника, владеющего поземельной собственностью на правах частного человека, и считал возможным говорить либо о государевой, либо о земской собственности: до понятия государства-собственника, по его словам, не додумались ни практическая Англия, ни Французская революция и французский социализм, ни прусская философия, хотя они и «придали отвлеченному понятию государства всякие отвлеченные свойства, или силы; государство могло быть высшим разумом, высшим правосудием, высшей идей, которой каждый был обязан жертвовать жизнью...» (Огарев Н.П. Избр. социально-политические и философские произв., т. 1. М., 1952, с. 598).
Разбирая воззрения «экономистов», А. де Токвильпришел к выводу: «Громадная социальная власть, рисующаяся воображению экономистов, не только обширнее всех тех, которые были у них перед глазами, она, кроме того, отличается от них своим происхождением и характером. Она не истекает непосредственно от Бога и не связана с преданием, она безлична и имя ей уже не король, а Государство; она не составляет наследственного достояния какой-либо фамилии; она исходит от совокупности, представляет всех и должна подчинять права отдельного лица общей воле. С этой особой формой тирании, называемой демократическим деспотизмом и неведомой средним векам, их мысль уже близко освоилась» (Токвиль А. де. Старый порядок и революция. Пг., 1918, с. 134). Токвиль нарисовал картину воображаемого общества, в котором этатистская идея реализуется в сочетании с идеей демократического равенства. Над толпами равных и похожих друг на друга людей возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютно дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром; она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берет на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства, она лишает людей инициативы, препятствует рождению нового, гасит и отупляет, превращая в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство.
По словам либерального критика этатизма Л. фон Мизеса, если Людовик XIV говорил: «Государство – это я», то современный этатист говорит: «Слуга Государства – это я», имея в виду «Государство – это Бог». Крайним выражением этатизма является квазирелигиозный культ государства, убеждение в его почти сверхъестественном всемогуществе. С точки зрения философии «государствопоклонства», считает Мизес, политические конфликты рассматриваются не как столкновения между различными группами людей, а как борьба между принципами добра, воплощенного в великом боге Государстве (материализации великой идеи нравственности), и зла, сосредоточенного в «грубом индивидуализме» эгоистичных людей. Государство представляет общественное благо, справедливость, цивилизацию и высшую мудрость, тогда как индивиды – жалкие ничтожества, склонные постоянно вредить друг другу и нуждающиеся в опеке.
Этатизм неоднороден. Воплощение в той или иной степени и форме этатистских идей связывают с тоталитаризмом [ТОТАЛИТАРИЗМ], социализмом [СОЦИАЛИЗМ], государственным патернализмом [ПАТЕРНАЛИЗМ](концепция государственной опеки, устанавливаемой над индивидами, предприятиями и организациями) и интервенционизмом (доктрина административного вмешательства в рыночную экономику). «Утопический этатизм» (по выражению Н.А.Бердяева [БЕРДЯЕВ]) свойствен концепциям евразийцев. В 30-е гг. 20 в. этатизм составлял одно из основных положений идеологии кемализма в Турции. Наряду с термином «этатизм» встречается термин «этакратизм». Им обозначают государственный способ производства, основанный на государственной собственности (феномен власти-собственности) и замещающий «чистые» экономические связи властно-хозяйственными отношениями. Общая направленность производства предопределяется при этом волевыми действиями власти.
В.М.Быченков

Социологический словарь:

ЭТАТИЗМ — англ. etatrnn; нем. Etatismus. Социол. теория, обосновывающая необходимость активного вмешательства государства в экон. и полит, жизнь общества, рассматривающая его как высший результат и цель обществ, развития.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru