Определение слова «Магнитофон»

Большая советская энциклопедия:

Магнитофон
(от магнит и греч. phone — звук)
аппарат для магнитной записи (См. Магнитная запись) и воспроизведения звука. По назначению и качественным показателям различают М. профессиональные — для синхронной (с изображением) звукозаписи на перфорированной магнитной ленте (См. Магнитная лента), используемые в звуковом кино (См. Звуковое кино), и студийные (рис. 1) для звукозаписи на неперфорированной магнитной ленте шириной 6,25 мм, применяемые в радиовещании, в кино и студиях грамзаписи, телецентрах и др., когда требуется высококачественная звукозапись; так называемые полупрофессиональные (чаще всего на ленте шириной 6,25 мм) — для записи диспетчерских переговоров на транспорте, сигналов звуковых частот в научных исследованиях и т.п.; бытовые (рис. 2) — для любительской звукозаписи и для проигрывания покупных фонограмм. Кроме того, существуют Диктофоны, репортёрские М. — лёгкие переносные аппараты с автономным электропитанием, учебные М., в которых предусмотрена параллельная запись на двух дорожках и подключение к устройствам внешнего контроля в процессе обучения иностранным языкам и т.д., магнитофонные приставки (См. Магнитофонная приставка), а также сочетания М, с другими аппаратами (см. Магнитола, Магниторадиола).
В состав М. входят лентопротяжный механизм для продвижения ленты, усилители электрических сигналов, магнитные головки (См. Магнитная головка) для записи, воспроизведения и стирания записи, генератор высокочастотных колебаний, указатель (индикатор) уровня записи и устройство электропитания. Получаемый от генератора ток высокой частоты (40—200 кгц) подаётся в обмотки головки записи (для подмагничивания ленты) и головки стирания записи. От величины подмагничивания зависят основные качественные показатели М. Сила тока подмагничивания выбирается оптимальной для каждого типа магнитной ленты. В целях упрощения и удешевления М. (особенно бытовых) применяют универсальный (для поочерёдной записи и воспроизведения) усилитель и универсальную магнитную головку (рис. 3). Обычно в М. лента наматывается или на сердечник (в профессиональных М.), или на катушки (в полупрофессиональных и бытовых М.). В новом типе М., кассетном, лента (изредка магнитная проволока) расположена в закрытой кассете магнитофонной (См. Кассета магнитофонная), которая легко устанавливается и снимается. Применение таких кассет защищает ленту от пыли и прикосновения рук, а также упрощает эксплуатацию М. В отличие от описанных монофонических М. с одним каналом записи и воспроизведения, в стереофонических М. структурная схема усложняется: для каждого канала требуются отдельные усилители, головки, громкоговорители. Бытовые стереофонические М. имеют 2 канала; профессиональные — до 6 (см. Стереофоническая звукозапись).
Основные качественные показатели М. с неперфорированными магнитными лентами устанавливаются ГОСТами. ГОСТом также определены рабочие скорости ленты: 38,1; 19,05; 9,53; 4,76 см/сек. В некоторых М. предусмотрена работа на двух или трёх скоростях по выбору. Качественные показатели М. зависят от его назначения, класса и рабочей скорости. Как правило, чем больше скорость движения ленты, тем качественные показатели М. выше.
Лит.: Курбатов Н. В., Яновский Е. Б., Справочник по магнитофонам, 3 изд., М., 1970; ГОСТ 12107-66, 12392-66 и 13265-67.
В. Г. Корольков.

Рис. 1. Студийный магнитофон типа МЭЗ-62 имеет две скорости ленты (38,1 и 19,05 см/сек); рабочий диапазон частот от 31 до 16000 гц; коэффициент гармонических искажений 2%; отношение сигнал/помеха 60 дб.

Рис. 2. Бытовой магнитофон типа «Комета 201 М» имеет 3 скорости ленты (19,05; 9,53 и 4,76 см/сек) и двухдорожечную запись; рабочие диапазоны частот (соответствующие трем скоростям) от 40 до 12 500 гц, от 100 до 6000 гц, от 100 до 3500 гц, коэффициент нелинейных искажений 5 %; отношение сигнал/помеха 35 дб.

Рис. 3. Упрощённая структурная электрическая схема бытового магнитофона: Вх — входная цепь, на которую подаются электрические сигналы с выхода микрофона, радиоприёмника, радиотрансляционной линии и др.; П1, П2, П3 — переключатели рода работы (положение З — запись сигналов, положение В — воспроизведение сигналов); УУ — универсальный усилитель электрических сигналов; ГУ — универсальная магнитная головка; ГС — магнитная головка стирания записи; ГВЧ — генератор тока высокой частоты для подмагничивания ленты (в ГУ) и стирания записи (в ГС); УЭ — устройство электропитания; Гр — громкоговоритель для слухового контроля; И — индикатор уровня записи (миниатюрный вольтметр или электронно—световой индикатор) для контроля за уровнем записи с допустимыми искажениями (намагниченностью ленты); K1, K2 — соответственно подающая и воспринимающая (магнитную ленту) катушки; P1, Р2 — ролики, направляющие магнитную ленту Л.

Большой словарь иностранных слов:

[гр. магнит + звук] – утстройство для магнитной записи звука.

Толковый словарь Кузнецова:

магнитофон
МАГНИТОФОН -а; м. [от сл. магнит и греч. phn — звук, голос] Аппарат для записи звука на магнитную ленту и последующего его воспроизведения. Запись песен на м. Переносный м. Кассетный м. Стереофонический м. Выключить м. Танцевать под. м.
Магнитофонный, -ая, -ое. М-ая запись. М-ая лента. М-ая кассета. М. звук.

Малый академический словарь:

магнитофон
-а, м.
Аппарат для записи звука на магнитную ленту или проволоку и последующего его воспроизведения.

Музыкальная энциклопедия:

(от магнит и греч. ponn — звук) — аппарат для магнитной записи звука и её воспроизведения. Запись осуществляется на спец. магнитной ленте, покрытой составом из ферромагнитного порошка и связующего вещества, скрепляющего между собой частицы порошка и удерживающего их на её поверхности. В некоторых портативных моделях вместо ленты применяется тонкая проволока из магнитного материала (никель-кобальт и др.).
М. состоит из лентопротяжного устройства, магнитных головок для записи звука, её воспроизведения и стирания, усилителя записи, усилителя воспроизведения, высокочастотного генератора для дополнит. подмагничивания ферромагнитного покрытия ленты при записи и для стирания записи, блока питания, микрофона и репродукторов.
Запись с помощью магнитофона основана на явлении остаточного магнетизма (см. Звукозапись). Звуковые колебания последовательно преобразуются в электрические и магнитные; последние воздействуют на ферромагнитное покрытие магнитофонной ленты, образуя в нём остаточный магнетизм, колебания интенсивности к-рого отвечают записанным звуковым колебаниям. При воспроизведении магнитная дорожка возбуждает электрич. колебания, к-рые усиливаются и преобразуются в колебания звуковые.
Магнитная запись звука впервые была осуществлена дат. физиком В. Паульсеном в 1898. Первые промышленные М. выпустила в 1931 нем. фирма "Гефифон"; в них применялась поперечная запись на металлич. магнитной ленте. С этого времени М. непрерывно совершенствовались. В качестве звуконосителя начала применяться бумажная лента, покрытая эмульсией с ферромагнитным порошком, а затем лента из органич. материала — ацетилцеллюлозы, триацетата, капрона и др. Это увеличило прочность ленты на разрыв и растяжение, уменьшило её остаточную деформацию. Вместо поперечной записи стала использоваться продольная (в направлении передвижения ленты). Была установлена стандартная ширина ленты — 6,3 мм. Для увеличения динамич. диапазона и уменьшения уровня шумов было введено добавочное подмагничивание звуконосителя. Улучшение качества магнитофонной ленты сделало возможным уменьшение скорости её движения, а также запись на двух и более звуковых дорожках при той же ширине ленты. Это позволило осуществлять стереофонич. запись и её воспроизведение; в 1970-е гг. вошла в обиход и квадрофонич. запись (см. Стереофония).
В СССР и за рубежом выпускаются М. разл. типов. Важнейшими показателями М. являются размер и вес, скорость подачи ленты, число звуковых дорожек по ширине ленты, размеры рулона или кассеты с лентой, диапазон записываемых и воспроизводимых частот, величина искажений, выходная мощность, тип источника питания.
Чем больше скорость подачи ленты, тем легче достигается высокое качество записи — запись широкого диапазона частот при минимальных искажениях. Однако с увеличением скорости движения ленты уменьшается время звучания рулона той же длины. Поэтому с улучшением качества магнитофонных лент наиболее употребит, скорости движения ленты снижаются. Ранее в проф. студийных М. применялись скорости 76,2 см/сек и 38,1 см/сек. В отдельных конструкциях совр. М. используется скорость 38,1 см/сек, в большинство же скорость 19,05 см/сек, что всё же позволяет записывать и воспроизводить широкую полосу частот — примерно от 20-30 до 24000 герц — с незначит. искажениями (отношение сигнал — шум 60 децибелов и более). В бытовых М., рассчитанных на использование любителями музыки и в учебно-педагогич. практике, помимо скорости 19,05 см/сек, обычно предусмотрена возможность применения скорости 9,53 см/сек, иногда и 4,75 см/сек; эта последняя скорость служит для записи и воспроизведения речи, поскольку вполне удовлетворит, разборчивость речи достигается и при относительно неширокой полосе записываемых частот. В портативных М. применяется и скорость 2,4 см/сек.
В бытовых М., как правило, используется 2-дорожечная запись: запись производится лишь на одной половине ширины ленты при данном её положении и на другой при обратном её положении. Этим достигается экономия ленты — при той же скорости движения ленты на той же её длине умещается запись вдвое большего времени звучания. В бытовых стереофонич. M. и квадрофонич. М. обычно применяется 4-дорожечная запись, причём для записи и воспроизведения в стереофонич. М. одноврем. используются две соседние дорожки верхней или нижней половины рабочей поверхности ленты (каждый из каналов стереофонич. записи требует отд. дорожки).
Стационарные студийные М. допускают применение катушек, вмещающих 1000 м ленты, что при скорости 38,1 см/сек даёт продолжительность непрерывного звучания 43 мин. В бытовых М. применяются катушки на 500 м плёнки (43 минуты звучания при скорости 19,25 см/сек), 300 м и 250 м (22 минуты звучания при скорости 19,25 см/сек, 43 минуты звучания при скорости 9,53 см/сек). В портативных (карманных) М. используются катушки меньших размеров. Для бытовых, особенно портативных, М. выпускаются и специальные, более тонкие ленты; на стандартной катушке может умещаться тонкой ленты в 1,5-2 раза больше, чем ленты обычной толщины. Всё большее распространение в быту получают кассетные М., в к-рых обе катушки заключены в спец. коробку — кассету; для проигрывания записи в М. вставляется кассета, а не отд. катушка, что облегчает и упрощает пользование аппаратом (отпадает необходимость заправлять на приёмной кассете конец ленты).
Студийные и бытовые М. питаются от сети переменного тока, портативные (карманные) М. — от батарей или аккумуляторов.
Особые типы М. — диктофон, позволяющий воспроизводить записанную речь с пониженной скоростью (для удобства записи текста — от руки или на пишущей машинке) без смещения вниз всей полосы частот, и "говорящая книга" для слепых, где речь записывается на спец. широкой ленте (13 мм) на 24 дорожках, что при длине рулона 300 м даёт суммарную продолжительность записи 12 часов при удовлетворительном для речи диапазоне частот 150-5000 герц.
Всё более широкое применение находит комбинированная запись на широкой ферромагнитной ленте звука и изображения, "развёрнутого" и преобразованного в электрич. колебания по телевизионному принципу (видеомагнитофон).
Изобретение М. расширило возможности звукозаписи и в частности записи музыки. Ранее лишь фонограф допускал немедленное воспроизведение записанного: однако валик с записью изнашивался уже после неск. проигрываний, к тому же продолжительность записей была незначительной, а валики громоздкими и требовали для хранения больших помещений. С изобретением М. появилась возможность сразу после записи воспроизводить записанное, причём магнитофонная лента может проигрываться многократно без какого-либо ухудшения качества звучания и является компактной, что делает её удобной для хранения (правда, при длительном хранении магнитофонных записей возможно ухудшение их качества, связанное с т. н. копирэффектом, однако существуют способы, позволяющие избежать этого). Притом запись даже на относительно недорогих бытовых М. при соблюдении соответствующих условий получается достаточно высококачественной. Т. о., М. даёт возможность музыканту-исполнителю как бы "со стороны" прослушать исполняемые им произв. на любой стадии их разучивания, композитору — записывать в непосредственном звучании импровизационные эскизы будущих сочинений. В большой мере облегчился процесс записи произведений нар. иск-ва музыкантом-фольклористом. Любитель музыки с помощью М. может записать любое интересующее его исполнение музыки — в быту, по радио, на концерте, переписать редкие грампластинки и магнитофонные записи. Очень широкое применение М. нашёл в радиовещании. Он полностью вытеснил использовавшуюся ранее оптич. запись, более дорогую, менее высококачественную, не столь оперативную и требующую громоздкой аппаратуры. Важным достоинством магнитофонной записи сравнительно с оптической является также лёгкость и простота монтажа ленты. Постепенно передачи "с микрофона" всё больше уступают место передачам с магнитофонной записи, к-рые позволяют избежать каких-либо случайностей. Но и идущие "с микрофона" муз. передачи обычно записываются на магнитофонную ленту, так что оказывается возможным в любое время повторить их. М. используется и при производстве грампластинок (см. Граммофонная пластинка)запись производится на магнитофонную ленту, и уже по этой записи изготовляется форма для штамповки грампластинок. За рубежом и в СССР выпускаются в продажу магнитофонные ленты и кассеты с уже осуществлённой записью муз. произведений, к-рые начинают конкурировать с грампластинками.
Литература: Болдырев И. О., О магнитофоне и его роли в развитии советской музыкальной культуры, "СМ", 1950, No 4; Корольков В. Г., Электрические схемы магнитофонов, M., 1959, 1967 (совм. с Л. Г. Лишиным); Pахомов Ю. Д., Зарубежные магнитофоны, М.-Л., 1961; Колищук В. Г. и Травников E. H., Конструирование и расчет магнитофонов, К., 1965; Курбатов Н. В. и Яновский Е. Б., Узлы и детали магнитофонов, Л., 1965; их же, Справочник по магнитофонам, М., 1966; Ганзбург М. Д., Магнитофоны, М.-Л., 1966; Гладышев Г. И., Магнитофоны (справочник), К., 1969; Sutaner H., Schallplatte und Tonband, Lpz., 1954; Spratt M., Magnetic tape recording, N. Y., 1958; Schrцder H., Tonbandgerдte-MeЯpraxis, Stuttg., 1961; Sne1 D. A., Magnetische Tonaufzeichnung, Eindhoven, 1962. См. также лит. при ст. Звукозапись.
Л. С. Термен.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
магнитофон, -а

Толковый словарь Ожегова:

МАГНИТОФОН, а, м. Аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука.
| прил. магнитофонный, ая, ое.

Научно-технический словарь:

МАГНИТОФОН, устройство, записывающее и воспроизводящее звук на МАГНИТНОЙ ЛЕНТЕ. Микрофон преобразует звук в электрический сигнал и подает его в ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, который превращает его в колебания магнитного поля, намагничивающие частицы на ленте кассеты. см. также ЦИФРОВАЯ АУДИОЛЕНТА; ЗВУКОЗАПИСЬ.

Техника. Современная энциклопедия:

магнитофон
Электромеханическое устройство для магнитной записи звука (обычно на магнитную ленту) и последующего его воспроизведения. Работа магнитофона основана на способности магнитного слоя ленты длительное время сохранять остаточную намагниченность после того, как будет снято намагничивающее поле. Основные узлы магнитофона: лентопротяжный механизм, блок магнитных головок (записывающая, воспроизводящая, стирающая), усилители записи и воспроизведения, генератор стирающих запись сигналов, громкоговорители или акустическая система. В магнитофонах среднего класса вместо двух, записывающей и воспроизводящей, используют одну универсальную магнитную головку. При записи электрические сигналы звуковой частоты (от микрофона, радиоприёмника, электропроигрывателя) после усиления поступают на записывающую магнитную головку. В ней они преобразуются в переменное магнитное поле, изменяющееся в соответствии с изменением амплитуды записываемых сигналов. Это поле воздействует через рабочий зазор головки на магнитную ленту, движущуюся с постоянной скоростью относительно головки, и изменяет намагниченность отдельных участков магнитного слоя – оставляет на нём магнитные следы звуков. Намагниченные участки ленты в совокупности образуют дорожку записи или звуковую дорожку. Магнитная лента со звуковой дорожкой называется фонограммой. При воспроизведении магнитная лента со звуковой дорожкой с такой же, как при записи, скоростью протягивается относительно воспроизводящей головки; остаточный магнитный поток ленты возбуждает в обмотке головки электрические колебания, в точности повторяющие записанные. Эти колебания после усиления преобразуются громкоговорителем или акустической системой в звук. Перед записью магнитную ленту очищают – стирают старые записи. Делает это стирающая головка, в обмотку которой подаётся от особого генератора ток ультравысокой частоты. Создаваемое стирающей головкой магнитное поле размагничивает рабочий слой ленты – стирает имевшуюся на нём запись.

Схема работы магнитофона:
1 – стирающая магнитная головка; 2 – записывающая магнитная головка; 3 – воспроизводящая магнитная головка; 4 – тонвал (ведущий вал); 5 – направляющий ролик; 6 – магнитная лента; 7 – магнитопровод; 8 – обмотка; 9 – рабочий зазор; 10 – лента; 11 – магнитный слой; 12 – основа ленты
Различают магнитофоны профессиональные (студийные, репортажные и др.) и бытовые (любительские); катушечные и кассетные; моно – и стереофонические. Основные технические характеристики магнитофонов, определяющие качество записи и воспроизведения звука: скорость движения ленты (76.2; 38.1 и 19.05 см/с – в профессиональных, 9.53 и 4.76 см/с – в бытовых, 2.38 и 1.19 см/с – в диктофонах); рабочий диапазон частот от 63–10 000 у большинства любительских до 16–22 000 Гц у высококлассных любительских и профессиональных; уровень шумов в канале записи – воспроизведения (от –42 до –64 дБ). Запись звука осуществляется на магнитную ленту шириной 6.25 мм (в катушечных магнитофонах) и 3.81 мм (в кассетных магнитофонах). Разновидностью магнитофона является диктофон. От магнитофона он отличается более простой конструкцией лентопротяжного механизма, ограниченным диапазоном звуковых частот (обычно 200—3000 Гц), меньшими размерами; как правило, он кассетный. Его специфические особенности: возможность плавного изменения скорости движения магнитной ленты, остановка механизма при отсутствии записываемых сигналов и автоматическое включение при появлении звука. Другой разновидностью магнитофона является плеермагнитофонный проигрыватель, в котором возможно только воспроизведение фонограммы на головные телефоны или встроенный громкоговоритель; стирание имеющейся фонограммы и запись новой не предусмотрены.

Грамматический словарь Зализняка:

Магнитофон, магнитофоны, магнитофона, магнитофонов, магнитофону, магнитофонам, магнитофон, магнитофоны, магнитофоном, магнитофонами, магнитофоне, магнитофонах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru