Определение слова «АДИТЬЯ»

Большой энциклопедический словарь:

АДИТЬЯ — в ведийской и индуистской мифологии одно из имен божества Солнца, сын Адити; выступает также под именем Сурья.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Группа богов, определяемая в Ведах числом 7 или 8; принадлежат к древнейшим в пантеоне (восходят, очевидно, к индоиранскому периоду). В Ведах имена А. ("сыновей Адипи): Митра, Варуна, Арьяман, Бхага, Дакша, Амша; имя 7-го не называется, 8-м назван Мартанда, противопоставляемый старшим как смертный, прародитель людей (впоследствии отождествляется с Солнцем).
В Ведах А. связаны с брачным ритуалом; происхождение их неясно; в пантеоне они не занимают заметного места (исключая Варуну). В послеведийском пантеоне число их возрастает до 12 (потом ассоциируются со знаками солнечного зодиака), в группу включаются боги, ранее в нее не входившие, в т. ч. Индра, Вивасват, бог солнца, Вишну (как младший). Впоследствии Адитьяодно из имен бога солнца.
В. Эрман

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Aditya, от a-diti, «несвязанность», «безграничность»)
в древнеиндийской мифологии сын Адити [так, в «Ригведе» (VIII 52, 7) к Индре обращаются как к четвертому А.], обычно обозначение солнечного бога [в «Ригведе» (I 105, 16; 1, 50, 13) бог солнца Сурья называется А. и т. п.] или самого солнца. А. восходит, сопровождаемый жаром, он садится в ладью (АВ XVII 1, 25, ср. Чханд.-бр. II 5, 14), поражает чудовищ (Майтр.-самх. IV 1, 13). Однажды демон Сварбхану поразил А. тьмой, но боги освободили его (Джайм.-бр. II 386); боги взяли А. на небо; он золотой и золото — его (Тайтт.-бр. III 9, 20, 2); в сердце А. живет золотой человек (Майтр.-самх. VI 1; Майтр.-упан. VI 34); по вечерам А. входит к богу огня Агни (Тайтт.-бр. II 1, 2, 10); А. — истина (II 1, 11, 1), он жрец, ведающий песнопениями (Гоп.-бр. IV 3). В эпосе и пуранах — синоним солнца. В «Рамаяне. (IV 43, 46-47) А. выступает вместо Сурьи. В «Махабхара-те» (XIII 16, 44) об А. говорится как о вратах к пути богов. В более поздних текстах А. обычно сливается с Сурьей и лишь иногда указывается, что Сурья — сын Адити. О Вишну как А. см. в ст. ВИШНУ.Лит.: Тhieme P., Mitra and Aryaman, New Haven, 1957; его же. Die vedischen Adityas und die zarathustrischen Ama Spntas, «Zarathustra», hrsg. von B. Scherath, Darmstadt, 1970, S. 397-412; Pandit М. P., Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958. В. Т.

Теософский словарь:

(Санскр.) Одно из имен Солнца; как Мартанда он является Сыном Адити.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru