Определение слова «ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Большая советская энциклопедия:

Перманентная революция
Идея перманентной, то есть непрерывной, революции была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и «Обращении Центрального Комитета к Союзу Коммунистов» (1850). Основоположники марксизма считали, что пролетариат, обладая достаточной силой, организацией, влиянием и занимая самостоятельную политическую позицию, может осуществить переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической, к установлению своей власти. «В то время как демократические мелкие буржуа хотят возможно быстрее закончить революцию,... наши интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 261). Непрерывность К. Маркс и Ф. Энгельс понимали как последовательную смену этапов революционного процесса. Они предупреждали, что «... рабочие не могут в начале движения предлагать чисто коммунистические мероприятия» и «... не смогут достигнуть господства и осуществления своих классовых интересов, не пройдя полностью более длительного пути революционного развития...» (там же, с. 266, 267).
В новых исторических условиях эпохи империализма идея непрерывной революции была развита В. И. Лениным в теорию перерастания демократической революции в социалистическую. «... От революции демократической,— писал В. И. Ленин,— мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на полпути» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 222).
В. И. Ленин отверг схему оппортунистических лидеров 2-го Интернационала и русских меньшевиков, согласно которой за победой буржуазной революции обязательно следует более или менее длительный период развития капитализма. В эпоху империализма, когда мировая капиталистическая система созрела для социалистической революции, революционно-демократические преобразования объективно создают угрозу капитализму. Монополистический капитал объединяется с самыми реакционными силами на общей платформе враждебности ко всякой революции. Именно поэтому, подчёркивал В. И. Ленин, «в XX веке в капиталистической стране нельзя быть революционным демократом, ежели бояться идти к социализму» (там же, т. 34, с. 190).
Краеугольный камень ленинской теории перерастания демократической революции в социалистическую — это идея гегемонии пролетариата (См. Гегемония пролетариата), который выполняет роль двигателя безостановочного развития демократической революции, поэтапного перехода к решению всё более радикальных задач, создания условий для социалистической революции. В результате победы демократической революции утверждается революционно-демократический тип власти, которая выступает в качестве орудия непрерывного углубления и перерастания демократической революции в социалистическую. Применительно к условиям России начала 20 в. В. И. Ленин определял классовое содержание такой власти, как революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства.
После 2-й мировой войны 1939—45 перерастание демократических революций в социалистические произошло в ряде европейских и азиатских стран. В некоторых странах демократические и социалистические преобразования тесно переплетались, в сущности составляя два этапа единого революционного процесса (см. Народно-демократическая революция).
Значение марксистско-ленинской теории непрерывной революции заключается в том, что она раскрывает закономерную связь социалистической революции с различными типами народных демократических движений и революций, позволяет найти пути и формы перехода к социалистической революции, отвечающие конкретным условиям той или иной страны.
Марксова идея непрерывной революции получила извращённую интерпретацию в троцкистской теории П. р., выдвинутой А. Парвусом и Л. Троцким в годы Революции 1905—07 в России и ставшей платформой борьбы троцкистов против ленинизма. Непрерывность последовательных этапов революционного процесса была подменена в троцкистской теории субъективистской концепцией, которая произвольно смешивала все этапы, игнорируя закономерную связь между ними; в ней отрицался буржуазно-демократический характер революции и выдвигалась авантюристическая идея непосредственного перехода к революции социалистической (см. В. И. Ленин, там же, т. 17, с. 381). Эта позиция Троцкого, который игнорировал идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, была выражена в лозунге «без царя, а правительство рабочее». Раскрывая эклектизм троцкистской теории, В. И. Ленин отмечал: «Оригинальная теория Троцкого берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков — “отрицание” роли крестьянства» (там же, т. 27, с. 80). Отвергая марксистско-ленинскую стратегию классовых союзов пролетариата с крестьянством и др. непролетарскими слоями трудящихся, троцкистская теория в сущности закрывала путь к формированию массовой политической армии социалистической революции, подрывала внутренние факторы развития и победы этой революции. Перманентность революционного процесса, судьбу социалистической революции в каждой стране Троцкий связывал с внешними факторами, с победой мировой революции. С этих механистических позиций троцкисты выступали против ленинской теории о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране. Из этого вытекала противоречащая марксизму установка на «экспорт», искусственное подталкивание революции.
Троцкистская теория П. р. представляет собой один из идейных источников современной концепций мелкобуржуазного революционизма, в том числе Маоизма, характерной чертой которого также является неверие в способность рабочего класса объединить вокруг себя широкие массы трудящихся для решения задач социалистического строительства. Такая установка выражена во всей авантюристической политике этого мелкобуржуазного течения. Подобные представления противоречат марксизму-ленинизму, практике мирового революционного движения.
Лит.: Лейбзон Б. М.. Мелкобуржуазный революционаризм, М., 1967; Ленинская теория социалистической революции и современность, М., 1972, гл. 6.
Ю. А. Красин.

Советская историческая энциклопедия:

(от лат. permaneo — остаюсь, продолжаюсь) — непрерывная революция. Идея П. р. впервые была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в кон. 40-х гг. 19 в. в "Манифесте Коммунистической партии" и в "Обращении Центрального Комитета к Союзу коммунистов". Маркс и Энгельс указывали, что пролетариат в бурж.-демократич. революции не должен остановиться на осуществлении демократич. задач. В то время как буржуазия стремится возможно быстрее закончить революцию, задача пролетариата заключается в том, чтобы "...сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти..." (Соч., 2 изд., т. 7, с. 261). Маркс и Энгельс высказали также мысль о необходимости сочетания пролетарской революции с крест. революц. движением. Оппортунистич. лидеры 2-го Интернационала и рус. меньшевики предали забвению идею П. р. По их схеме пролетариат в социалистич. революции выступает один против всех непролетарских классов и слоев, в том числе и крестьянства. Поэтому после совершения бурж. революции должен якобы пройти длит. период, за время к-рого пролетариат станет большинством нации. В. И. Ленин восстановил марксистскую идею П. р. и развил ее в теорию перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую. Ленин указал, что наличие двоякого рода противоречий в социально-экономич. строе России: противоречий между остатками крепостничества и развивающимся капитализмом и противоречий внутри самого капитализма, создавало объективные условия для перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую. В этих условиях не буржуазия, а пролетариат во главе со своей политич. партией выступал в качестве гегемона бурж.-демократич. революции. Союзником пролетариата выступило крестьянство, так как только полная победа революции могла удовлетворить его требования, прежде всего уничтожение помещичьего землевладения. Вместе с тем гегемония пролетариата в бурж.-демократич. революции являлась переходной ступенью к успешной борьбе за диктатуру пролетариата. Сущность перерастания бурж.-демократич. революции в революцию социалистическую состояла в перегруппировке сил вокруг пролетариата к концу бурж.-демократич. революции. Совершив бурж.-демократич. революцию в союзе со всем крестьянством, пролетариат должен немедленно переходить к социа-листич. революции в союзе с деревенской беднотой и другими полупролетарскими элементами. Революц.- демократич. диктатура пролетариата и крестьянства должна перерасти в социалистич. диктатуру пролетариата. Ленин рассматривал бурж.-демократич. и социалистич. революции как два звена одной цепи, два стратегич. этапа единого революц. процесса. Теория перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую была разработана Лениным наиболее полно в 1905 ("Две тактики социал-демократии в демократич. революции", "Революционно-демократич. диктатура пролетариата и крестьянства", "Отношение социал-демократии к крестьянскому движению" и др.). Положения, выдвинутые Лениным в 1905, послужили основой для вывода о возможности победы социализма в одной стране, сделанного Лениным в 1915.
=====
Марксистско-ленинскую теорию П. р. грубо извратили Парвус (А. Л. Гельфанд) и Л. Д. Троцкий, создавшие в 1905 оппортунистич. т. н. теорию "перманентной революции", в основе к-рой лежало меньшевистское отрицание революц. возможностей крестьянства, неверие в силы и способности пролетариата повести за собой демократич. элементы населения. По троцкистской теории "перманентной революции", пролетариат один, без союзников, "в одном сражении" мог свергнуть самодержавие и взять власть в свои руки. Суть этой "теории" была выражена в лозунге "без царя, а правительство рабочее", означавшем перескакивание через бурж.-демократич. этап революции. Ленин указывал, что теория Троцкого является полуменьшевистской, так как она "...берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков — "отрицание" роли крестьянства" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 80 (т. 21, с. 381-82)). В годы 1-й мировой войны и после победы Окт. социалистич. революции 1917 Троцкий противопоставлял свою теорию "перманентной революции" ленинской теории о возможности победы социализма в одной стране. В то время как Ленин подчеркивал, что в России имеются все необходимые условия для победы социалистич. революции и построения полного социалистич. общества, прежде всего союз рабочего класса с осн. массами крестьянства при руководящей роли рабочего класса, Троцкий отрицал социалистич. характер Окт. революции, рассматривая ее лишь как сигнал, толчок к социалистич. революции на Западе, отрицал возможность построения социализма в СССР в условиях капиталистич. окружения. Троцкий утверждал, что после прихода к власти пролетариат неизбежно вступит в борьбу с враждебным ему крестьянством; вследствие своей малочисленности рабочий класс сможет победить в этой борьбе только в том случае, если революция станет "перманентной", т.е. перекинется на важнейшие страны Европы, когда победивший пролетариат Запада поможет пролетариату России справиться со своим крестьянством и тогда станет возможным построение социализма. Если же социалистич. революция на Западе не произойдет в ближайшее время, говорили троцкисты, то диктатура пролетариата в России падет или переродится в бурж. государство. В отличие от Ленина, считавшего социалистич. революцию в России частью мировой революции, базой ее дальнейшего развития, Троцкий изображал строительство социализма в одной стране как признак "национальной ограниченности", как отход от принципов пролетарского интернационализма. Не веря во внутр. силы социалистич. революции в СССР, троцкисты навязывали партии авантюристич. тактику "подталкивания" мировой революции методом "революционной войны", привнесения революции в др. страны насильств. путем, что противоречило марксистско-ленинскому учению о социалистич. революции как результате созревания внутр. классовых противоречий в каждой отд. стране.
=====
Критика троцкистской теории "перманентной революции" дана в работах Ленина "Социал-демократия и временное революционное правительство" (1905), "Цель борьбы пролетариата в нашей революции" (1909), "Исторический смысл внутрипартийной борьбы в России" (1910), "О двух линиях революции" (1915), "Письма о тактике" (1917) и др. Оппортунистич. сущность троцкистской "теории" была также вскрыта в резолюции о выступлении Троцкого, принятой пленумами ЦК и ЦКК РКП (б) 17 января 1925 года, в "Тезисах о задачах Коминтерна и РКП(б) в связи с расширенным пленумом ИККИ, принятых XIV конференцией РКП(б)", в резолюции XV конференции ВКП(б) "Об оппозиционном блоке в ВКП(б)". В связи с тем, что теория "перманентной революции" Троцкого во многом совпадала со взглядами лидера правых социал-демократов О. Бауэра, XV конференция ВКП(б) квалифицировала троцкизм как "...социал-демократический уклон в нашей партии в основном вопросе о характере и перспективах нашей революции" ("КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 2, 1954, с. 332). В разоблачении троцкистской теории "перманентной революции" видную роль сыграли работы И. В. Сталина "Об основах ленинизма" (1924), "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов" (1924), "К вопросам ленинизма" (1926), "О социал-демократическом уклоне в нашей партии" (1926), "Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии" (1926).
=====
Практика междунар. революц. движения, опыт построения социализма в СССР и др. странах социалистич. системы опровергли оппортунистич. троцкистскую теорию "перманентной революции" и подтвердили правильность ленинской теории социалистич. революции.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 459; т. 7, с. 261; т. 8, с. 211, 607; т. 29, с. 37; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 131-32, 341-46 (т. 8, с. 8, 204-09); т. 10, с. 1-19, 20-31 (т. 8, с. 24 63, 264-74); т. 11, с. 14-17, 72-77, 90, 104, 120-21, 221-23, 282-84 (т. 9, с. 12-15, 65-69, 81, 94, 109, 212-14, 280-82); т. 12, с. 154-157, 264-66 (т. 10, с. 73-74, 168-69); т. 15, с. 142-43 (т. 12, с. 246-48); т. 17, с. 381-85 (т. 15, с. 341-45); т. 19, с. 362-368 (т. 16, с. 348-53); т. 27, с. 80-81 (т. 21, с. 381-83); т. 31, с. 21-22, 45, 55-56, 137-138, 249 (т. 23, с. 300-01, 322, 331-32; т. 24, с. 28-29, 123); т. 37, с. 311-12, 326, 327 (т. 28, с. 276-77, 290-91); т. 44, с. 144-47 (т. 33, с. 29-32).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru