Определение слова «Псалмодия»

Толковый словарь Ефремовой:

псалмодия ж.
1. Манера пения псалмов и других церковных песнопений в форме речитатива, мелодической декламации.
2. Церковное песнопение в форме диалога двух хоров или певца-солиста (обычно священника) и хора.

Большой энциклопедический словарь:

ПСАЛМОДИЯ (греч. psalmodia, от psalmos — псалом и ode — песнь, пение)способ пения псалмов в форме мелодической декламации, ритмика которой определяется грамматическими и логическими акцентами текста; псалмодия может быть хоровой, сольной, в виде диалога двух хоров (антифонной) или солиста и хора (респонсорной).

Большая советская энциклопедия:

Псалмодия
(греч. psalmoda, от psalmos — псалом и ode — песнь, пение)
в раннем русском осмогласии (См. Осмогласие) своеобразный способ исполнения псалмов в виде спокойной мелодической декламации в среднем регистре голоса. П. свойственна координация синтаксических и музыкальных акцентов, связь музыкальной фразировки со стихосложением. Этим русская П. сближается с П. григорианского хорала (См. Григорианский хорал), а также с византийской П., ведущей происхождение от еврейской.

Толковый словарь Кузнецова:

псалмодия
ПСАЛМОДИЯ -и; ж. [от греч. psalmos — псалом и d — пение, песнь] Церк.
1. Манера исполнения псалмов и других песнопений в форме речитатива, мелодической декламации.
2. Песнопение в форме диалога двух хоров или певца-солиста (священника) и хора.

Музыкальная энциклопедия:

(греч. palmodia — псалмопение)термин, к-рый в визант. письменности 5-6 вв. обозначал правила пения монахами Псалтири. Ранние муз. записи П. не сохранились. В лит-ре П. как пение сосредоточенное, не допускающее выражения эмоций, противопоставляется пению в "мирских" церквах. Э. Вернер определяет П. как вид монодии, в основе к-рой лежит строгая координация синтаксич. и муз. акцентов. Протяжённость, движение и фразировку силлабич. мелодии, её цезуры и каденции определяет синтаксич. конструкция всего текста, а не отд. слова. Сопоставляя раннехрист. формы богослужения с синагогальными, А. З. Идельсон, а также Э. Вернер пришли к выводу о происхождении визант.п. от еврейской. Муз. записи визант.п. относятся к 13 в. Поступенное движение голоса в этих записях часто сменяется скачками в объёме до октавы включительно; на отд. словах даны краткие мотивы, хотя конструкция напева в целом остаётся подчинённой стихосложению текста. Это — поздняя модификация P.
Важное место П. занимает в григорианском пении; типическим как для византийской, так и для григорианской П. являются мерное и плавное восхождение в начале напева (initium), речитация на одном звуке в середине (tenor), нередко прерываемая своего рода "кульминацией" на ещё более высоких звуках, и плавное же нисхождение в конце (finalis). Существовало три рода П., имевшие давнее происхождение, — респонсориальная П. (при к-рой сольное исполнение стихов псалма чередуется с хор. исполнением, своего рода "рефреном"), антифонная (попеременное пение двух хоров) и исполнение только сольное (в ранние периоды) или только хоровое (позднее).
Моск. церк. уставы характеризуют П. как пение "кротким и тихим гласом, косно (медленно) и во услышание всем", т.е. как спокойное, без особых усилий, пение в медиуме голоса. Такую П. представляют отд. участки Псалтири, распетой в 16 в. новгородским мастером пения Маркелом Безбородым. П. встречается в раннем рус. осмогласии (погласицы, самогласны, подобны). Рус. П. родственна византийской по методу изложения напева, основанному на координации синтаксич. и муз. акцентов и на связи стихосложения с муз. фразировкой.
Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-402; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Wagner Р., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1-3, Lpz., 1895, 1911-21; Idelsohn A., Jewish music in its historical development, N. Y., 1929, то же, 1944; Wellesz E., A history oi Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Werner E., The sacred bridge, L.-N. Y., 1959; Strunk О., The Byzantine office at Hagia Sophia, в кн.: Dumbarton Oaks Papers, numers nine and ten, Camb. (Mass.), 1956.
H. Д. Успенский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
псалмодия, -и

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru