Определение слова «КСЕНОФОНТ»

Большой энциклопедический словарь:

КСЕНОФОНТ (ок. 430-355 или 354 до н. э.) — древнегреческий писатель и историк. Основное историческое сочинение "Греческая история" (в 7 книгах) — изложение событий 411-362 до н. э. с проспартанских и антидемократических позиций.

Большая советская энциклопедия:

Ксенофонт
(Xenophn)
(около 430 до н. э., Афины, — 355 или 354 до н. э., Коринф), древнегреческий писатель и историк. Принадлежал к аристократическим кругам. Ученик Сократа. Около 403 до н. э. после падения олигархического правительства Тридцати тиранов покинул Афины и принял участие в походе Кира Младшего против его брата, царя Персии Артаксеркса II (401). После гибели Кира в битве при Кунаксе (401) К. был избран стратегом и явился одним из руководителей описанного им впоследствии в сочинении «Анабасис» отступления 10 тыс. греческих наёмников через всю Малую Азию к побережью Чёрного моря. Был на службе у фракийского, потом спартанского царей. Участвовал в Коринфской войне (395—387 до н. э.) на стороне Спарты. В Афинах заочно приговорён к смертной казни. Получив от спартанцев имение в Элиде, К. занимался хозяйством и литературным трудом. Около 369 был восстановлен в Афинах в гражданских правах, но на родину не вернулся.
К. — один из самых популярных и плодовитых авторов древности (почти все его произведения дошли до нашего времени). Основное историческое произведение К. — продолжающая труд Фукидида «Греческая история» (в 7 кн.) даёт связное изложение событий с 411 по 362, освещая их с антидемократических позиций. К. идеализирует Спарту, стараясь, однако, сохранить лояльность в отношении Афин. Т. н. «Сократические сочинения» («Апология Сократа», «Воспоминания о Сократе», «Пир»), посвященные изложению философии Сократа, являются незаменимым источником по социальной, экономической, политической истории Греции. В трактате «О домашнем хозяйстве» К. дал характеристику «образцового» хозяйства и «образцового» гражданина. В «Киропедии» изобразил «идеального» правителя и «идеальное» государство, в «Гиероне» изложил программу преобразования тирании в «правильную государственную форму с сильной личной властью». Труд «О доходах» — попытка найти выход из экономических трудностей Афин; «Агесилай» и «Лакедемонское государственное устройство» — откровенные апологии спартанского строя. Известны трактаты К. об обязанностях командира кавалерии, о верховой езде, об охоте. К. писал просто и интересно, рисовал запоминающиеся портреты, живые картины быта, военных операций. Стиль К. долго считался классическим образцом аттической речи.
Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч., пер. Г. А. Янчевецкого, ч. 1—5, 4 изд., М., 1887; Греческая история, вступ. ст. С. Лурье, Л., 1935; Сократические соч., пер. ст. и комментарии С. И. Соболевского, М.— Л., 1935; Анабасис, ст. и прим. М. И. Максимовой, М.— Л., 1951; О доходах, пер. Э. Д. Фролова, в кн.: Хрестоматия по истории Древней Греции, М., 1964.
Лит.: Фролов Э. Д., Жизнь и деятельность Ксенофонта, «Уч. зап. ЛГУ», 1958, № 251, в. 28; Luccioni J., Le s ides politiques et sociales de Xnophon, P., 1946; Delebecque E., Essai sur la vie de Xnophon, P., 1957.
И. В. Поздеева.

Советская историческая энциклопедия:

(Xenopon) (ок. 430-355/354 до н. э.) — др.-греч. писатель. Род. в Афинах. Принадлежал к аристократич. среде. Был в числе учеников Сократа. В 401 принял участие в походе претендента на перс. престол Кира Младшего. После гибели Кира был одним из руководителей отступления 10000 греков из окрестностей Вавилона к Трапезунту (позднее К. описал этот поход в "Анабасисе"). Возвратившись в Грецию, К. поступил на службу к фракийскому царю, затем к спартанцам, где, сблизившись с царем Агесилаем, принимал участие в действиях против Афин, в результате чего афинское нар. собрание заочно приговорило К. к смертной казни. Получив от Спарты имение в Элиде, К. поселился там, занимался х-вом и лит. трудом. После 371 в связи с войной между Спартой и Беотией переселился в Коринф. Ок. 369 был восстановлен в гражд. правах, но в Афины не вернулся. Умер в Коринфе.
=====
К. — один из самых плодовитых и популярных в древности авторов. Его труды посвящены ист., хоз., филос, воен. вопросам. Осн. его ист. произв., кроме "Анабасиса",- продолжающая труд Фукидида "Греческая история" (между 402 и 356), где дается связное изложение афинских и общегреч. событий с 411 по 362. "История" освещает события с антидемократич. точки зрения; идеализируя Спарту, в отношении Афин К. пытается, однако, сохранить лояльность. Т. н. "Сократич. сочинения" К. ("Апология Сократа", "Воспоминания о Сократе" и "Пир") посвящены изложению разнообразных вопросов философии Сократа; они являются также незаменимым источником по социальной, экономич. и политич. истории, особенно "Воспоминания" (между 381-354). В трактате "О домашнем х-ве" К. дает описание образцового, по его мнению, х-ва и характеристику образцового гражданина. "Киропедия" (между 365 и 358) изображает устройство "идеального", с точки зрения К., гос-ва, воспитание и деятельность его правителя. Как показали последние исследования, К. принадлежит и труд "О доходах" (ок. 365-362), в к-ром содержится попытка найти практич. выход из хоз. трудностей в Афинском гос-ве. "Агесилай" и "Лакедемонское гос. устройство" написаны как откровенные апологии спарт. строя. Известны также трактаты К. об обязанностях командира кавалерии, о верховой езде и охоте. Большинство произв. написано просто и интересно; К. рисует запоминающиеся портреты, живые картины быта, воен. операций. Стиль К. долго считался классич. образцом аттич. речи.
=====
Существует точка зрения (особенно последовательно изложенная нем. ученым Т. Гомперцом) о поверхностности и малоценности трудов К. Последние спец. исследования (франц. ученый Э. Делебек и др.) убедительно доказали, что, несмотря на антидемократич. направленность и тенденциозность, труды К. являются ценными и богатыми ист. источниками.
=====
Соч.: (в рус. пер.): Греч. история, пер., вст. ст. С. Лурье, Л., 1935; Сократич. сочинения, пер., статья и комментарии С. И. Соболевского, М.-Л., 1935; Анабасис, пер. и прим. М. И. Максимовой, М.-Л., 1951.
=====
Лит.: Фролов Э. Д., Жизнь и деятельность Ксенофонта, "Уч. зап. ЛГУ", 1958, No 251, в. 28; Gomperz Th., Griechische Denker. Eine Geschichte der antiken Philosophie, 4 Aufl., Bd 1-3, В. — Lpz., 1922-31; Luccioni J., Les ides politiques et sociales de Xnophon, P., 1946; Delebecque E., Essai sur la vie de Xnophon, P., 1957.
=====
И. В. Поздеева. Москва.

Словарь личных имен:

А, муж.
Отч.: Ксенофонтович, Ксенофонтовна; разг. Ксенофонтыч.
Производные: Ксенофонтушка; Ксена (Ксеня); Сеня; Фоша; Фоня.
Происхождение: (От греч. xenos — чужестранец, иноземец и phone — голос.)
Именины: 8 февр., 11 июля

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Ксенофонт, муж. имя (Ксенофонтович, Ксенофонтовна)

Новая философская энциклопедия:

КСЕНОФОНТ () из Афин (ок. 445, Афины – ок. 355 до н.э., Коринф) – ученик Сократа [СОКРАТ], писатель, историк и профессиональный военный. Автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений – наряду с диалогами Платона нашего основного источника о жизни и учении Сократа.
Знакомство молодого аристократа Ксенофонта и бедняка-философа Сократа произошло, вероятно, на поле боя: в 424, принимая участие в битве при Делии, Ксенофонт во время отступления упал с коня и был спасен пешим воином Сократом (Strab. Geogr. IX, 403, Diog. L. II, 5, 22). Летом 401 Ксенофонт в качестве наемника принял участие в экспедиции персидского царевича Кира Младшего (историю этого похода и трудного возвращения греков после поражения он потом опишет в «Анабасисе»). Уехав из Афин, Ксенофонт больше Сократа не видел, и только по рассказам мог судить о событиях, связанных с его казнью. Между расставанием и написанием сократических сочинений пройдет ок. 20 лет, заполненных военной службой: зима 400/399 – у фракийского царя Севфа, во время Коринфской войны 394–387 – у спартанского царя Агесилая, своего друга и покровителя. За военную службу у спартанцев Ксенофонт был вознагражден домом и земельным наделом в Скиллунте (в Элиде), где на досуге он и начал составлять свои знаменитые литературные произведения, ставшие классикой греческой прозы: «Анабасис», «Воспоминания о Сократе» и «Апологию Сократа», «Пир» и «Экономик» («Домострой»). В 371 элейцы овладели Скиллунтом и Ксенофонт бежал в Коринф, где завершил политическую утопию «Воспитание Кира» – жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства, «Греческую историю», «Похвальное слово Агесилаю», «Лакедемонскую политию», «Гиерон, или Жизнь тирана» – философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский; «Об обязанностях гиппарха», «О всадническом искусстве», «О доходах» (точно датировано 355). Относительная хронология сочинений Ксенофонта – предмет дискуссионный.
Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как морального учителя, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий Сократа). Обычный довод против Ксенофонта в пользу Платона: будучи в философии дилетантом, Ксенофонт мог не заметить самое важное в учении Сократа. В пользу Ксенофонта: не будучи оригинальным мыслителем, он, вероятно, без прикрас изложил все, что помнил, в то время как гениальный Платон вложил в уста Сократа собственное философское учение. Между тем сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», развивавшуюся к началу его литературного творчества не менее 15–20 лет («Апология Сократа» и сократический диалог «Экономик» описывают Сократа в 400 и 399, когда сам Ксенофонт воевал далеко от Афин и не мог быть свидетелем этих событий). Наибольшее значение для него имели диалоги Антисфена, Эсхина и Платона. Антисфен для Ксенофонта особенно важен; последний делает его персонажем своих произведений, использует повествование от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а самое главное, следует созданному Антисфеном образу Сократа в своих «Воспоминаниях» – ср. Mem. I 2, 1, где Ксенофонт описывает Сократа обладателем трех характерных антисфеновских добродетелей – «воздержности» (), «выносливости» () и «самодостаточности» (). Ксенофонт, безусловно, использовал платоновские диалоги («Лахет», «Пир», «Федр», «Теэтет» и др.), причем характерны вносимые им изменения в заимствованные у Платона темы, напр., Plat. Symp. 210a– любовь к красивым телам (юношей) как первая ступень философского эроса; Xen. Symp. VIII – безусловное осуждение этого вида телесной любви; Xen. Mem. IV 5 – о диалектике как способности «воздержных» (=счастливых) людей различать дурное от хорошего и быть успешными в политике, в отличие от диалектики у Платона как доступной истинному философу способности «различать по родам и видам» и «определять сущность каждой вещи» (Resp. VII 534b). Сократова диалектика понятий изображается у Ксенофонта лишь однажды (см. Mem. IV 6, 1–11, о благочестии и справедливости) – этот консенсус Ксенофонта и Платона обычно принимали за критерий исторической истинности. Однако более разумно, с учетом сравнения текстов, предположить, что Ксенофонт здесь полностью зависим от Платона и не может рассматриваться как надежный свидетель о характере бесед исторического Сократа (ср. Kahn, 1996, р. 79; Patzer, 1987, р. 438–42).
Сочинения:
1. Xenophontis Opera, ed. . С.Marchant. Oxf., 1900–1904;
2. Xenophon, greek and engl. by W.Miller et alii, vol. 1–7. Cambr. (Mass.), 1960–68;
3. в рус. пер.: Сократические соч., вступ. ст. и пер. С.И.Соболевского. М., 1935;
4. 2-е изд. СПб., 1993;
5. Киропедия, пер. и прим. В.Г.Боруховича и Э.Д.Фролова. М.,1977.
Литература:
1. Breitenbach H.R. Xenophon von Athen. Stuttg., 1966;
2. Strauss L. Xenophon’s Socrates. Ithaca, 1972;
3. Patzer . (ed.) Der historische Socrates. Darmstadt, 1987;
4. Vander Waerdt P. (ed.) Socratic Justice and Self Sufficiency. – «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 1993, 11, p. 1–48;
5. Idem. The Socratic Movement. Ithaca, 1994;
6. Kahn Ch. Plato and the Socratic Dialogue: The Philosophical Use of A Literary Form. Cambr. (Mass.), 1996;
7. Bibliography of Editions, Translations and Commentary on Xenophon’s Socratic Writings, by D.R.Morrison, 1988;
8. Index Socraticorum Xenophontis operum, conscrip. A.R.Lopez et F.M.Garcia. Hildesheim, 1995.
M.A.Солопова

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя
историк

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru