Определение слова «складка»

Толковый словарь Ефремовой:

складка
I ж.
1. Загнутая и ровно сложенная вдвое полоска (на ткани, бумаге и т.п.).
|| Прямолинейный сгиб на ткани, бумаге.
2. Неровность, волнообразный изгиб.
|| перен. разг. Отвислость на теле, морщина на лице.
3. Волнообразный изгиб пластов земной коры.
II ж. устар.
То же, что склад II
III ж. устар.
То же, что складчина
IV ж. устар.
То, что сложено, сочинено; выдумка.

Толковый словарь Ушакова:

СКЛА́ДКА, складки, ·жен.
1. Полоса ткани или бумаги, загнутая и ровно сложенная вдвое. Заложить складку (сделать). Распороть складку. Отутюжить складку. Зашить складку. Блузка с мелкими складками. Юбка в складку.
| Прямолинейный сгиб на ткани. Брюки с выутюженными складками.
| Неровность, морщинка, изгиб (на ткани, бумаге). «В легких складках женской шали цвела ночная тишина.» А.Блок.
| Морщина (на коже). «На лбу всё резче ложились складки.» М.Горький. «Весь лоб, до переносицы, перерезала глубокая складка.» Фурманов.
2. Изгиб в слоях, пластах земной коры (геол.). Складка земной коры.

Большой энциклопедический словарь:

СКЛАДКА (складчатая деформация) — форма нарушенного залегания слоев горных пород, характеризующаяся их изгибом без разрыва сплошности.

Толковый словарь Кузнецова:

складка
СКЛАДКА -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж.
1. Сложенная вдвое и загнутая полоска на изделии из ткани, бумаги. Распороть складки. Встречная с. Бантовая с. Юбка в складку. Платье со складками. Брюки с острой складкой (с прямолинейным сгибом ткани).
2. Неровность, волнистый изгиб на ткани, бумаге и т.п. как украшение. Складки портьеры. С. переплёта. Уткнуться в мягкие складки шали. Падать, ложиться складками (о ткани). // Отвислость или глубокая морщина (на коже, теле). На щеках появились преждевременные складки. Глубокие складки на подбородке. Кожа вся в складках. Шея морщинится, собирается складками. Насмешливая, скорбная с. губ. Складки гнева, страдания на лбу.
3. Волнообразный изгиб пластов земной коры. Складки почвы. Складки горных пород. Известковая с.
Складочка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш. Мелкие складочки.

Малый академический словарь:

складка
1)
-и, род. мн. -док, дат. -дкам, ж.
1.
Сложенная вдвое и загнутая полоса на каком-л. изделии из ткани, бумаги и т. п.
Юбка в складку. Платье со складками.

[Старушка] носила накрахмаленные, собранные в мелкие складки белые воротнички. Достоевский, Неточка Незванова.
||
Прямолинейный сгиб на ткани.
[Войнаровский] внушил ему, что при любых обстоятельствах уважающий себя мужчина обязан выходить из дому со складкой на брюках. Панова, Времена года.
||
Неровность, волнистый изгиб на ткани, бумаге и т. п.
Складки портьеры.

Спрятав лицо в складки постели, перед кроватью стояла на коленях мать. Чехов, Враги.
Китель на животе и груди [Еремкина] собрался складками. Дягилев, Доктор Голубев.
||
Отвислость или глубокая морщина (на коже, теле).
[Александр] похудел. Глаза впали. На щеках и на лбу появились преждевременные складки. И. Гончаров, Обыкновенная история.
зале] стояли, дымя табаком, два брата Сомовы, в чесуче и с такими складками на шеях, будто они их перевязали веревочкой. А. Н. Толстой, Приключения Растегина.
2.
Волнообразный изгиб пластов земной коры.
Хутор до сих пор не показывался: он терялся в складке почвы. Григорович, Переселенцы.
Дорога шла мимо полузаросшего осокой пруда, в нем отражался, весь в складках, меловой обрыв. А. Н. Толстой, Гадюка.
2)
-и, ж. разг.
То же, что склад 2 (во 2 знач.).
[Дедушка] получил право на потомственное дворянство. Тем не менее купеческая складка и купеческие привычки остались за ним до смерти. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам! Он высмотрел в Егоре Павловиче человека особой складки. Федин, Первые радости.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
складка, -и, р. мн. -док

Толковый словарь Ожегова:

СКЛАДКА, и, ж.
1. Ровно сложенная вдвое и загнутая полоска на изделии из ткани, бумаги. Заложить складку. Распороть складку. Юбка со складками или в складку.
2. Прямолинейный сгиб на ткани. Брюки с отутюженными складками.
3. Морщина, отвислость на коже. Глубокие складки под подбородком. Складки на шее.
4. Изгиб в слоях горных пород (спец.). С. земной коры.
| уменьш. складочка, и, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).

Новая философская энциклопедия:

СКЛАДКА (франц. le pli) – понятие топологического класса, использующееся в основном как наглядная модель для описания сложных типов взаимодействия между гетерогенными элементами феноменологического опыта (в эстетике, онтологии и теории познания, семиотических исследованиях культуры). Близко идеям «фрагмента», выработанным в негативной диалектике (от С.Кьеркегора до В.Беньямина и Т.В.Адорно). Два основных направления интерпретации: складка как разрыв, пустота и как неразрывное сгибание. Так, Мерло-Понти в работе «Видимое и невидимое» (Le visible et l’invisible, 1964) попытался дополнить экзистенциальную феноменологию топологией восприятия: воспринимаемое и воспринимающий находятся в непрерывном перцептивном цикле, при котором воспринимающий становится воспринятым, а переход от воспринимающего к тому, что им воспринимается и обратно, создает эффект складки двух разнонаправленных сил восприятия, существующих в единстве-напряжении, сплетающихся между собой вплоть до образования единой перцептивной ткани, которую Мерло-Понти называл плотью (chair). Внешнее есть способ бытия внутреннего и между ними нет границы, которая не принадлежала бы им обоим (образец: лента Мебиуса).
Наиболее полную разработку понятие складки получило в работах Ж.Делёза [ДЕЛЕЗ] «М.Фуко» (1986, рус. пер. 1997), «Складка. Лейбниц и Барокко» (1988, рус. пер 1998). Французское понятие «pli» отсылает не только к складке, но и к понятию сгиба, сгибания и разгибания (pli, repli, depli), a также к «двойнику» (удвоению, отражению, взаимоналожению). Динамическая, «силовая» модель складки определяется противоборствующими силами, каждая из которых пытается взять верх над другой (силы сгибания, сгиба). Причем складывание – это не сгибание, ибо сгибать – это преодолевать сопротивление материала (или той, всегда внешней, силы, которая сохраняет форму сгибаемого), это значит прикладывать силу к материалу, который достаточно пластичен, чтобы уступить внешней для него силе запечатлеть на себе ее воздействие. Понятие складки относится к внутренней, эндогенной памяти материи, в то время как физика, механика, математика сгиба относятся к экзогенной памяти, определяемой всегда внешними друг другу силами.
Третье понятие, активно используемое Делезом в развертывании понятия складки как мыслительной формы, – это линия внешнего, или мировая линия, или линия линий, т.е. не те линии, которые видимы, ощущаемы или представляемы, а те, что подчиняются законам, действующим имманентно, и потому невидимы. Внешняя веем другим линиям и себе – это мировая линия совершенства. Поискам законов этой удивительной линии посвятили себя Лука Пачоли, Леонардо да Винчи, Г.В.Лейбниц, У.Хогарт и др. Эта линия не может быть актуализована, она остается виртуальной. Если складка/сгиб – это процесс и результат действия сил, точка их актуализации (игры сил), то линия внешнего – это мировое отклонение, «отклоняющаяся кривая», создающая условия для возможного сгиба или складывания, равнодействующая, по Лейбницу, в материи, организмах и душах. Эта линия реальна и виртуальна. Именно в силу ее свойств как образа мировой линии она является бесконечно дифференцирующей мир математической линией (исчисление бесконечно малых Лейбница). С.М.Эйзенштейн, П.Клее также мечтали о совершенной мировой линии.
Аналогом подобной линии в лейбницевской картине мира является принцип предустановленной гармонии. Эта линия всегда внешняя и по отношению ко всем силам, действующим в материи (складки, складывания), и ко всем силам души (сгибы и сгибания). В душе могут быть только сгибы, а в материи – только складки, душа сгибается, но материя складывается. Душа имеет форму, в то время как материя ее постоянно теряет. Форма души находит свое выражение в игре сил, и как только она прекращается, душа тут же гибнет. Вот почему душа может быть «несгибаемой», «крепкой как сталь», способной противостоять и «сгибаться под тяжестью грехов», в то время как материя складывается, покрывается складками, когда принимает в себя действующую на нее силу, но не может сгибаться неустанно, если же предел ее сопротивления достигнут, то она или распадается или переходит в иное состояние.
П.Флоренский, интерпретируя одежные складки (их иконографическую эволюцию в европейской и отечественной живописи), вводит различие между актуальными, видимыми складками и потенциальными: одежные складки, частые в древней живописи, являются визуальными знаками потенциальных складок. Складка потенциальна: совмещение двух чувственных поверхностей (когда осязательная поверхность, воспринимаемая в своей кривизне, полностью совпала бы с кривизной зрительной поверхности) исключено в принципе. Складка есть виртуальная линия сгиба одной чувственной поверхности в другую, она дает изображение, оставаясь идеальной, не данной прямому усмотрению. В качестве виртуальной линии она указывает на путь, и созерцающий глаз должен его пройти, чтобы художественное изображение приобрело смысл (так, Андрей Белый видит в разного рода складках, которые допускаются в древнегреческой скульптуре, определенную функцию, предицирующую будущее движение фигуры), что объясняет пластический источник известной «легкости» и «подвижности» античных образцов. Исследования Л.Жегина, посвященные «иконным горкам», также включают топологические размерности «складывания», «разлома», «вздымания», «трансформации» и др.
Литература:
1. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1990;
2. Жегин Л. Язык живописного произведения. М., 1970;
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986;
4. Арнольд В.И. Теория катастроф. М., 1990.
В.А.Подорога

Научно-технический словарь:

СКЛАДКА, в геологии — см. ФЛЕКСУРА.

Грамматический словарь Зализняка:

Складка, складки, складки, складок, складке, складкам, складку, складки, складкой, складкою, складками, складке, складках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru