Определение слова «звукозапись»

Толковый словарь Ефремовой:

звукозапись ж.
1. Запись специальными приборами на плёнку, пластинку и т.п. звучащей речи, музыки с целью последующего воспроизведения.
2. Пленка, пластинка и т.п. с записанной на неё звучащей речью, музыкой.

Большой энциклопедический словарь:

ЗВУКОЗАПИСЬ — процесс записи звуковой информации с целью ее сохранения и последующего воспроизведения. Звукозапись производится по схеме: микрофон — усилитель электрических колебаний — устройство, воздействующее на носитель записи. Основные системы звукозаписи: механическая, магнитная, оптическая. Бывает моно-, стерео- и квадрафоническая звукозапись. Часто звукозаписью называют саму записанную звуковую информацию.

Большая советская энциклопедия:

Звукозапись
Процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения; З. называют также записанную звуковую информацию. З. основана на изменении физического состояния или формы различных участков носителя записи — магнитной ленты (См. Магнитная лента), граммофонной пластинки (См. Граммофонная пластинка), киноплёнки и др. З. представляет собой частный случай записи и воспроизведения информации (См. Запись и воспроизведение информации) и осуществляется двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на носитель записи, во втором — сначала преобразуются микрофоном в электрические колебания, мощность которых повышается усилителем до необходимого значения, после чего электрические колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель, т. е. непосредственно производящий запись. Электроакустический способ обеспечивает лучшее качество З., большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти полностью вытеснил акустический способ. Для воспроизведения З. главным образом применяют электроакустический способ, при котором сначала от фонограммы получают электрические колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три основные системы З.: механическую, фотографическую и магнитную.
При механической записи (См. Механическая запись) звука (рис. 1) игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося носителя канавку, форма которой соответствует форме записываемых звуковых колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателем (См. Электропроигрыватель) граммофонная игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передаёт их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханическому преобразователю звукоснимателя (См. Звукосниматель), вырабатывающему электрические сигналы. Механическая З. впервые практически осуществлена в 1877 американским изобретателем Т. А. Эдисоном, построившим Фонограф с записью звука на валике, обёрнутом оловянной фольгой. В дальнейшем фольга была заменена воском. Механическая З. на граммофонных пластинках получила широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука в домашних условиях.
При фотографической З. в такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма светового луча, падающего на движущуюся киноплёнку. В результате звук оказывается «сфотографированным» (рис.2). После химического проявления на плёнке образуется затемнённая дорожка записи, прозрачность или ширина которой изменяется по длине плёнки в соответствии с закономерностью записанного колебания. Для воспроизведения З. фотографическую фонограмму, которая двигается с той же скоростью, с какой двигалась плёнка при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи и падающим на Фотоэлемент, фотоэлемент преобразует колебания силы света в электрические колебания. Прообразом аппаратов фотографической З. является фотографофон, изготовленный в 1901 немецким инженером Э. Румером. Фотографическая З. применяют главным образом в звуковом кино (См. Звуковое кино).
При магнитной записи (См. Магнитная запись) в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отдельные участки носителя, движущегося через магнитное поле. Поле создаётся магнитной головкой (См. Магнитная головка), через обмотку которой проходят усиленные электрические токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает в магнитной головке электрические сигналы. Первый аппарат для магнитной З. на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 датским инженером В. Паульсеном. С 40—50-х гг. 20 в. получила распространение магнитная З. на магнитную ленту посредством Магнитофонов, которые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства З. в домашних условиях.
З. развивается по пути совершенствования трёх названных систем З. и постепенного перехода от монофонической звукозаписи (См. Монофоническая звукозапись) к стереофонической звукозаписи (См. Стереофоническая звукозапись), при воспроизведении которой слушатель получает информацию о пространственном расположении отдельных источников звука: звук как бы приобретает «объёмность», и восприятие его во многих отношениях становится более естественным.
В. Г. Корольков.
Звукозапись в радиовещании. В 20—30-е гг. применение З. в программах радиовещания носило эпизодический характер, сам процесс З. не был составной частью радиопроизводства. Внедрение с начала 40-х гг. магнитной З. в процесс подготовки радиопередач явилось революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир З. событий общественной жизни. З. способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, музыкального вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального искусства, исполнительского мастерства, народного творчества.
В зависимости от содержания различают З.: документальные — записи событий, выступлений, интервью и др.; документально-художественные — обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера; художественные — записи произведений художественной литературы, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (например, радиоспектакли). Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, который помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).
Принято также различать З. и по др. признакам, например по способу-месту записи — студийные, внестудийные, трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования в вещании — фондовые, в том числе уникальные, и разовые; по целевому назначению — учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные и др.
Фондовые З. предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это З. исторических событий, выступлений государственных и общественных деятелей, З. выдающихся произведений литературы, музыки, театра в исполнении известных мастеров искусств, фольклорные записи и др. Фондовые З. отличаются высоким уровнем технического исполнения, производятся по возможности в специальных студиях, причём делается несколько вариантов, из которых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится в стереофоническом совместимом варианте, пригодном и для монофонического воспроизведения. Разовые З. производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования З. без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая З. обычно размагничивается. Около 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается, что позволяет включать их в программы вещания с учётом разницы поясного времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания и звукозаписи.)
Звукозапись в обучении. В учебных целях З. (грамзапись) впервые стала использоваться в начале 20 в. в США, ряде стран Европы, в том числе и в России. Первые учебные З. специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностранных языков). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной школы и др. типов учебных заведений. Основные типы учебных З.- пособий: звуковые приложения к учебникам иностранных языков для общеобразовательной школы, вузов, самоучители для изучающих иностранный язык самостоятельно; фонохрестоматии (См. Фонохрестоматия) по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; озвученные диафильмы по языку и литературе; записи уроков известных музыкальных педагогов, беседы о музыке, самоучители игры на музыкальных инструментах, музыкальные диктанты и др.; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики; записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, З.-пособия выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, средних специальных учебных заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты (См. Лингафонный кабинет). Магнитная запись используется в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительского мастерства (в музыкальных и театральных учебных заведениях). В этом отношении магнитная запись является уникальным средством самоконтроля, т.к. она позволяет анализировать звучание своей речи, своего исполнения.
И. П. Вепринцев, Э. О. Конокотин, В. Н. Ружников.
Лит.: Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М. — Л., 1964; Парфентьев А. И., Пуссэт Л. А., Физические основы магнитной записи звука, М., 1957.

Рис. 1. Схема механической звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — носитель записи; 4 — рекордер; 5 — резец; 6 — дорожка записи (канавка); 7 — механическая фонограмма; 8 — звукосниматель; 9 — граммофонная игла; 10 — громкоговоритель.

Рис. 2. Схема фотографической записи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — источник света; 4 — модулятор света; 5 — носитель записи (киноплёнка); 6 — дорожка записи (фотографическая фонограмма); 7 — фотоэлемент; 8 — громкоговоритель.

Рис. 3. Схема магнитной звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — магнитная головка; 4 — магнитное поле головки; 5 — носитель записи; 6 — магнитная фонограмма; 7 — громкоговоритель. Стрелкой указано направление движения носителя записи (магнитной ленты).

Толковый словарь Кузнецова:

звукозапись
ЗВУКОЗАПИСЬ -и; ж. Техн. Запись звуков (речи, музыки) с помощью приборов на плёнку, пластинку и т. п.
Звукозаписывающий, -ая, -ее.

Малый академический словарь:

звукозапись
-и, ж.
Запись специальными аппаратами на пленку, пластинку и т. п. звучащей речи, музыки с целью ее сохранения и последующего воспроизведения.

Музыкальная энциклопедия:

Осуществляемая с помощью специальных технич. устройств фиксация звуковых колебаний (речи, музыки, шумов) на звуконосителе, позволяющая воспроизводить записанное. Реальная возможность З. появилась с 1688, когда нем. ученым Г. К. Шельхаммером было установлено, что звук представляет собой колебания воздуха. Первые опыты З. запечатлевали звуковые колебания, но не обеспечивали их воспроизведения. Звуковые колебания обычно улавливались мембраной и от нее передавались штифту (игле), оставлявшему волнообразный след на двигавшейся закопченной поверхности (Т. Юнг в Англии, 1807; Л. Скотт во Франции и R. Кениг в Германии, 1857). Первый аппарат для З., позволявший воспроизводить записанное, был разработан Т. А. Эдисоном (США, 1876) и независимо от него Ш. Кро (Франция, 1877). Он получил название фонографа. Запись осуществлялась иглой, укреплённой на мембране с рупором, носителем записи служила сначала станиоль, закреплённая на вращавшемся цилиндре, а затем восковой валик. З. подобного типа, в к-рой звуковой след, или фонограмма, получается с помощью механич. воздействия на материал носителя (резание, выдавливание), называется механической. Первоначально применялась глубинная запись (с канавкой переменной глубины), позднее (с 1886) стала использоваться и поперечная запись (с извилистой канавкой неизменной глубины). Воспроизведение осуществлялось с помощью того же прибора. Существ. недостатками фонографа были низкое качество и относит. краткость записи, а также невозможность размножения записанного. Следующим этапом механич. З. явилась запись на диске (Э. Берлинер, США, 1888), первоначально металлическом, затем покрытом воском, наконец, пластмассовом. Этот способ З. позволил в массовых масштабах размножать записи; диски с записями получили название граммофонных пластинок (грампластинок). Для этого гальванопластич. путём изготовлялась металлич. обратная копия записи, к-рая затем использовалась как штамп при изготовлении грампластинок из соответств. пластичного в разогретом состоянии материала. С 1925 запись стала производиться с применением преобразования звуковых колебаний в электрические, к-рые усиливались с помощью электронных устройств и лишь после этого превращались в механич. колебания резца; это значительно улучшило качество записей. Дальнейшие успехи в этой области связаны с совершенствованием техники З., изобретением т.н. долгоиграющих и стереофонич. грампластинок (см. Граммофонная пластинка, Стереофония). Проигрывание грампластинок вначале производилось с помощью граммофона и патефона; с 30-х гг. 20 в. на смену им пришёл электропроигрыватель (электрофон, радиола). Грампластинки остаются самым массовым видом З.
Возможна механич. З. на киноплёнке. Аппаратура для такой З. была разработана в 1927 А. Ф. Шориным в СССР ("шоринофон") — сначала для озвучивания кинофильма, а затем и для записи музыки и речи; по ширине киноплёнки помещались 60 звуковых дорожек, что при длине плёнки в 300 м позволяло вести запись в течение 3-8 часов.
Наряду с механич. записью широкое применение находит магнитная З. Магнитная З. и её воспроизведение основаны на использовании остаточного магнетизма в ферромагнитном материале, передвигающемся в переменном магнитном поле. При магнитной З. звуковые колебания преобразуются в электрические. Последние после усиления подаются на записывающую головку, полюса к-рой создают сосредоточенное магнитное поле на двигающемся магнитоносителе, образуя на нём остаточную магнитную дорожку, соответствующую записываемым звукам. Когда такой носитель с записью проходит мимо звуковоспроизводящей головки, в её обмотке индуктируется переменное электрич. напряжение, преобразуемое после усиления в звуковые колебания, аналогичные записывавшимся. Первый опыт магнитной З. относится к 1888 (О. Смит, США), однако аппараты магнитной записи, пригодные для массового производства, были созданы лишь в сер. 30-х гг. 20 в. Они получили название магнитофонов. Запись в них производится на спец. ленте, покрытой с одной стороны слоем порошка из способного намагничиваться и сохранять магнитные свойства материала (окись железа, магнезит) или же (в портативных моделях) на тонкой проволоке из магнитного сплава. Запись на магнитофонной ленте может проигрываться многократно, но может быть и стёрта. Магнитная З. позволяет получать записи очень высокого качества, в т.ч. и стереофонические, переписывать их, подвергать разл. преобразованиям, применять наложение нескольких разл. записей (применяются в произведениях т.н. электронной музыки) и т.п. Как правило, записи для грампластинок первоначально производятся на магнитную ленту.
Пользуется распространением также оптическая, или фотографическая, З., гл. обр. в кинотехнике. По краю киноленты оптич. способом фиксируется звуковая дорожка, на которой звуковые колебания запечатлены в виде колебаний плотности (степени почернения светочувствит. слоя) или в виде колебания ширины прозрачной части дорожки. При воспроизведении через звуковую дорожку пропускается луч света, к-рый падает на фотоэлемент или фотосопротивление; колебания его освещённости превращаются в электрич. колебания, а последние — в звуковые. В период, когда магнитная З. не вошла ещё в обиход, оптич. З. применялась и для фиксации муз. произведений на радио.
Особый вид оптич. З. — З. на киноплёнке с применением звукооптич. модулятора, основанного на эффекте. Керра. Такая З. была осуществлена в 1927 в СССР П. Г. Тагером.
Литература: Фурдуев В. В., Электроакустика, М.-Л., 1948; Парфентьев A., Физика и техника звукозаписи кинофильма, М., 1948; Шорин А. Ф., Как экран стал говорящим, M., 1949; Охотников В. Д., В мире застывших звуков, М.-Л., 1951; Бургов В. A., Основы записи и воспроизведения звука, М., 1954; Глухов В. И. и Куракин А. Т., Техника озвучания фильма, М., I960; Дрейзен И. Г., Электроакустика и звуковое вещание, М., 1961; Панфилов Н., Звук в фильме, М., 1963, 1968; Аполлонова Л. П. и Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М.-Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запёчатлённого звука, М., 1964; Корольков В. Г., Электрические схемы магнитофонов, М., 1969; Мелик-Степанян А. М., Звукозаписывающая аппаратура, Л., 1972; Меерзон Б. Я., Основы электроакустики и магнитная запись звука, М., 1973; Feddersen W. F.,. Sanеаl Т. Т., Teas D. С. und Feldhaus F. M., Zur Entstehunsgeschichte der Sprechmaschine und Schallplatte. Festschrift С. Lindstrцm A. G., hrsg. von A. Guttmann, В., 1929; Meyer Е., Schallplatten- und Magnettotechnik, в кн.: Handbuch der Experimentalphysik, hrsg. von W. Wien und F. Harms, Bd 17, Tl. 2, Lpz., 1934; Read O., The recording and reproduction of sound, Indianapolis (Minnesota), 1949, 1952; Reichardt W., Grundlagen der Elektroakustik, Lpz., 1952, 1968; Bьrck W., Grundlagen der praktischen Electroakustik, (Mindelheim, 1953); Winkel Fr., Schallaufzeichnung, в кн.: Handbuch fьr Hochfrequenz- und Electro-Techniker, Bd 2, hrsg. von C. Rint. В., (1953); Bergtold Fr., Moderne Schallplattentechnik, Mьnch., 1954, 2 1959 (Radio-Praktiker-Bucherei 63/65a); Sutaner H., Schallplatte und Tonband, Lpz., 1954; Spratt H. G. M., Magnetic tape recording, L., 1958; Snel D. A., Magnetische Tonaufzeichnung, (Eindhoven), 1962; Reineсke H. P., Stereo-Akustik, Kцln, 1966; Burnett E., Magnetic recording of acustic data on audiofrequency tape, Wash., 1972. См. также лит. при статьях Граммофон, Граммофонная пластинка, Магнитофон, Стереофония, Электрофон.
Л. С. Термен.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
звукозапись, -и

Толковый словарь Ожегова:

ЗВУКОЗАПИСЬ, и, ж. Запись специальными приборами звучащей речи, музыки, пения на плёнку, пластинку. Дом звукозаписи.

Научно-технический словарь:

ЗВУКОЗАПИСЬ, преобразование звуковых волн в форму, в которой они могут храниться и воспроизводиться. В 1877 г. Томас Эдисон изобрел фонограф, который записывал звуковые колебания в виде углублений, создаваемых иглой на вращающемся цилиндре, покрытом жестяной фольгой. Эмиль Берлинер в своем граммофоне усовершенствовал этот процесс, используя вместо цилиндра цинковый диск. Громкость воспроизведения была увеличена при помощи дополнительных акустических рупоров, которые перед Первой мировой войной были заменены УСИЛИТЕЛЯМИ. С 1901 г. стали использоваться рельефные записи на термопластике, а впоследствии усовершенствованные пластмассы позволили совершать более тонкую нарезку канавок, что значительно уменьшило шумы поверхности. В 1927 и 1928 гг. в США и Германии были запатентованы процессы МАГНИТНОЙ ЗАПИСИ. Более поздние нововведения включали НI-FI (СРЕДСТВА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ), стереофоническое и квадрафоническое звуковоспроизведение. Современные записи на КОМПАКТ-ДИСКАХ (CD) используют цифровые сигналы (вместо аналоговых сигналов, которые использовались в более ранних звукозаписях). см. также ЗВУК.

Грамматический словарь Зализняка:

Звукозапись, звукозаписи, звукозаписи, звукозаписей, звукозаписи, звукозаписям, звукозапись, звукозаписи, звукозаписью, звукозаписями, звукозаписи, звукозаписях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru