Определение слова «НЕРУДА»

Большой энциклопедический словарь:

НЕРУДА (Neruda) Пабло (наст. имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто, Reyes Basoalto) (1904-73) — чилийский поэт. Лирическая книга "Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния" (1924). Антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник "Испания в сердце" (1937) — две "Песни любви Сталинграду" (1942-43). Эпопея о судьбе Латинской Америки "Всеобщая песнь" (1950) — лирико-философские "Оды изначальным вещам" (1954-57) — автобиографическая поэма "Мемориал Черного острова" (1964) — книга воспоминаний "Признаюсь: я жил" (опубликована 1974). Член ЦК КП Чили с 1958. Международная Ленинская премия (1953) — Нобелевская премия (1971).
НЕРУДА (Neruda) Ян (1834-91) — чешский писатель. Лирические сборники "Книги стихов" (1868) — "Баллады и романсы" (1883) — "Песни страстной пятницы" (изд. 1896). Повести и рассказы из жизни городских низов (сборник "Малостранские повести", 1878). Литературно-критические статьи.

Большая советская энциклопедия:

I
Неруда (Neruda)
Пабло (псевдоним; настоящее имя и фамилия Нефтали Рикардо Рейсе Басуальто; Reyes Basualto) (12.7.1904, Парраль, — 23.9.1973, Сантьяго), чилийский поэт, общественный деятель. Член компартии Чили с 1945, член ЦК с 1958. Родился в семье ж.-д. служащего. Учился в университете Сантьяго. Первая книга стихов — «Сумеречное» (1923). В лирической книге «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924), стихах 1925—35 («Местожительствоземля», т. 1—2) прозвучали мотивы тоски и одиночества. В 1934—37 Н. — на дипломатической работе в Испании. Антифашистская борьба испанского народа, участником которой стал Н. в 1936—37, открыла новый этап в его творчестве: в книге стихов «Испания в сердце» (1937, рус. пер. 1939) Н. выступил как певец борющегося народа, глашатай человеческой солидарности. В 1941—44 был чилийским консулом в Мексике; здесь в 1942—43 написал две «Песни любви Сталинграду». Избирался сенатором. За разоблачение реакционной политики президента Гонсалеса Виделы подвергался преследованиям. Находясь в подполье, в 1948 завершил «Всеобщую песнь» (опубликована 1950, рус. пер. 1954) — эпопею о судьбах Латинской Америки. Новаторство этого произведения — в могучей лирической силе, своеобразии поэтического языка. В 1949—52 Н. жил в эмиграции, совершая поездки по странам Европы и Азии; участвовал в Движении сторонников мира; член Всемирного Совета Мира (с 1950). Неоднократно бывал в СССР. Поэтический итог этих лет — лирический дневник «Виноградники и ветры» (1954).
Растущая тяга поэта к философскому осмыслению действительности отразилась в написанных в 1954—57 «Одах изначальным вещам» и книге лирико-гротескных стихов «Эстравагарио» (1958). О расширении поэтического мира Н. свидетельствуют его сборники: «Плавания и возвращения» (1959), «Сто сонетов о любви» (1960), «Камни Чили» (1960), «Ритуальные песни» (1961), «Светопреставление» (1969), автобиографическая поэма «Мемориал Чёрного острова» (т. 1—5, 1964) и др. Автор книги очерков «Путешествия» (1955), эссе, критических и публицистических статей. Его «Песня о подвиге» (1960) посвящена революционной Кубе. В последние годы жизни — активный сторонник сил Народного единства. Поэтика Н. глубоко своеобразна, его основные средствасвободный нерифмованный стих, упругий ритм, ассоциативная образность. Искусство Н., развивавшееся в русле социалистического реализма, оказало значительное влияние на поэзию многих стран мира. Международная премия Мира (1950), Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1953), Нобелевская премия (1971).
Соч.: Obras completas, 2 ed., В. Aires, [1962]; Las piedras delcielo, B. Aires, [1970]; Incitacion al nixonicidio y alanbaza de la revolucion chilena, Santiago, 1973; в рус. пер. — Избр. произведения, т. 1—2, М., 1958; Плаванья и возвращения, М., 1964: Птицы Чили, М., 1967; Четыре времени сердца, М., 1968; Звезда и смерть Хоакина Мурьеты, М., 1971; Ода типографии, М., 1972.
Лит.: Осповат Л., Пабло Неруда, М., 1960; Пабло Неруда. Биобиблиографический указатель, [сост. Л. А. Шур], М., 1960; Тейтельбойм В., Пабло Неруда, «Иностранная литература», 1973, № 11; Венок Неруде. Сб. стихов и воспоминаний. М., 1974; Aguirre М., Genio y figura de Pablo Neruda, В. Aires, [1964]; Rodriquez Monegal E., El viajero inmovil. Introduccion a Pablo Neruda, B. Aires, 1966.
Л. С. Осповат.

П. Неруда. «Всеобщая песнь». Форзац художника Д. Риверы (Мехико, 1950).

П. Неруда.
II
Неруда (Neruda)
Ян (9.7.1834, Прага, — 22.8.1891, там же), чешский писатель. Изучал право и философию в Пражском университете (с 1853). Был редактором ряда литературных журналов. Гражданской, философской и интимной лирике Н. (сборники «Книги стихов», 1868; «Космические песни». 1878; «Песни страстной пятницы», опубликован 1896, и др.) свойственны ощущение органической слитности судьбы поэта и родины, непринуждённая простота. В повестях и рассказах сборников «Арабески» (1864), «Разные люди» (1871), «Малостранские повести» (1878), высмеивавших мещанство и выражавших глубокое сочувствие «маленьким людям», Н. выступил как выдающийся мастер прозы, которая по манере письма близка к произведениям Н. В. Гоголя и Ч. Диккенса. Повесть Н. «Босяки» (1872) показывает жизнь сезонных строительных рабочих. Демократизм общественной позиции характерен для многочисленных очерков, статей, фельетонов о культурной и общественной жизни Чехии 50—80-х гг., для литературно-критических выступлений Н., которые сыграли, как и его художественное творчество, важную роль в формировании чешского реализма.
Соч.: Sebran spisy, sv. 1—41 —, Praha, 1950—73 —; в рус. пер. — Избранное, т. 1—2, М., 1959.
Лит.: Соловьева А. П., Ян Неруда и утверждение реализма в чешской литературе, М., 1973; Novotn J., ivot J. Nerudy, sv. 1—4, Praha, 1951—56; Budin S., Jan Nerudaa jeho doba, Praha, 1960; Krik О., Kiovatky Nerudovy poesie, Praha, 1965; Haman A., Neruda prozaik, Praha, 1968.
А. П. Соловьева.

Я. Неруда.

Советская историческая энциклопедия:

(Neruda), Пабло (псевдоним; наст. имя — Нефтали Рикардо Рейес Басуальто) (р. 12.VII.1904) — чилийский поэт, писатель, публицист, обществ. и политич. деятель. Окончил ун-т в Сантьяго, был журналистом. С 1927 по 1943 на дипломатич. службе в Индии, Бирме, на Яве, Цейлоне, в ряде стран Лат. Америки и Европы. Будучи консулом в Мадриде (1936-37), затем в Париже (1938-39), Н. принял активное участие в антифаш. движении и воспел в стихах борьбу исп. народа (сб. "Испания в сердце", 1937, рус. пер. 1939). В кн. "Песни любви Сталинграду" (1942-43) выразил чувства братской солидарности народов Лат. Америки с сов. народом. В 1945 вступил в Коммунистич. партию Чили. В том же году избран сенатором. В янв. 1948 выступил в сенате с речью под назв. "Я обвиняю", в которой изобличал реакц. режим диктатора Гонсалеса Виделы. С 1948 — на нелег. положении, в 1949-52 в эмиграции. В авг. 1952 вернулся на родину. С 1958 Н. — чл. ЦК компартии Чили. Многократно бывал в СССР. Н. — член Всемирного Совета Мира (с 1950), чл. К-та по присуждению Междунар. Ленинских премий. "За укрепление мира между народами". В 1950 за поэму "Да пробудится лесоруб!" был удостоен Междунар. премии Мира. В 1953 ему была присуждена Междунар. Ленинская премия "За укрепление мира между народами".
=====
Соч. в рус. пер.: Избр. произв., т. 1-2, M., 1958.
=====
Лит.: Осповат Л. С., Пабло Неруда, М., 1960.

Музыкальная энциклопедия:

(Neruda) — чеш. музыканты. Вильма Мария Франтишка Н. (21 III 1839, Брно — 15 IV 1911, Берлин) — скрипачка. Дочь органиста Йозефа Н. (1807-75). Ученица Л. Янсы. Выступала с детских лет, в 1849 — в концертах Лондонского филармонич. об-ва, гастролировала во мн. европ. странах (в т. ч. неоднократно в России). В 1864-69 выступала (под фамилией Норман-Н.) с мужем — швед. дирижёром и композитором Л. Норманом; нек-рое время жила в Стокгольме, преподавала в Kорол. муз. академии. С 1870 систематически выступала в Великобритании как солистка и ансамблистка, возглавляла (поочерёдно с Й. Иоахимом) лондонский струн. квартет. В 1888-95 гастролировала со вторым мужем — дирижёром и пианистом Ч. Халле (основатель популярных симф. концертов в Манчестере, т. н. Халло концерты) в странах Европы, в Австралии, Юж. Америке (под именем леди Халле). В 1899 оставила конц. деятельность. С 1900 жила в Берлине. Н. была крупнейшим виртуозом 19 в. среди женщин-скрипачек. Романтич. пылкость чувств и классич. строгость игры гармонично сочетались в её исп. с художеств. завершённостью интерпретации и совершенством технич. мастерства. Исполнит. иск-во Н. высоко ценили X. Бюлов, Й. Иоахим, А. Вьётан (последний посв. Н. 6-й концерт для скрипки с оркестром; g-moll, op. 47).
Амалия Неруда-Викенхаузерова (31 III 1834, Брно — 24 II 1890, там же) — пианистка. Сестра Вильмы Н.
Франтишек (Франц) Ксавер Н. (3 XII 1843, Брно — 19 III 1915, Копенгаген) — виолончелист и композитор. Брат Вильмы Н. Концертировал с сестрой. В 1864-76 чл. Корол. капеллы в Копенгагене, где в 1868 основал первое в Дании Об-во камерной музыки. В 1892 преемник Н. Гаде в должности дирижёра Муз. об-ва, с 1894 также проф. консерватории в Копенгагене. Автор произв. для фп. (в т. ч. сюиты "Из чешского леса"-"Ze Sumavy"), концерта для виолончели с фп., струн, квартета, орк. и орг. пьес, песен.
И. М. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru