Определение слова «МОРДВА»

Толковый словарь Ушакова:

МОРДВА́, мордвы, мн. нет, ·жен. Финская народность, живущая в Мордовской ·АССР, а также (среди других народностей) в Среднем Поволжье.

Большой энциклопедический словарь:

МОРДВА (мордовцы)народ, коренное население Мордовии (313,4 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 1073 тыс. человек (1992). Общая численность 1150 тыс. человек. Делятся на этнографические группы эрзя и мокша, каратаев и терюхан. Языки мордовские. Верующие — православные.

Большая советская энциклопедия:

Мордва
Нация, составляющая коренное население Мордовской АССР; кроме того, значительные группы М. живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской областях, в Татарской, Чувашской и Башкирской АССР, в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Общая численность 1263 тыс. чел. (1970, перепись). М. делится на 2 основные группы: М.-эрзю и М -мокшу. Каждая группа сохраняет своё самоназвание (эрзя и мокша), некоторые особенности в материальной культуре (народная одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков (см. Мордовские языки) и являются литературными языками, на которых издаются (письменность создана в советское время) научная и художественная литература, газеты и журналы. Почти всё мордовское население говорит и по-русски. Среди М. выделялись ещё 2 более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Первые ещё в 19 в. восприняли русский язык и в настоящее время полностью слились с русским населением. Вторые живут в 3 сёлах на правом берегу Волги в Татарской АССР, говорят на русском и татарском языках. Верующие М. — православные. Впервые М. под названием Mordens упоминается у готского историка Иордана (6 в.). Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность М. в междуречье рек Оки и средней Волги. Изучение древних поселений и могильников М. даёт возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами городецкой культуры (См. Городецкая культура) (7 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. п. В 7—12 вв. у М. происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время. С развитием феодальных отношений началась постепенная консолидация морд. племён в народность. На её формирование оказали влияние славянские племена, а затем древнерусская народность. В советское время мордовкий народ получил автономию (1930); сложилась мордовская социалистическая нация. Возникла национальная интеллигенция. Широкое развитие получили национальный театр, литература и различные виды традиционного народного искусства (вышивка, резьба по дереву и др.), фольклор (исторические песни, лирика). О хозяйстве, истории и культуре М. см. в ст. Мордовская АССР (См. Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика).
Лит.: Очерки истории Мордовской АССР, т. 1, Саранск, 1955; Вопросы этнической истории мордовского народа, М., 1960 (Тр. института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, т. 63); Исследования по материальной культуре мордовского народа, М., 1963 (там же, т. 86); Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Этногенез мордовского народа, Саранск, 1965.
В. Н. Белицер.

Этнографический словарь:

Представители одного из финно-угорских народов России, проживающих в дельте Волги. Мордвины просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У них высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Советская историческая энциклопедия:

Народ, составляющий коренное население Мордовской АССР; кроме того, значит. группы М. живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской обл., в Тат. и Башк. АССР, в Сибири, Ср. Азии и на Д. Востоке. Общая числ. -1285,1 т. ч. (1959). Морд. народ делится па две осн. группы: М.-эрзю и М.-мокшу. Каждая группа сохраняет до наст. времени свое самоназвание (эрзя и мокша), особенности в языке, материальной культуре (одежда, жилище), нар. творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую мордовскую группу финно-угорских языков и являются лит. языками, на к-рых издаются (письменность создана в сов. время) науч. и художеств. лит-ра, газеты и журналы, ведется обучение в нач. классах школы. Почти все морд. население говорит и по-русски. В городах, на произ-ве, в уч. заведениях эрзя и мокша общаются па рус. яз. Среди М. выделяются еще две более мелкие этнографич. группы: терюхане и каратаи. Первые еще в 19 в. восприняли рус. язык и в наст. время полностью слились с рус. населением. Вторые живут в трех селах на правом берегу Волги на терр. Тат. АССР. Говорят на рус. и тат. языках. Верующие М. — православные. Впервые М. под назв. "морденс" упоминается у готского историка Иордана (6 в.). В соч. Константина Багрянородного (10 в.) называется страна "Мордия". Назв. "М." встречается уже в Начальной летописи (11 в.), а в дальнейшем не сходит со страниц рус. летописных сводов. Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность М. в басс. рек Оки и Ср. Волги. Изучение древних поселений и могильников М. дает возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами эпохи бронзы и городецкой культуры (7 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. п. В 9-12 вв. у М. происходит процесс распада родовой общины, на смену к-рой с развитием пашенного земледелия приходит сел. община. Однако патриархально-родовые пережитки еще долго продолжали сохранять свою силу. С развитием (с 10 в.) феод. отношений начинается постепенная консолидация морд. племен в народность. На ее формирование оказали влияние слав. племена, а затем др.-рус. народность. В сов. время (1930) морд. народ получил автономию, сложилась морд. социалистич. нация. Выросла нац. интеллигенция. Широкое развитие получили традиц. нар. иск-ва (вышивка, резьба по дереву и др.), фольклор (ист. песни, лирика, творчество сказительниц). См. Мордовская АССР.
=====
Лит.: Очерки истории Мордовской АССР, т. 1, Саранск, 1955; Вопросы этнич. истории морд. народа, М., 1960; Исследования по материальной культуре морд. народа, М., 1963; Народы Европ. части СССР, т. 2, М., 1965; Науч. сессия по этногенезу мордовского народа (Тезисы), Саранск, 1964.
=====
В. Н. Белицер. Москва.

Малый академический словарь:

мордва
-ы, ж., собир.
Нация, коренное население Мордовской АССР, а также лица, относящиеся к этой нации.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мордва, -ы

Толковый словарь Ожегова:

МОРДВА, ы, ж., собир., ед. мордвин, а, м. Народ, составляющий основное коренное население Мордовии.
| ж. мордовка, и.
| прил. мордовский, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

мордва
(собир.) – название фин.-уг. народа на территории бывш. Сарат., Сам., Тамб., Пенз., Нижегор. губ., др.-русск. мордва (Пов. врем. лет), впервые – в форме Моrdеns (Иордан 23) – среди народов, подвластных Эрманариху; см. Сетэлэ, SSUF, 1885, стр. 92; Миккола, FUF 15, 60; – название страны мордвинов (Конст. Багр., Dе Adm. imp. 37, 46). Нет основания производить это слово из ир. *mardvr- "людоед" (др.-ир. было бы *martiyavara-; ср. , у Фотия и Павсания; ср. Хорн, Npers. Еt. 113, 217 и сл.), точно так же, как отождествлять его с геродотовскими андрофагами (вопреки Томашеку и Шахматову (Bull. Ас. Sс. Pboug., 1911, стр. 716; см. Фасмер, RS 6, 209 и сл.)). Нет также уверенности в тождестве мордвы и буртасов (см. буртасы), вопреки Маркварту (UJb. 4, 277; Streifzge ХХIV). Последнее название Маркварт пытался объяснить из ир. *mrtsa- "людоед". Связь с коми mort, удм. murt "человек, удмурт" или с названием народа, живущего на юг от Каспийского моря – , – чрезвычайно сомнительна, вопреки Мункачи (KSz 11, 157), ср. Тойвонен, FUF 24, 106. Отсюда мордвин "чертополох"; ср. татарин – то же (ср. еще выше, на дедок); мордваругательство по отношению к евреям и детям (Добровольский) – распространено вплоть до Смоленска, где слово мордван употребляется также в знач. "проказник", возм., из-за со- звучия с зап. мордовать (см.).
••
[Против этимологии Томашека см. еще Бубрих, Зап. Мордовского НИИ при Совете Мин. Морд. АССР, 3, Саранск, 1941, стр. 29 и сл. Стар. объяснение повторяет Мошинский ("Zasig", стр. 108 и сл.); Кипарский ("Scando-Slav.", 4, 1958, стр. 259) обращает внимание на следы стар. ударения; на мордву, рукоп. ХVI в. – Т.]

Грамматический словарь Зализняка:

Мордва, мордвы, мордвы, мордв, мордве, мордвам, мордву, мордвы, мордвой, мордвою, мордвами, мордве, мордвах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Самое значительное из восточнофинских племен, насчитывающее до 1 милл. душ и живущее в губерниях Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Казанской, Самарской, Уфимской, Оренбургской и Саратовской. Древнейшие упоминания о нем — страна Mordia у Константина Багрянородного и племя Mordens y Иорнанда. Позже М. играет роль в истории княжества Рязанского и Суздальско-Нижегородского. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка, М. испытала некогда культурное влияние живших по соседству с ней германцев, литовцев, славян и каких-то иранских племен. Судя по хорографическим названиям, М. населяла в древнейший период своей истории пространство между pp. Волгой, Окой, Сурой и притоками Мокши, в нынешних губерниях Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской; далее на В. она расселилась уже в позднейшее время, главным образом отступая перед русскими. Столкновения с М. начались у русских с 1103 г., когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на М.: "бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав". В XIII-м веке русские стали одолевать "поганскую М.", особенно после основания Нижнего Новгорода. В то время М. была уже народом оседлым и земледельческим, имевшим своих князей, свои города и тверди (в лесах). Татарское нашествие значительно ослабило ее и подчинило татарским князькам или мурзам, но, по-видимому, не произвело глубоких изменений в мордовском быту. Татары хозяйничали, главным образом, на юге, в области мордовского племени мокши, тогда как другое племя М., эрзя, оставалось под властью своих князьков, продолжавших бороться с русскими в области Нижнего Новгорода, пользуясь содействием татар. В 1377 г. М. под начальством ордынского царевича Аракши, разбила наголову нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича на р. Пьяне. Этот погром не остановил, однако, русской колонизации, и подчинение М. нижегородским, рязанским и московским князьям шло постепенно начиная с конца XIV в. В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластной ему М. После завоевания Казани часть эрзи была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались м-рям и помещикам, главным образом с целью обращения М. в христианство. Рядом с русскими помещиками встречаются и туземные мурзы и князьки, перешедшие в христианство, отчасти удержавшие княжеский титул (напр. князья Баюшевы). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у М. земель и в обложении ее тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия М. во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства ее на Восток. Уже в половине XVII в. М. проникает за Волгу, а в XVIII в. широко расселяется по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Оставшаяся на прежних местах М. все более и более подвергалась обрусению, отчасти насильственным путем, именно посредством массового крещения (особенно в половине XVIII в.). Новообращенные ничего не понимали в новой религии, а более ревностные язычники срывали с себя кресты и кололи иконы; тогда против них отправлялись команды и виновные наказывались и даже приговаривались за святотатство к сожжению. Попытки воскресить "старую веру", хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились в начале XIX в., в истории "Кузьки — мордовского бога", крестьянина Кузьмы Алексеева, ходившего с проповедью о новой вере и привлекавшего к себе тысячи народа. Тем не менее, М. все-таки русела, и за Волгой, на новой почве, это обрусение шло скорее, чем на коренных землях М.: даже эрзя заимствовала там у своих соседей не только язык и частности быта, но и отношение к религии; среди заволжской М. развиты раскольничьи секты "Людей Божиих", "Собеседников" и др. В коренной области мокши обрусение также сделало крупные успехи; много селений даже по названиям нельзя отличить от русских. Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губ., в уу. Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы мордовских селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы и, наконец, школа. Физический тип М. не отличается существенно от русского. По наблюдениям Смирнова, мокша представляет большее разнообразие типов, чем эрзя; рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты, с смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений М. приблизительно одинаковый, но мокшане, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно женщины). Наречия мокши и эрзи различные; эрзянин дальней местности не в состоянии понять мокшанина, и наоборот. Есть разница и в женском костюме: мокшанка носит рубашку и штаны, причем рубашка у нее спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; сверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан, так назыв. шушпан, похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навертываемыми в виде чалмы (впрочем, головной убор мордвинок значительно варьирует в каждой группе еще и по местностям). Мокшанки не носят также "пулагая" — назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространенного у эрзянок. По численности эрзя преобладает над мокшей; она, кроме Нижегородской и Симбирской губ., заходит в Тамбовскую и Пензенскую, а также составляет главную массу мордовского населения Заволжья. Сравнительно М. живет лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губ., напр., задолженность ее меньше, чем чуваш, русских и татар. Во внешнем быту М., ее жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большею разбросанностью и постановкою избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет М. — белый). К искусству М. равнодушнее чуваш и черемис, у которых, напр., многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. В свадебных обрядах и обычаях М. сохранились еще многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права. Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. У М. сохранилось еще много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую теологию. Известно только, что М. почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма — антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У М. сохранились еще местами моляныостатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти приуроченные к христианским праздникам. Подробности об этих молянах и вообще о быте М. см. у проф. И. Н. Смирнова, "М. Историко-этнографический очерк" (в "Изв. Общества археологии, истории и этнографии при Казан. унив." за 1892—95 гг.; лучшая новейшая монография М.).
Д. А.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru