Определение слова «АРХАТ»

Большой энциклопедический словарь:

АРХАТ — в буддизме хинаяны существо, достигшее "освобождения" (нирваны) от цепи перерождений (сансары).

Мифологическая энциклопедия:

(санскр. arhat. пали arahant, букв. «достойный»)
в буддийской мифологии: 1) эпитет будды; 2) в мифологии хинаяны человек, который достиг наивысшего уровня духовного развития, т. е. нирваны. Путь к достижению состояния А. разделяется на четыре уровня: «вступившего в поток», «возвращающегося один раз», «невозвращающегося» и «архата». А. считались главные ученики Шакьямуни (в т. ч. и женщины) — Ананда, Маудгальяяна, Шарипутра и др., а также многие буддисты последующих поколений. В махаяне состояние А. (т. н. нирвана шраваков) не считается конечным пределом развития личности, и поэтому А. должны продолжать свой путь как бодхисатвы.Лит.: Сопге Е., Buddhism. Its essence and development, N. Y., 1951, p. 93-95; Encyclopaedia of Buddhism, v. 2, fasc. 1. Ceylon, 1966, p. 41-54. Л. М.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
архат, -а

Новая философская энциклопедия:

АРХАТ (пали arahant, санскр. arhat – достойный) – в «ортодоксальном» буддизме тхеравады высшая ступень, которой может достичь последователь Будды, принявший монашеские обеты. С целью достижения этого результата он изучает дисциплинарные правила и приступает к че-тырехчастному нравственному тренингу (шила [ШИЛА]): 1) отказ от нанесения вреда – вреждения (ахимса [АХИМСА]) непосредственно и даже опосредованно всем живым существам и культивирование сострадания к ним (каруна [КАРУНА]); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия, включающему не только воздержание от совокупления,· но и от плотских желаний; 4) правдивостьизбежание любой лжи и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании со-радования живым существам (майтри [МАЙТРИ]).После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны [ДХЬЯНА]) и, наконец, к обретению сверхспособностей (напр., видение прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения (Дигханикая I. 63–85).
В классификациях тхеравадинской сотериологии архатчетвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии «вступившего в поток» сансары [САНСАРА]с целью пересечь его (сотапанна), «возвращающегося один раз» в сансару (сакадагамин) и «невозвращающегося» в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он, т.е. архат, уже в этой жизни должен войти в нирвану [НИРВАНА].В главе, посвященной архатам, составитель «Дхаммапады»характеризует «достойного» следующим образом (ст. 93–94): «У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его уделосвобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют» (пер. В.Н.Топорова). В текстах «Виная-питаки» архат характеризуется как «высший человек» (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды – Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и практически все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является сам Будда«совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей» (Дигха-никая I. 49 сл.).
Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на предмет безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины – самоотделению махасангхиков, когда после т.н. второго буддийского собора в середине 4 в. до н.э. Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной «нечистоте» и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов «Катхаваттху» («Пункты дискуссии»), ядро которого сложилось, вероятно, в 3 в. до н.э., свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками» о возможности телесной нечистоты у архата, его способности обладать теми же «сверхсилами» (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II–IV). Сомнения первых «еретиков» стали почвой, на которой выросла последовательная критика идеала архата как такового у махаянистов, которые в «Вималакиртинирдеша-сутре» (2 вв.) и в «Саддхармапундарика-сутре» (ок. 3 в.) противопоставили эгоцентрическому идеалу архата альтруистический идеал бодхисаттвы.
Литература:
1. Васильев В.П.Буддизм, его догматы, история и литература, ч. I, 3. СПб., 1857–1869.
В.К.Шохин

Краткий религиозный словарь:

В буддизме хинаяна, последняя ступень практики в достижении просветления, святой, достигший цели, нирваны, и навеки погрузившийся в нее. В махаяне идеал архата считается недостижимым и заменяется идеалом бодхисаттвы — спасителя всех живых существ

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru