Определение слова «Национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии»

Большая советская энциклопедия:

Национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии
Территориально-государственного преобразования 1924—25, осуществленные Советским государством на основе свободного волеизъявления народов Средней Азии и национальной политики, проводимой Коммунистической партией; один из этапов строительства союзного советского социалистического государства. Создание советской национальной государственности народов Средней Азии началось с победой Октябрьской революции 1917. Однако ряд объективных причин (экономическая и культурная отсталость края, сложность национальных отношений, оставшихся в наследство от царизма, борьба с Басмачеством, сопротивление буржуазных националистов и др.) несколько затормозил этот процесс. Важным шагом в осуществлении Н.-г. р. было образование в 1918 Туркестанской автономной советской социалистической республики (См. Туркестанская Автономная Советская Социалистическая республика) (входила в состав РСФСР) и в 1920 Бухарской народной советской республики (См. Бухарская Народная Советская Республика) и Хорезмской народной советской республики (См. Хорезмская Народная Советская республика). Но их территории не были разграничены в национальном отношении: из общего числа узбеков, населявших Среднюю Азию, 66,5% жили в Туркестанской республике, 22,2% — в Бухарской и 11,3% — в Хорезмской; из всех туркмен, проживавших в Средней Азии, 43,2% жили в Туркестане, 27% — в Бухарской и 29,8% — в Хорезмской республике; 47,7% среднеазиатских таджиков жили в Туркестане, 52,3% — в Бухарской республике и т.д.
Вопрос о Н.-г. р. ставился партийными и государственными органами Средней Азии. В ходе подготовки и проведения территориальных преобразований в Средней Азии В. И. Ленин ориентировал партию на всесторонний учёт местных факторов и на выявление желаний и симпатий трудовых масс различных национальностей (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 41, с. 153, 436). К середине 20-х гг. сложились экономические, политические и культурные предпосылки для практического проведения Н.-г. р. Республики Средней Азии с братской помощью РСФСР достигли значительных успехов в восстановлении хозяйства, укреплении советского строя, в создании новой, социалистической культуры. Были разгромлены основные силы басмачества. Укрепился союз рабочего класса с национальным крестьянством. Решающими факторами для создания предпосылок и подготовки размежевания стали: преобразование Хорезмской (1923) и Бухарской (1924) народных советских республик в социалистические республики, принятие бухарской и хорезмской компартий в состав РКП (б), образование Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б) (1922) и объединение экономической деятельности среднеазиатских республик.
Пленум ЦК бухарской компартии (25 февраля 1924), Исполбюро ЦК компартии Хорезма (3 марта 1924), ЦК компартии Туркестана (10 марта 1924), учитывая народное движение за создание национальных республик, признали необходимость Н.-г. р. Среднеазиатское бюро ЦК РКП (б) одобрило эту инициативу и приступило к практической разработке согласованного проекта. 12 июня 1924 Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии», в котором одобрило предложение партийных организаций среднеазиатских республик о проведении национально-территориального размежевания. Летом 1924 развернулась массовая разъяснительно-агитационная работа по Н.-г. р. и подготовка основных организационных и хозяйственных мероприятий (определение административных и этнографических границ, учёт подлежащего размежеванию имущества и т.д.). Она проходила в острой борьбе против националистических и шовинистических элементов. Баи, манапы и духовенство во время размежевания стремились разжечь межнациональную вражду. Националисты выступали с панисламистских позиций, ссылаясь на существование единой тюркской нации. Другие идеологи национализма ратовали за создание «Великого Узбекистана», «Великого Казахстана». Партия решительно отвергла эти попытки национальных уклонистов. Решение Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б) от 31 августа 1924 подчёркивало необходимость строгого соблюдения принципов пролетарского интернационализма при проведении Н.-г. р. К сентябрю 1924 подготовительная работа была завершена. Чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской АССР 16 сентября, 5-й Всебухарский курултай Советов 20 сентября и 5-й Хорезмский курултай Советов 29 октября приняли постановления о Н.-г. р. 14 октября 1924 2-я сессия ВЦИК приняла решение о реорганизации Туркестанской АССР на отдельные автономные единицы, которое 11 мая 1925 было одобрено 12-м Всероссийским съездом Советов. 27 октября 1924 2-я сессия ВЦИК СССР 2-го созыва, заслушав доклад о постановлениях верховных органов власти среднеазиатских республик и РСФСР, придала этим решениям силу государственного закона. В 1924—1925 в результате Н.-г. р. территорий Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик были образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР (27 октября 1924), Таджикская АССР в составе Узбекская ССР (14 октября 1924), Кара-Киргизский АО в составе РСФСР (14 октября 1924; в мае 1925 переименована в Киргизский АО; в феврале 1926 преобразована в Киргизскую АССР), Каракалпакский АО (16 февраля 1925) и районы Туркестанской АССР, населённые казахами, вошли в Казахскую АССР (до апреля 1925 называлась Киргизской АССР). 3-й съезд Советов СССР принял 13 мая 1925 постановление о вхождении Туркменской ССР и Узбекской ССР в состав Союза ССР. В дальнейшем, в процессе социалистического строительства, Таджикская АССР (в 1929), Казахская АССР и Киргизская АССР (в 1936) были преобразованы в союзные республики, а Каракалпакский АО — в Каракалпакской АССР (в 1932) в составе РСФСР (с 1936 входит в состав Узбекской ССР).
В результате Н.-г. р. территории, населённые узбеками, казахами, таджиками, туркменами, каракалпаками и искусственно разделённые до Октября 1917, были воссоединены в соответствующие советские национальные государственные образования. Процесс Н.-г. р. способствовал участию трудовых масс Средней Азии в советском строительстве и успешному решению задачи построения социализма. Образование среднеазиатских национальных советских республик и их добровольное вхождение в СССР укрепили взаимную дружбу народов Средней Азии и их дружбу с русским и др. народами страны, обеспечило благоприятные условия для ликвидации их экономической и культурной отсталости, ускорило их консолидацию в социалистические нации. Н.-г. р. обогатило исторический опыт справедливого, революционного разрешения национального вопроса в СССР.
Лит.: Образование и развитие СССР как союзного государства. Сб. законодательных и других нормативных актов, М., 1972; Ленин В. И., О Средней Азии и Казахстане, Таш., 1960; Турсунов Х. Т., О национально-государственном размежевании Средней Азии, Таш., 1957; Ланда Л. М., Советская историография национально-государственного размежевания Средней Азии, «История СССР», 1964, № 6; Лунин Б. В., В. И. Ленин и народы Средней Азии, Таш., 1967; Уразаев Ш. З., В. И. Ленин и строительство советской государственности в Туркестане, 1967; Раджабов С. Л., В. И. Ленин и советская национальная государственность, Душанбе, 1970; Якубовская С. И., Развитие СССР как союзного государства. 1922—1936 гг., М., 1972.
Л. М. Ланда, Х. Т. Турсунов.

Советская историческая энциклопедия:

Терр.-гос. преобразования 1924-25, осуществленные Сов. гос-вом на основе свободного волеизъявления народов Ср. Азии, стремившихся к объединению в однородные нац.-гос. образования; один из этапов строительства союзного сов. социалистич. гос-ва. До Окт. социалистич. революции узбеки, таджики, туркмены, киргизы и др. народы Ср. Азии, вошедшие в состав России в 19 в., были расчленены в терр.-адм. отношении. Терр., населенные ими, входили в Турке станское ген.-губернаторство (созд. в 1867), Бухарское ханство и Хивинское ханство. Стремление народов колон. окраин к созданию нац. государственности подавлялось. Сов. гос-во с первых дней своего существования начало ликвидацию последствий колониализма. Но в силу ряда обстоятельств (экономич. и культурная отсталость края и сложность нац. отношений, оставшиеся в наследство от царизма, затяжной характер борьбы с басмачеством, сопротивление бурж. националистов, выдвинувших теорию "единой тюркской нации") Н.-г. р. не могло быть проведено сразу после Окт. революции. Терр. образовавшихся в 1918-20 Туркестанской автономной советской социалистической республики (входила в состав РСФСР), Бухарской народной советской республики и Хорезмской народной советской республики не были разграничены в нац. отношении. Это тормозило консолидацию народов Ср. Азии в социалистич. нации. Вопрос о необходимости Н.-г. р. в Ср. Азии неоднократно ставился В. И. Лениным (см. Ленинский сб., (т.) XXXIV, 1942, с. 326; (т.) XXXVI, 1959, с. 106, 305, 320), но при этом Ленин выступал против спешки в решении вопроса, подчеркивая, что проведение размежевания требует создания благоприятных условий, широкого выявления мнений трудящихся всех национальностей Ср. Азии. К сер. 20-х гг. предпосылки, необходимые для практич. проведения Н.-г. р., созрели. Республики Ср. Азии с братской помощью РСФСР достигли значит. успехов в восстановлении х-ва и укреплении сов. строя. Были разгромлены осн. силы басмачества. Укрепился союз рабочего класса с нац. крестьянством. Были созданы условия для быстрого развития нац. культуры, языков. Большое значение для создания предпосылок и подготовки размежевания имело преобразование Хорезмской (1923) и Бухарской (1924) нар. сов. республик в социалистич. республики, принятие Бухарской и Хорезмской компартий в состав РКП(б) и образование Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б) (1922), объединение экономич. деятельности среднеазиатских республик.
=====
Пленум ЦК Бухарской компартии (25 февр. 1924), Исполбюро ЦК компартии Хорезма (3 марта 1924), ЦК компартии Туркестана (10 марта 1924), учитывая нар. объединительное движение за создание нац. республик, признали необходимость Н.-г. р. Среднеазиат. бюро ЦК РКП(б) одобрило эту инициативу и приступило к практич. разработке согласованного проекта. 12 июня 1924 Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление "О нац. размежевании республик Ср. Азии". Летом 1924 развернулась массовая разъяснительно-агитац. работа по Н.-г. р. и подготовка осн. орг. и хоз. мероприятий (определение адм. и этнографич. границ, учет подлежащего размежеванию имущества и т. д.). Она проходила в острой борьбе против националистич. и шовинистич. элементов, к-рые пытались исказить смысл размежевания, разжечь межнац. вражду. Партия нанесла решит. удар по нац. уклонистам. К сент. 1924 подготовит. работа была завершена. Чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской АССР 16 сент., 5-й Всебухарский курултай Советов 20 сент. и 5-й Хорезмский курултай Советов 29 окт. приняли постановления о Н.-г. р. 14 окт. 1924 2-я сессия ВЦИК приняла решение о реорганизации Туркестанской АССР на отдельные авт. единицы, к-рое 11 мая 1925 было одобрено 12-м Всеросс. съездом Советов. 27 окт. 1924 2-я сессия ЦИК СССР 2-го созыва, заслушав доклад о постановлениях верх. органов власти среднеазиат. республик и РСФСР, учитывая свободное волеизъявление народов Ср. Азии, придала этим решениям силу гос. закона. В 1924-25 в результате Н.-г. р. терр. Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик были образованы: Узб. и Туркм. ССР (27 окт. 1924), Тадж. АССР в составе Узб. ССР (14 окт. 1924), Кара-Киргизская АО в составе РСФСР (14 окт. 1924; 25 мая 1925 переименована в Киргизскую АО; 1 февр. 1926 преобразована в Киргизскую АССР), Каракалпакская АО (16 февр. 1925) и р-ны Туркестанской АССР, населенные казахами, вошли в Казах. АССР (до апр. 1925 называлась Кирг. АССР). 3-й съезд Советов СССР в соответствии со свободным волеизъявлением туркм. и узб. народов принял 13 мая 1925 постановление о вхождении Туркм. и Узб. ССР в состав Союза ССР.
=====
В дальнейшем, в процессе социалистич. строительства, Тадж. (в 1929), Казах. и Кирг. (в 1936) АССР были преобразованы в союзные республики, а Каракалпакская АО — в Каракалпакскую АССР (в 1932) в составе РСФСР (с 1936 входит в состав Узб. ССР).
=====
Образование среднеазиат. нац. сов. республик и их добровольное вхождение в СССР укрепило дружбу народов Ср. Азии с рус. и др. народами страны, обеспечило благоприятные условия для ликвидации их экономич. и культурной отсталости, ускорило их консолидацию в социалистич. нации. Н.-г. р. обогатило ист. опыт справедливого революц. разрешения нац. вопроса в СССР, оно и поныне имеет огромное значение для народов Востока.
=====
Лит.: Образование СССР. Сб. док-тов. 1917-1924, М.-Л., 1949; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Сов. социалистич. республик. Сб. док-тов, т. 1, М., 1959; В. И. Ленин о Ср. Азии и Казахстане, Таш., 1960; Ленин В. И., К вопросу о национальностях или об "автономизации", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; На историч. рубеже. Сб. ст., Таш., 1924; Коммунистич. партии Туркестана, Бухары и Хорезма в период нац.-гос. размежевания в Ср. Азии, Таш., 1959; Гордиенко A. A., Создание сов. нац. государственности в Ср. Азии, М., 1959; Сталин И. В., О политич. задачах Ун-та народов Востока, Соч., т. 7; Ланд а Л. М., Сов. историография нац.-гос. размежевания Ср. Азии, "ИСССР", 1964, No 6; Якубовская С. И., Строительство Союзного Сов. социалистич. гос-ва в 1922-1925 гг., (М., 1960); См. также лит-ру при статьях о Казах., Кирг. Тадж., Узб. ССР и Каракалпакской АССР.
=====
Л. М. Ланда. Ташкент.
—***—***—***—
Национально-государственное размежевание Советских республик Средней Азии в 1924-1925 гг.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru