Определение слова «ТОКВИЛЬ»

Большой энциклопедический словарь:

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (Алекси) (1805-59) — французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). В сочинениях "О демократии в Америке" (1835) — "Старый порядок и революция" (1856) анализировал противоречия "демократической революции", отмечая несовместимости свободы с тенденциями к социальному равенству и нивелированию индивидуальных различий; утверждал, что и без революции была возможна ликвидация старого режима во Франции.

Новейший философский словарь:

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (1805-1859) — французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848. Т. не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в., но, заново открытый в середине 20 в., все чаще признается одним из классиков социологии и политологии. Основные работы Т.: «Демократия в Америке» (1835-1840) и «Старый режим и революция» (1856) — посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внимания автора — проблемы демократии и свободы. Т. специально не занимался вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы оригинального, по сути, социологического подхода к изучению общественных явлений. На формирование взглядов Т. большое влияние оказал Монтескье, в том числе такие его идеи, как детерминизм и историзм в анализе общества. Знаменитая и очень популярная и в конце 20 ст. на Западе книга Т. «Демократия в Америке» представляет собой одну из наиболее удачных в 19 в. попыток целостного исследования конкретного общества, во всем многообразии его институтов и связей: обычаи и право, политика и экономика, семья, воспитание и культура и др. Вместе с тем, это не монографическое описание, а теоретико-социологическое исследование. Автор констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ: аристократия и демократия, используя эти термины прежде всего в социологическом смысле. Американское общество интересует Т. как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений. Основным содержанием этого глобального процесса является, по Т., индивидуализация общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между группами, рационализация мышления, приватизация частной жизни, ослабление ответственности перед обществом. Т. представил масштабное описание этоса демократического общества в Америке; происходящих под влиянием изменений объективных условий перемен в общественном сознании, образе жизни, семье, воспитании, культуре. Новое общество, в отличие от феодализма, представляется Т. как бесклассовое. Вместе с тем Т. не верил в социалистический идеал. Неравенство, по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми. Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и т.п.) формы. Раскрепощая инициативу людей и в целом способствуя возникновению более гуманных отношений, демократия порождает проблемы, вытекающие из противоречий равенства и свободы, создавая, например, новые формы социального неравенства: централизацию власти и «индустриальную бюрократию». Изолированные индивиды оказываются «равными» в своей зависимости от всесильной бюрократии. Индивидуализация и централизация, противореча друг другу, являются неотъемлемыми формами демократического процесса. Само возникновение демократии, по мнению Т., было связано с образованием абсолютным монархий. «В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все похожие явления порождены общей причиной. Эта общая причина — переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству». Процесс индивидуализации приводит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с государственной машиной и «новой аристократией» — промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Фромм обозначил как «бегство от свободы». Т. дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке. Однако, если для социалистов централизация власти в промышленном обществе являлась исходным пунктом анализа, Т. воспринимал этот процесс как маргинальный. Возникновению политического и других форм деспотизма из самой демократии, по его мнению, должны противостоять растущее самосознание и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие местного самоуправления, добровольных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства. Значение Т. в истории социальных наук определяется оригинальностью его метода, основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов, политической истории и промышленной революции во Франции и Америке. На фоне глобальных теоретических конструкций, модных в 19 в., его работа «Демократия в Америке» отличалась редким для того времени сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования. Не получившие справедливой оценки современников идеи Т. оказали значительное влияние на историю социальной мысли в 20 в., в том числе на творчество М. Вебера.

Новая философская энциклопедия:

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис Клерель де (29 июля 1805, Верней – 16 апреля 1859, Канн) – французский социолог, историк и политический деятель. Член французской Академии (с 1841). Лидер консервативной Партии порядка, был министром иностранных дел (1849). Автор работ: «О демократии в Америке» (De la dmocratie en Amrique», . 1–2, 1835–40), «Старый порядок и Революция» (L’Ancien Rgime et la Rvolution, 1856).
Специфика и радикальная новизна политической мысли Токвиля состоят в попытке совмещения идей классического либерализма с идеей демократии, понятие которой наполняется у него новым содержанием. Вся предшествующая политическая философия рассматривала демократию прежде всего как форму правления, при котором утверждается суверенитет народа. Токвиль увидел в демократии нечто большее – беспрецедентное историческое событие, особое общественное состояние, определенный тип социальной связи. Существеннейшей чертой демократии является, по Токвилю, равенство; демократическое общественное состояние лишено иерархии, за исключением иерархии общественных функций; в отличие от общества аристократического типа в нем ослаблены социальные связи. Индивид демократического общества, с одной стороны, освобождается от цепей личной зависимости, но, с другой стороны, он остается изолированным, затерянным в толпе. Т.о., демократическое общество постоянно воспроизводит индивидуализм на всех уровнях своего бытия. Токвиль отличает демократический индивидуализм от эгоизма как страстной, чрезмерной любви к самому себе, заставляющей человека относиться ко всему на свете лишь с точки зрения личных интересов и предпочитать себя всем остальным людям.
В политической плоскости демократия выступает как торжество идеи народовластия, в соответствии с которой каждый индивид обладает равной долей власти и участвует в управлении государством. Демократический индивид подчиняется обществу потому, что признает полезным для себя союз с себе подобными и понимает, что данный союз не может существовать без власти, поддерживающей порядок. Гражданские отношения – свобода и равенство, управляющие всеми аспектами человеческой жизни, осознаются в то же время как отношения естественные (от природы все люди равны и свободны). Демократия в своей политической плоскости столь же двойственна, как и демократическое общественное состояние: она освобождает от произвола личного правления, но при этом исчезают и все «промежуточные звенья», представляющие собой сдерживающие моменты на пути усиления централизации и бюрократизации власти. Изначальная двойственность демократического принципа заключается в том, что он содержит в себе в качестве возможности возникновение и истинно народного государства, способствующего процветанию страны и населяющих ее людей, и образование государства-деспота, государства-жандарма: демократия, по Токвилю, всегда оставляет возможность для разрыва социальной и политической ткани общества.
Сочинения:
1. Oeuvres compltes, t.1–12. P., 1951–64;
2. в рус. пер.: Демократия в Америке. М., 1992;
3. Старый порядок и Революция. М., 1997;
4. Воспоминания. М., 1893.
Литература:
1.  Marient P. Tocqueville et la nature de la dmocratie. P., 1977.
M.M.Федорова

Социологический словарь:

Токвиль (Tocqueville) Алексис (29.07.1805, Париж-16.04.1859, Канны) — франц. политический мыслитель, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848 г. Главная тема его исследований и размышлений — исторический генезис, сущность и перспективы демократии, которую он понимал предельно широко как принцип социальной организации современного общества, противоположного феодальному.
По мнению Токвиля, первая фаза генезиса демократии — образование абсолютных монархий. "В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все эти похожие явления порождены одной общей причиной. Эта общая причина — переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству. Знать уже сломлена, а народ еще не поднялся, одни находятся слишком низко, другие недостаточно высоко, чтобы вмешиваться в решения власти. В течение полутора веков длился этот золотой век властителей, когда они одновременно наслаждались политической стабильностью и всемогуществом, которые обычно исключают друг друга". Революции сметают абсолютизм, но не уничтожают его наследия — централизованной государственной власти.
"Демократическая революция" совершается во имя "свободы и равенства", но между этими двумя лозунгами существует противоречие, что особенно заметно обнаружилось в ходе французской революции 1789-1794 гг. Ниспровержение старого режима и полная отмена феодальных привилегий, торжество идеологии эгалитаризма сопровождались неимоверным усилением государственной власти, превратившей отдельную личность в простой инструмент, используемый для служения своим целям. "Машина управления" (une machine de gouvernement) становится все более громоздкой, всюду проникающей и могущественной. Вместо феодального неравенства устанавливается бюрократическая "иерархия функционеров", в системе которой каждый человек оказывается всесторонне зависимым от анонимной власти целого. "Эта огромная социальная власть безлична; она больше не исходит от короля, но от Государства... она — продукт и представитель всех, и подчиняет право каждого воле всех... Это особая форма тирании, которую называют демократическим деспотизмом. Нет больше социальной иерархии, нет четкого деления на классы и строго установленных рангов; народ, составленный из абсолютно похожих индивидуумов, эта расплывчатая масса, признаваемая за единственно законный источник верховной власти, но старательно лишенная всякой возможности руководить и даже контролировать свое правительство".
Критика формального демократизма буржуазного общества у Токвиля несколько опережала свое время, потому что тенденции, о которых он писал, в полной мере проявились только в эпоху государственно-монополистического капитализма. Отчуждение социально-политических функций от личности дополняется, как отмечал Токвиль, уходом личности в свой собственный приватный мир, в сторону от общественных отношений. Этот феномен Токвиль называл "индивидуализмом" и видел в нем почву нового, романтического стиля искусства, изображающего человека "перед лицом природы и Бога... с его страстями, сомнениями, необыкновенными радостями и невообразимыми несчастьями". Возникновение политического деспотизма из недр демократии, по мысли Токвиля, объясняет переворот Наполеона III, к которому он до конца дней своих относился с непримиримой враждебностью. В этих условиях оплотом свободы Токвиль считал укрепление общинных учреждений и местного самоуправления, развитие добровольных ассоциаций и строгую ответственность чиновничества. Необходимым условием сохранения свободы, по Токвилю, является также распространение религиозных убеждений, по природе своей несовместимых с культом государства. Идеи Токвиля оказали влияние на М. Вебера, исходившего из антитезы индивидуальной свободы и бюрократического рационализма, и теоретиков так называемого "массового общества" концепций.
Соч.: 1) L`ancien Regime et la Revolution. P., 1956.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru