Определение слова «ОДА»

Толковый словарь Ефремовой:

ода ж.
1. Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою.
|| Отдельное произведение такого жанра.
2. Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-либо значительному событию или подвигу.

Большой энциклопедический словарь:

ОДА (от греч. ode — песня) — жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чисто инструментальные оды.

Большая советская энциклопедия:

I
Ода
Нобунага (1534—1582) японский полководец, первый из объединителей (О. Хидэёси Тоётоми Иэясу Токугава) страны. Был главой небольшого княжества в провинции Овари (центр. часть о. Хонсю). В 1558 начал борьбу с соседними феодальными князьями. В 1568 вступил в г. Киото, являвшийся резиденцией сёгунов и официальной столицей Японии. В 1573 низложил последнего сёгуна из дома Асикага. К 1582 объединил под своей властью не менее трети страны. Боролся с буддийским духовенством, выступавшим против централизации государства и действовавшим в союзе с враждебными князьями. С 1570 вёл кровопролитную борьбу во многих провинциях с сектой икко, под знаменем которой выступали широкие народные массы (т. н. икко-икки — восстания секты икко). С целью укрепления феодальных порядков О. начал кадровую перепись земель, уничтожил внутренние заставы, учредил единую денежную единицу, вёл строительство дорог. Был убит одним из своих ближайших сподвижников Мицухидэ Акэти.
Лит.: Жуков Е М История Японии М., 1939 гл. 3 § 1. Очерки новой истории Японии, М., 1958, с. 11—25; Personality in Japanese history, Berk, 1970.
II
Ода (от греч. d — песня)
жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово «О.» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16—17 вв.) термин «О.» вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (См. Гораций) (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху Классицизма (17—18 вв.) О. была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен — Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились О. духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные («анакреонтические»). В русскую поэзию О. входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование «восторга») М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая — рационалистическая — близкая просветительству (требование «естественности» — А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. «расшатываются» (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин — Германия). В эпоху романтизма слово «О.» уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии («Вольность» А. Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева). В 19—20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие О. выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского).
С 17 в. в западно-европейских странах термин «О.» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (См. Кантата) (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).
М. Л. Гаспаров (О. в поэзии).
III
Ода (Oda)
город на Ю. Ганы, в Восточной области 40,7 тыс. жителей (1970). Ж-д. станция. Деревообрабатывающая промышленность.

Большой словарь иностранных слов:

Оды, ж. [греч. oda] (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преимущественно классического стиля, воспевающее какие-н. события исторического значения или героя и его деяния.

Советская историческая энциклопедия:

Нобунага (1534-82) — япон. феод. полководец, первый из объединителей (О., Хидэёси Тоётоми, Иэясу Токугава) страны. Сын владельца небольшого кн-ва в пров. Овари (центр. часть о-ва Хонсю). Отличался буйным, необузданным и жестоким характером. В 1551 наследовал кн-во. Постепенно прибрал к своим рукам всю пров. Овари. В 1560 у Окэхадзама разгромил войско князя Ёсимото Имагава и захватил часть его владений. В 1567 перенес свою резиденцию в замок Гифу (пров. Мино). В 1568 вступил в г. Киото, являвшийся резиденцией сёгунов и офиц. столицей Японии. В 1570-73 разбил войско князей Асакура и Асаи. В 1570-82 вел войну с князем Такэда (пров. Кай), в 1575-82 — с князем Уэсуги, в 1577-82 — с князем Мори (ю.-з. Япония). В 1573 низложил последнего сёгуна из дома Асикага. В 1576 перенес свою резиденцию из замка Гифу в замок Адзути на берегу оз. Бива. К 1582 объединил под своей властью (О. не провозглашал себя сёгуном, формально он ограничился нек-рыми придворными титулами) не менее третьей части страны. О. вел решит. борьбу с буддийским духовенством, выступавшим против централизации страны и действовавшим в союзе с враждебными князьями. В 1571 уничтожил укрепл. монастыри на Хиэйдзан (под самым Киото), а затем монастыри Макиодзи, Кэйриндзи и др. С 1570 вел кровопролитную борьбу во мн. провинциях с сектой икко, под знаменем к-рой выступали широкие нар. массы (т. н. икко-икки — восстания секты икко; см. Икки). С целью укрепления феод. порядков О. начал кадастровую перепись земель, уничтожил внутр. заставы, учредил единую денежную единицу, вел строительство дорог. О. лишил прав вольного города г. Сакаи. В разгар борьбы с князем Мори О. был убит в храме Хоннодзи одним из своих ближайших сподвижников Мицухидэ Акэти.
=====
Лит.: Жуков Е. М., История Японии, М., 1939, гл. 2, § 1; Очерки новой истории Японии, М., 1959 (Вводная глава); Окуно Такахиро, Нобунага то Хидэёси (Нобунага и Хидэёси), Токио, 1955; Ватанабэ Ёсукэ, Адзути дзидай си (История эпохи Адзути), Токио, 1956.
=====
И. Г. Поздняков. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

ода
ОДА -ы; ж. [греч. d — песня]
1. Лит. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица. Торжественная о. Русская классическая о. О. Радищева "Вольность". * Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их (Пушкин).
2. Муз. Торжественное музыкальное произведение, в котором прославляется какое-л. событие, идея и т.п. О. на окончание войны.
Одический, -ая, -ое. (1 зн.). О. жанр. О-ая строфика. О-ая поэзия.

Малый академический словарь:

ода
-ы, ж.
Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица.
Надо заметить, что ода, этот средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. Белинский, Разделение поэзии на роды и виды.
В торжественных одах о государях было принято писать самым высоким слогом, поэты сравнивали их с солнцем, представляли божествами. А. Западов, Державин.
[греч. ’]

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. oda — песня) — в Др. Греции пение, общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами, позднее лирич. хор. песня торжественного, приподнятого, морализующего характера (Симонид Кеосский, Бакхилид и Пиндар). Имела трёхчастное строение, крайние части были восхвалением победителя, похвалой нар. празднику, средняя — представляла собой мифологическое или легендарное повествование. Исполнялась на пирах, во время торжеств. процессий. Существовали и О. более интимного содержания, исполнявшиеся соло (Сафо, Анакреонт; название "О." закрепилось и за лирикой рим. поэта Горация).
В зап.-европ. странах в эпоху Возрождения термин "О." утвердился как обозначение певшегося или пригодного для пения лирич. стихотворения. С нач. 16 в. мн. композиторы создавали муз. воплощения антич. поэтич. О., равно как и более поздних подражаний им, в т.ч. духовного содержания. Выработались разл. методы муз. трактовки О., в большей или меньшей мере отходившие от передачи антич. поэтич. ритмики (строго метрич. воплощение текстов у Л. Зенфля, М. Агриколы и др., компромисс между метром и словесными акцентами у X. Изака, Орландо Лассо и др.). В Англии в 17-18 вв. О. представляла собой далёкую от антич. образцов хоровую или родственную кантате вок.-инстр. композицию, предназначавшуюся для придв. праздников или чествования знатного лица, а также сочинявшуюся в честь св. Цецилии — "покровительницы искусств" (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.). В Германии О. создавались отчасти также в характере кантат (И. С. Бах, "Траурная ода"), отчасти в виде песен с генерал-басом (Сперонтес, И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Марпург, К. Ф. Э. Бах, И. Ф. Кирнбергер, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, К. В. Глюк и др.). Линия кантатоподобной О. была продолжена Л. Бетховеном в финале 9-й симфонии, претворявшем текст "Оды к радости" Ф. Шиллера. Позднее название "О." нередко давалось сочинениям торжественного, гимнич. характера, предназначенным для разл. составов и разнообразным по форме. В числе их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид (2 О.-симфонии), Ф. Лист, Ж. Бизе, А. Шёнберг, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев ("Ода на окончание войны" для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, дух. и удар. инструментов, 1945), А. И. Хачатурян ("Ода памяти В. И. Ленина" для оркестра, 1950), M. M. Бурханов (кантата "Ода партии Ленина", 1959), Г. С. Држевский (О. "Моей партии" для баса и симф. оркестра, 1971) и др.
Литература: LiliencronR. von, Die Horazischen Metren in deutschen Kompositionen des 16. Jahrhunderts, "VfMw", 1887, Jahrg. 3, No 1; Prьfer А., Untersuchungen ьber den auЯerkirchliche Kunstgesang in den evangelischen Schulen des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1890 (Diss.); Szabо1сsi В., Ьber das Fortleben antiker Metren in der ungarischen Lied- und Tanzmusik, в сб.: Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961.

Толковый словарь Ожегова:

ОДА, ы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-н. историческому событию или герою. Хвалебная о. Оды Ломоносова.
| прил. одический, ая, ое. О. жанр.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

панегирик
песня
похвала
славословие
стихотворение
хвала

Грамматический словарь Зализняка:

ода, оды, оды, од, оде, одам, оду, оды, одой, одою, одами, оде, одах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru