Определение слова «МЕЛИСС»

Большая советская энциклопедия:

Мелисс
(Mlissos)
Самосский (около 410 — около 360 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида, последний из представителей элейской школы (См. Элейская школа), развивший её метафизические и идеалистические тенденции. Видный государственный и военный деятель (командующий флотом самосцев и политический противник Перикла), написавший не дошедшее до нас сочинение «О природе, или О сущем». М. критиковал и пифагорейство, и Гераклита, и Эмпедокла, и атомистов с точки зрения элейского понимания бытия как единого, неподвижного, нерасчленённого, бестелесного, доразумного, бесконечного и самотождественного. Новым моментом для элейской философии является здесь то, что бесконечность понимается не только временным образом, но и пространственно.
Фрагменты в книге: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1, B., 1960; Маковельский А. О., Досократики, ч. 2, Каз., 1915, гл. 20.
Лит.: Мандес М. И., Элеаты, Одесса, 1911, с. 245—310; Untersteiner M., Senofane e Mellissonel «De Melisso Xenophane Gorgia», «Antiquitas», 1953, p. 3—65.
А. Ф. Лосев.

Новая философская энциклопедия:

МЕЛИСС () из Самоса (5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, завершитель и систематизатор традиций Элейской школы [ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА]. Архаическая темнота стихов Парменида побудила Мелисса дать ясное прозаическое изложение элейс-кого учения с развернутой аргументацией. Философский трактат Мелисса «О природе, или О сущем» известен в основном по конспектам Симпликия и псевдо-аристотелевскому сочинению «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии». Из исходного постулата «нечто есть» Мелисс дедуцирует все атрибуты сущего: оно вечно (в силу закона ex nihilo nihil, фр. 1), бесконечно (фр. 2–4), одно (так как два бесконечных граничили бы между собой, фр. 6), однородно (так как неоднородность имплицирует множественность, фр. А 5), неподвержено изменениям (росту и убыли; трансформации) и аффектам (боли, печали, фр. 7), неподвижно (т.к. необходимая предпосылка движения – существование пустоты, но пустота«ничто», фр. 7). Полученный т.о. априорный критерий реальности опровергает данные чувственного опыта: если бы феномены мира мнения-доксы были реальны, то каждый из них (напр., «земля, вода, воздух, огонь, железо») должен был бы обладать атрибутами «того, что есть» (фр. 8), а это невозможно. Аргумент о бестелесности единого сущего (тело обладает «толщиной», толщина имплицирует наличие частей, части – множественность, фр. 9, ср. антиномию множества у Зенона, 29 В 1 DK) основан на предположении, что бесконечная протяженность и «полнота» исключает «бестелесность». Указание на отсутствие «боли» и «печали» в бытии свидетельствует об этико-психологаческом измерении сущего, очевидно, служившего парадигмой внутреннего спокойствия и душевной неуязвимости мудреца. Отступлений от Парменида у Мелисса немного (бесконечность бытия, отказ от «вечного настоящего»), но его аргументация достаточно оригинальна. Отношение Мелисса к Эмпедоклу и Анаксагору проблематично, влияние на генезис атомистики вероятно.
Фрагменты и свидетельства:
1. DK I, 258–276;
2. Reale G. (ed.), Melisso Samius. Testimonialize e frammemi. Firenze, 1970.
Литература:
1. Loenen J. H., Parmenides, Melissus, Gorgias, a Reinterpretation of Eleatic Philosophy. Assen, 1959;
2. Solmsen F. The «Eleatic One» in Melissus. Amst., 1969.
А.В.Лебедев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru