Определение слова «Сварог»

Большой энциклопедический словарь:

СВАРОГ — бог неба, небесного огня в славяно-русской мифологии, отец Дажбога и Сварожича.

Большая биографическая энциклопедия:

Сварог — древнеславянское мифологическое божество неба, отец солнца и огня. Ипатьевская летопись сближает его с Гефестом; по древним сказаниям Сварога, с появлением солнца ("Дажьбога"), и огня, называемого в древнеславянских и русских памятниках Сварожичем, предается покою, предоставив им творчество и управление вселенной. По свидетельству Дитмара (умер в 1018 г.), языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. По обыкновенному словообразованию Сварог происходит от санскрита sur (блистать) и почти тожественно с санскритским svarga — бог солнца.

Советская историческая энциклопедия:

Гл. бог рус.-слав. мифологии, бог неба, огня небесного. С. — отец бога солнца Дажбога и бога земного огня — Сварожича. Этимологию имени С. связывают с санскритскими svargs, что означало "небо".
=====
Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Др. Русь, "Зап. историко-филологич. ф-та СПБ ун-та", 1914, ч. 117; Рыбаков Б. A., Осн. проблемы изучения слав. язычества, М., 1964.

Мифологическая энциклопедия:

Сварожич (др.-рус. Сварог, Сварожичь; зап.-слав. Zuarasici, Zuarasiz в латинской передаче), в славянской мифологии бог огня. По данным древнерусских поучений против язычества, культ Сварожича был связан в славянском переводе хроники Иоанна Малалы (12 в.) с древнегреческим Гефестом. В древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли С. с Дажь-богом, названным в летописи сыном С. («... сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ», Ипатьевская летопись 1114 г.). Отрывок о Свароге, отце солнца, связан с вставкой о Совий в «Хронике» Иоанна Малалы. Оба эти текста, видимо, отражают общую культурную традицию, связанную с введением трупосож-жения (см. СОВИЙ). У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом, Radegast, Radigast, Redigost, Riedigost) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья (ср. СВЕНТОВИТ), а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря (ср. вепря как зооморфный символ солнца). У чехов, словаков и украинцев со С. можно связать огненного духа Рарога; ср. также Страха (-Раха) в восточнославянских заговорах.Лит.; Jakobson R., Selected writings, v. 2. The Hague — P., 1971, p. 640-41. В. П., В. Т.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Сварог
верховное божество языческой Руси, соответствующее в переводной литературе Гефесту, но также и Гелиосу (Ягич, AfslPh 4, 420 и сл.), др.-русск. Сварогъ (Малала, Ипатьевск. летоп.; см. Срезн. III, 265), Сварожичь, – сын Сварога, олицетворение огня (Паис. сборн.; см. Срезн., там же), также в русск. местн. нн. Сваружево, Сварыжь, [бывш.] Новгор. губ. (Погодин, ZfslPh 11, 35; ЖСт., 20, 425), кашуб. Swaroyno, местн. н. польск. Swarzyszewo (Брюкнер 37; AfslPh 40, 10 и сл.; 41, 301; Траутман, ZfslPh 19, 303; Elbslav. ОN 2, 105), ср.-лат. Zvarasici "deus Sclavorum in Rethra" (Титмар 6, 23), вероятно, также преобразованные по народн. этимологии в связи с tvarogъ в др.-словен. местн. нн. Тwаrосh (1309 г.), Tbaraschitzberg (1480 г.), в Нижней Штирии; см. Пайскер, Bltter f. Heimatkunde (Грац, 1926) 4; RЕS 6, 268; Starohrvatska Рrоsvеtа, N. S., 2, 1928, 36. Тем самым восстанавливается праслав. Svarogъ, который не был завезен в Ретру из Новгорода, вопреки Ягичу (AfslPh 4, 420 и сл.; 37, 496), Мансикке (Relig.); ср. Нидерле, RЕS 3, 117; Брюкнер, там же; KZ 48, 192.
Это имя обычно связывают со сварI(а), т. е. "спорящий, наказующий" (Ягич, AfslPh I, 412 и сл.; 4, 426; Маретич, AfslPh 10, 139; Брюкнер, AfslPh 40, 10 и сл.; KZ 46, 236 и сл., 50, 195). Другие пытаются установить родство с др.-инд. svrgas м. "небо", д.-в.-н. gi-swerc "грозовые тучи", англос. sweorc ср. р. "темнота, облако, туман", нидерл. zwerk "туча, облачное небо" (Уленбек, Aind. Wb. 355; РВВ 22, 199 и сл.; Корш, Jagi-Festschr. 258 и сл.; Сб. Сумцову 51; Фортуна тов, ВВ 3, 69; Гуйер, LF 36, 59). Однако нет никакой необходимости принимать в данном случае арийское (доиранское) заимствование, вопреки Коршу (там же, 258 и сл.) и Розвадовскому (RО I, 106). Неприемлема мысль о родстве с др.-инд. svarj- "независимый правитель", лат. rх "король", reg, -еrе "повелевать", др.-инд. rjan- "царь", так как при и.-е. *r- ожидалось бы слав. *rzъ; ср. Вальде–Гофм. 2, 432; Мейе–Эрну 1011. Сомнительно также сравнение с др.-инд. (вед.) s()var "солнце", авест. hvar – то же, потому что последние связаны с лат. sl, лит. sul "солнце" и содержат и.-е. l, вопреки Преобр. (II, 255). Ср. солнце.
••
[Якобсон (IJSLP, 1/2, 1959, стр. 269) поддерживает сравнение со слав. svara, svarъ. Мошинский (Zasig, стр. 87 и сл.) допускает ир. происхождение имени Сварог – от ир. слов со знач. "солнце, светить", с суф. -оgъ ир. происхождения, из скифск. Пизани (Lе religioni dеi Сеlti е dеi Balto-Slavi nеllЕurора precrist., Милан, 1950, стр. 56), в отличие от др. исследователей, видит в Сва-рожичь первонач. знач. "рогатая собака", с индо-ир. элементом. – Т.]

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru