Определение слова «гончар»

Толковый словарь Ефремовой:

гончар м.
Мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки, изразцы и т.п.).

Толковый словарь Ушакова:

ГОНЧА́Р, гончара, ·муж. Ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.

Большая советская энциклопедия:

I
Гончар
Андрей Александрович (р. 21.11.1931, Ленинград), советский математик, член-корреспондент АН СССР (1974). Окончил МГУ (1954), с 1967 профессор там же. С 1965 в Математическом институте им. В. А. Стеклова АН СССР. Основные труды по теории аналитических функций и теории приближений.
Соч.: Скорость приближения рациональными дробями и свойства функций, в кн.: Труды Международного конгресса математиков (Москва. 1966), М., 1968; Локальное условие однозначности аналитических функций нескольких переменных, «Математический сб.», 1974, т. 93, в. 2; О сходимости аппроксимаций Паде для некоторых классов мероморфных функций, там же, 1975, т. 97, в. 3.
II
Гончар
Иван Тарасович (1888, с. Крищенцы, ныне Винницкой области, — 1944), мастер украинской народной керамической скульптуры. Учился у своего отца-гончара. Начав в 16 лет украшать крышки сосудов лепными фигурками, перешёл постепенно к созданию остро гротескных по пластике скульптурных групп и фигурок («Один с сошкой — семеро с ложкой», «Будённовцы», «Белые бегут» —1920-е гг.; «Обезьяны-музыканты», 1936; все — в Музее украинского народного искусства, Киев). В 1935—1941 вёл обучение в экспериментальных мастерских при Киевском музее украинского искусства.
Лит.: Мусiєнко П. Н., Iван Гончар, К., 1952.

И. Т. Гончар. «Паны на прогулке». Керамика. 1930-е гг. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.
III
Гончар
Олесь (Александр Терентьевич) (р. 3.4.1918, с. Суха на Полтавщине), украинский советский писатель. Член КПСС с 1946. Родился в крестьянской семье. Начал печататься в 1938. В июне 1941 ушёл добровольцем на фронт. В 1946 окончил Днепропетровский университет. Уже в ранних рассказах «Черешни цветут», «Целебная вода», «Иван Мостовой» (1938) ощущалось стремление изображать сильные, цельные характеры. В 1946 опубликовал книгу «Альпы» —1-ю часть трилогии «Знаменосцы», 2-я часть — «Голубой Дунай» (1947), 3-я часть — «Злата Прага» (1948); 2 части трилогии удостоены Государственной премии СССР в 1948, 3-я — в 1949. «Знаменосцы» — одно из лучших произведений советской литературы о Великой Отечественной войне 1941—45, рисующее благородство, мужество, гуманизм советских воинов, стремление к миру, острое чувство справедливости. Повесть Г. «Земля гудит» (1947) изображает героическую борьбу полтавских комсомольцев-подпольщиков против фашистских оккупантов. Г. принадлежат несколько сборников новелл, повесть «Пусть горит огонёк» (1954), киноповесть «Партизанская искра» (1956). В романах, посвященных жизни тружеников юга Украины, Г. нарисовал картины подневольного труда и пробуждения классового сознания дореволюционного украинского крестьянства («Таврия», 1952), показал героизм народа, поднявшегося в 1919—20 на защиту завоеваний социалистической революции («Перекоп», 1957). Роман «Человек и оружие» (1960) — о судьбах людей на войне — удостоен премии им. Т. Шевченко в 1962. Герои романа «Тронка» (1963; Ленинская премия 1964) — наши современники, чабаны и рабочие — преобразователи земли. Писатель рассказал о людях, щедрых на труд и на добро, создал глубокие и сложные характеры. В 1968 опубликовал роман «Собор». В 1970 вышел роман «Циклон» о преемственности героических традиций советских людей. В творчестве Г. органически сочетаются лиризм и романтическая окрылённость с глубоким реализмом в изображении людей и явлений жизни. Книги Г. переведены на многие языки народов СССР и на иностранные языки. Депутат Верховного Совета СССР 6—8-го созывов, председатель правления СП Украины (1959—71), один из секретарей правления СП СССР. Награжден 2 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями.
Соч.: Твори, т. 1—2, К., 1954; Твори, т. 1—4, К., 1959—60; Твори, т. 1—5, К., 1966—67; в рус. пер. — Избранные произведения, т. 1—2, К., 1951; Избранное, М.,1969.
Лит.: Шумило Н., Олесь Гончар, К., 1951; Килимник О., Олесь Гончар, К., 1966; Про Олеся Гончара. Лiтературно-критични матерiaли, К., 1968; Бабишкiн О., Олесь Гончар, К., 1968; Семенчук I., Вогонь творения, К., 1968.
А. А. Тростянецкий.

О. Гончар. «Знаменосцы» (Москва, 1949). Шмуцтитул В. Богаткина ко 2-й части.

О. Гончар.

Толковый словарь Даля:

гончар
См. гонять

Этимологический словарь Крылова:

Общеславянское слово, имевшее первоначально вид гърнъчарь, – образовано от гърньць – "горшок", уменьшительным от гърнъ – "котел". К той же основе восходит и существительное горн.

Толковый словарь Кузнецова:

гончар
ГОНЧАР -а; м. Мастер, изготавливающий изделия из обожжённой глины (посуду, игрушки, изразцы и т.п.).
Гончарный, -ая, -ое. Г-ое искусство. Г-ые изделия. Г. горн. Г. круг (станок для выделки глиняных изделий, формовальный круг). Г-ые глины (использующиеся для изготовления глиняных изделий).

Малый академический словарь:

гончар
-а, м.
Рабочий, ремесленник, выделывающий из глины посуду.
Вечером гончар на обрыве жег горшки. Чехов, Мужики.

Мифологическая энциклопедия:

Горшечник, в мифах многих народов образ бога или культурного героя, который творит людей, либо ее мироздание (или отдельные его части) из глины. В индийской мифологии бог Брахма в одном из предшествующих своих рождений был Г. Египетский бог плодородия Хнум создает из глины на гончарном круге человека (в более позднем варианте — весь мир). В наиболее раннем варианте шумерского антропогонического мифа бог вод Энки призывает на помощь «добрых и благородных творцов» («формовщиков»), которые должны сгустить глину, взятую богиней-прародительницей Намму над бездной, после чего богиня Нинмах и богини рождения должны помочь в лепке человека и его судьбы. В этом мифе, как и в других типологически сходных с ним преданиях народов Старого и Нового света о сотворении человека из глины (вплоть до соответствующего библейского сюжета), отражены представления о стадиях приготовления и формовки глины в процессе гончарного дела. В мифологии догонов (Западная Африка) верховное божество Амма уподобляется Г., создающему солнце, луну, звезды и землю из глины. Для западноафриканских мифов характерно представление о гончарном деле как о божественном откровении, чаще всего связываемом с одной из первых прародительниц. В некоторых архаических обществах гончары составляли особую священную группу, обладавшую жреческими функциями и позднее ставшую отдельной кастой (ср. ханибэ в Древней Японии — касту, занимавшуюся изготовлением священных глиняных скульптур ханива, обычно помещавшихся у кургана и изображавших людей, животных, здания, утварь; касту гончаров на средневековом Цейлоне и во многих частях Индии, изготовлявшую ритуальные изображения из глины для свадеб и других обрядов и возводившуюся к Брахме). Ряд мифологических сюжетов связан с глиняными скульптурами и орудиями труда гончаров-жрецов. В древнеяпонской книге «Нихонги» рассказывается о всаднике, который, увидев ночью у кургана дивного коня, выменял его на своего собственного; утром же всадник обнаружил в конюшне глиняного коня (ханива), а своего коня нашел среди глиняных ханива у кургана (мотив обязательного изготовления глиняного изображения коня представителями социальных групп, которые не совершают настоящего жертвоприношения коня, представлен и в хеттских текстах). Работа гончара окружена ритуальными предписаниями: в Индии гончар начинал день с лепки священного фаллического изображения, которому, как и своему гончарному кругу, должен был тут же поклониться как символам бога Шивы.В Западной Африке, где (как и в некоторых областях Средней Азии) гончарное дело представляет сугубо женское занятие, считается, что горшечница обладает сверхъестественными способностями, потому что она обрабатывает «живую глину» — землю. Горшечница может вступить в брак только с кузнецом, изготовляющим при помощи огня орудия, культовые предметы, магические снадобья. Часто горшечница и кузнец выступают в роли жрицы и жреца во время обрядов, призванных обеспечить плодородие земли.Представление о священном характере занятий гончара (его отличие от бога состоит только в том, что он не может вдохнуть в свое творение душу), осмысленных в духе библейских ассоциаций, встречается и в позднейшей христианской литературе (ср. вирши иеромонаха Климентия Зиновьева кон. 17 — нач. 18 вв.: «Преть можно гончарство святым делом назвать: Поневаж бог Адама зволил з глины создать»).Лит.: Иофан Н. А., Культура древней Японии, М., 1974; Оля Б., Боги тропической Африки, М., 1976; Пещерева Е. М., Гончарное производство Средней Азии, М.- Л., 1959; Подгорбунский В. И., Заметки по изучению гончарства якутов, в сб.: Сибирская живая старина, в. 7, Иркутск, 1928; Franchet L.. Cramique primitive, P., 1911 Но cart A. М., Caste. A comparative study 2 ed„ N. Y.. 1968; его же, Kings and councillors, 2 ed., Chi., 1970; Trier J., Topf.- «Zeitschrift fur deutsche Philologie», Bd 70 Н. 4. Stuttg., 1947/49. В. В. Иванов

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
гончар, -а

Толковый словарь Ожегова:

ГОНЧАР, а, м. Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

гончар
укр. гончар, др.-русск. гърньчаръ(Житие Нифонта 1219г.), горъчарь (Пандекты 1296 г.; см. Соболевский, Лекции 112), ст.-слав. гръньчарь (Супр.). От др.-русск. гърньць, ст.-слав. гръньць "горшок"; см. Бернекер 1, 371; Преобр. 1, 144 и сл.; Мейе, Et. 211.

Грамматический словарь Зализняка:

Гончар, гончары, гончара, гончаров, гончару, гончарам, гончара, гончаров, гончаром, гончарами, гончаре, гончарах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru