Определение слова «ЛУНИН»

Большая советская энциклопедия:

I
Лунин
Михаил Сергеевич [18(29).12.1787, Петербург, — 3(15).12.1845, Акатуй, ныне Борзинский район Читинской области], русский революционер, декабрист. Родился в дворянской семье, получил домашнее образование. С 1803 служил в кавалергардском полку. Участвовал в Аустерлицком сражении 1805 (См. Аустерлицкое сражение 1805), в Прусском походе (1807), в Отечественной войне 1812 и заграничном походе русской армии 1813—14. За сражение при Бородино награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». В 1815 уволен от службы в чине ротмистра. В 1816—17 жил за границей, в Париже, где познакомился с Сен-Симоном, перешёл в католичество. В 1816 вступил в «Союз спасения», был членом-учредителем «Союза благоденствия» (См. Союз благоденствия) (1818) и членом его Коренной думы (управы). Сторонник республики, первым выступил с проектом цареубийства. Во 2-й половине 1820 вместе с Н. М. Муравьёвым ездил на юг к П. И. Пестелю для совместного обсуждения программных вопросов. После ликвидации «Союза благоденствия» — один из создателей и руководителей Северного общества декабристов. В начале 1822 возвратился на военную службу, подполковник лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, адъютант великого князя Константина Павловича в Варшаве. После восстания на Сенатской площади 14 декабря1825 находился под надзором в Варшаве, арестован 9 апреля 1826. Верховным уголовным судом осужден по 2-му разряду (политическая смерть и вечная каторга, впоследствии сокращённая до 10-летнего срока). Отбывал заключение в Свеаборгской крепости (1826—27), Выборгском замке (1827—28), каторжные работы в Чите (1828—30) и Петровском Заводе (1830—36), в июне 1836 вышел на поселение в село Урик (близ Иркутска). Здесь в 1836—40 написал и частично распространил (в рукописи) ряд произведений нелегальной литературы: «Письма из Сибири», «Розыск исторический», «Взгляд на тайное общество в России (1816—1826)», «Разбор донесения, представленного российскому императору Тайной комиссией в 1826 году» (вместе с Н. М. Муравьевым), «Взгляд на польские дела», «Общественное движение в России». Выступая с защитой декабристских идей, Л. в то же время пытался решать задачи, стоявшие перед передовой русской мыслью конца 30-х годов, боролся с идеями официальной народности. Значительным прогрессом по сравнению со взглядами Л. в 20-х годах явилось его убеждение в том, что никакое революционное преобразование невозможно без осознания народом цели этого переворота. 27 марта 1841 Л. арестован по доносу и заключён в Акатуйскую тюрьму, где и скончался.
Соч.: Сочинения и письма, П., 1923; Общественное движение в России. Письма из Сибири, М. — Л., 1926.
Лит.: Окунь С. Б., Декабрист М. С. Лунин, М., 1962; Эйдельман Н. Я., Лунин, М., 1970 (есть лит.).
Н. Я. Эйдельман.
II
Лунин
Николай Александрович [9(22).5.1915, Ряжск, ныне Рязанской области, — 3.10.1968, Москва], новатор советского железнодорожного транспорта, Герой Социалистического Труда (1943). Член КПСС с 1941. Будучи паровозным машинистом депо города Новосибирска, выступил (1940) инициатором социалистического соревнования за новые методы эксплуатации паровоза (увеличение объёма служебного ремонта паровоза, выполняемого силами самой паровозной бригады). Метод, предложенный Л., позволил сократить объём ремонта и простой локомотивов в депо, снизить себестоимость ремонта, увеличить время их полезной работы. Почин Л. получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей промышленности. С 1950, после окончания института инженеров железнодорожного транспорта, Л. был на руководящей работе на железнодорожном транспорте. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Государственная премия СССР (1942). Награжден 2 орденами Ленина. Автор книги «Как сократить объём промывочного ремонта. Наш опыт ухода за паровозом...» (1941).
III
Лунин
Николай Иванович [20.1(1.2).1853, Тарту, — 18.6.1937, Ленинград], советский педиатр. В 1878 окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет. С начала 80-х годов и до конца жизни работал врачом в Петербурге (Ленинграде). В 1880 защитил докторскую диссертацию «О значении неорганических солей в питании животных», в которой показал, что, кроме белков, жиров, углеводов, солей и воды, для нормального развития и жизни животных (мышей) необходимы ещё особые неизвестные в то время вещества, названные позднее витаминами (См. Витамины).
Лит.: Мартинсон Э. Э., 70-летие основания учения о витаминах Н. И. Луниным в Тартуском университете. 1880—1950, Таллин, 1951 (есть перевод диссертации Н. И. Лунина).

Советская историческая энциклопедия:

Михаил Сергеевич (1787 — 3.XII.1845) — рус. революционер, декабрист. Подполковник лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Участвовал в воен. действиях в 1805-14. В 1815, в период "очищения" армии от "свободомыслящих", Л., известный рядом демонстративных выступлений против палочной дисциплины, был уволен в отставку. В нач. 1816 принял участие в создании декабристской орг-ции "Союз спасения". Здесь он первым выступил с проектом цареубийства. В кон. 1817 Л. — участник тайных совещаний в Москве, где обсуждался вопрос о создании новой орг-ции — "Союза благоденствия", одним из учредителей к-рого он стал. В нач. 1820 участвовал в заседании Коренной думы, где было принято решение о необходимости бороться за установление в России республики, а во 2-й пол. 1820 вместе с Н. M. Муравьевым ездил на юг к П. И. Пестелю для совместного обсуждения программных вопросов. Л. приобрел литографский станок для печатания программных док-тов тайного об-ва. После ликвидации "Союза благоденствия" Л. — один из активных создателей Сев. об-ва декабристов. В нач. 1822 возвратился на воен. службу с целью вербовки новых членов и подготовки "восстания войск". Хотя Л. состоял в Сев. об-ве, однако по своим воззрениям явно тяготел к принципам "Русской правды" Пестеля. Южане считали Л. своим единомышленником и возлагали на него ряд ответств. поручений (постоянная связь Юж. об-ва и польского Патриотич. об-ва и др.). После восстания на Сенатской пл. 14 дек. 1825 Л. нек-рое время находился под полицейским надзором в Варшаве, где служил, затем был арестован и доставлен в Петербург. Прожив в "казематах" 10 лет, Л. не переставал и там "размышлять о судьбах родины" и, как только представилась возможность, вновь "начал действия наступательные". На поселении в Сибири в с. Уриковском (2-я пол. 1836-1840) Л. создал и частично распространил ряд блестящих образцов нелегальной лит-ры: "Письма из Сибири", "Розыск исторический", "Взгляд на тайное об-во в России (1816-26)" и письма к сестре (опубл. впервые А. И. Герценом в "Полярной звезде", 1859, кн. 5, и 1861, кн. 6), "Разбор донесения, представленного... Тайной комиссией в 1826 г.", "Обществ. движение в России в нынешнее царствование" и "Взгляд на дела Польши. 1840". Л. выступал с защитой декабристских идей и в то же время пытался решать задачи, стоящие перед передовой рус. мыслью кон. 30-х гг., борясь с теорией офиц. народности. Значит. прогрессом по сравнению с 20-ми гг. явилось убеждение Л., что никакое революц. преобразование невозможно без осознания народом цели этого переворота. В нач. 1841 Л. был вторично арестован и сослан в Акатуйский рудник, где скончался при загадочных обстоятельствах.
=====
Соч.: Соч. и письма, П., 1923; Обществ. движение в России. Письма из Сибири, М.-Л., 1926.
=====
Лит.: Гессен С. Я. и Коган М. С., Декабрист Лунин и его время, (Л.), 1926; Окунь С. Б., Декабрист М. С. Лунин, (Л.), 1962; Восстание декабристов. Мат-лы, т. 3, М.-Л., 1927.
=====
С. Б. Окунь. Ленинград.

Новая философская энциклопедия:

ЛУНИН Михаил Сергеевич [29 декабря 1787 (9 января 1788), Петербург – 3(15) декабря 1845, Акатуй, Иркутская губ.] – русский социальный мыслитель, декабрист. Из дворян, получил домашнее образование. В 1803–15 – на военной службе, участвовал в войне 1812–14. В 1816 вошел в Союз спасения, выступил с идеей установления конституционной монархии. В 1816–17 проживал во Франции, где принял католичество. В Париже встречался с Ж.де Местром, А.Сен-Симоном, увлекся утопией построения общества, основанного на принципах христианской морали. 1817–21 – один из создателей Союза спасения и Союза благоденствия, член Северного и Южного обществ. В восстании 14 декабря не участвовал. В 1826 Лунин был арестован и осужден на 15 лет каторжных работ. В 1836 вышел на поселение в село Урик Иркутской губернии. В 1841 вновь арестован и сослан в крепость Акатуй. Вероятна насильственная его кончина. В урикский период (1836–41) создал основные историко-политические сочинения. Агитационные по характеру «Письма из Сибири» (1836–40) содержат критику различных сторон российской действительности, и прежде всего крепостного права. В работах «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» (1838), «Разбор донесения тайной следственной комиссии» (1839) анализировал цели, программу, причины неудачи декабристского движения. В «Розыске историческом» (1838) и «Общественное движение в России» (1840) проследил предпосылки возникновения его как движения политического. В сочинениях Лунина продолжился принципиальный спор декабристов с Карамзиным о роли самодержавия и движущих силах истории. Отрицая самодержавие по причине его надзаконности, он подчеркивал роль народа и сознательно делал акцент на народном характере дела декабристов. Лунин определил движение декабристов как «нравственное и умственное», а самих декабристов назвал «апостолами свободы». Есть основания полагать, что мыслитель намеревался написать труд по всеобщей истории, главная идея которого (судя по фрагментам) заключалась в том, что с развитием общества растет и свобода личности. Лунин оставался сторонником конституционного политического устройства. В соответствии со своим деистическим мировоззрением он полагал, что любая власть, взаимные обязанности и права равным образом исходят от Бога. Лунин убежден, что «вера превышает наш разум» – философия служит к обозначению пределов человеческого ума, тогда как Писание беспредельно. В «Записных книжках» он подчеркивает важную культурно-историческую роль католичества, которое способствовало установлению гражданственности и законности: «Католичество повсюду было источником конституционных принципов» (Соч. и письма. Пг., 1923, с. 211). Лунин не принимал православие, ибо подчиненная государству православная церковь, по его мнению, является «орудием политической власти» (там же, с. 181). Критиковал протестантизм как религию, граничащую с атеизмом.
Сочинения:
1. Письма из Сибири. М., 1988.
Литература:
1. Гессен С.Я., Коган М.С. Декабрист Лунин и его время. Л., 1926;
2. Эйдельман Н.Я. Лунин. М., 1970;
3. Окунь С.Б. Декабрист М.С. Лунин. Л., 1985.
И.Ф.Худушина

Словарь русских фамилий:

см. ЛУКА

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru