Определение слова «КЛАГЕС»

Большой энциклопедический словарь:

КЛАГЕС (Klages) Людвиг (1870-1956) — немецкий психолог и философ. Представитель философии жизни. Работы по характерологии и графологии. Рассматривал дух как "акосмическую" силу, разрушающую целостность душевной жизни.

Большая советская энциклопедия:

Клагес
(Klages)
Людвиг (10.12.1870, Ганновер, — 29.7.1956, Кильхберг), немецкий психолог и философ-иррационалист. По профессии химик, жил в Мюнхене, где с 1905 вёл семинар по проблемам выражения (с 1919 — в Кильхберге близ Цюриха). Получил широкую известность благодаря своим работам в области характерологии (См. Характерология) и графологии (См. Графология), в основе которых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве (динамика тела«явление» души, душа — «смысл» живого тела, выразительные движения — образы «душевных побуждений», эмоциональных импульсов). Учение о выражении истолковывалось К. как род универсальной «космической физиогномики». В русле натурфилософских построений немецкого Романтизма (К. Г. Карус), идей И. Бахофена и Ф. Ницше К. развил своеобразный вариант философии жизни (См. Философия жизни), рассматривая «дух» как «акосмическую» силу, тормозящую и разрушающую спонтанную целостность душевной жизни, её бессознательный космический ритм («Дух как противник души», т. 1—3, 1929—32). Следствием этой иррационалистической установки К. является крайне пессимистическая оценка им цивилизации как губительного для жизни господства духа.
Соч.: Sдrntliche Werke, in 10 Bd, Bd 1, Bonn, 1964—; Vom kosmogonischen Eros, 6 Aufl., Bonn, 1963; Die Sprache als Quelle der Seelenkunde, Z., 1948; Der Geist als Widersacher der Seele, 4 Aufl., Bd 1—3, Mьnch., 1960; Die Grundlagen der Charakterkunde, 12 Aufl., Bonn, 1964; Handschrift und Charakter, 25 Aufl., Bonn, 1965; Ausdrucksbewegungund Gestaltungskraft, [8 Aufl.], Mьnch., 1968.
Лит.: Хюбшер А., Мыслители нашего времени, М., 1962, с. 162—66; Berise М., Anti-Klages, В., 1937: Hager W., L. Klages in memoriam, Mьnch., 1957 (библ.). Kasdorff H., L. Klages. Werk und Wirkung. Einfьhrung und kommentierte Bibliographic, Bonn, 1969.
Ю. Н. Попов.

Словарь по культурологии:

Людвиг Клгес (Klages) (1872-1956)
нем. философ. Изучал химию, физику и философию в Мюнхене. Сотрудничал в “Листках об искусстве” Стефана Георге. В 1905 организовал в Мюнхене семинар по изучению средств выражения, к-рый в 1919 перенес в Кильхберг, близ Цюриха. В 1900 К. защитил дис. по химии, после чего жил как лицо свободной профессии. 1900 К. называл годом рождения своей философии. К. пришел к мысли о борьбе между духом и жизнью, считая, что все его исследования — следствие этого открытия, легшего в основу его гл. филос. труда “Дух как противник жизни” (1929-33). Мировоззрение К. складывалось под влиянием Т. Лессинга, называвшего дух “могильщиком жизни”. Позднее опр. значение для системы взглядов К. имели Ницше, в к-ром К. видел романтика, Бахофен, открывший матриархат, “юность человечества”. Своим предшественником К. называл К. Г. Каруса, нем. психолога-натурфилософа эпохи романтизма, разработавшего “учение о бессознательном”. К. стал известен после выхода статьи “Человек и земля” (1913). Исследуя диалектику отношения души и духа, К. писал, что человеч. личность развивается из инстинктивно-творч. жизненной основы и из целеустремленно систематизирующего духа. К жизненной основе принадлежат тело и душа, самым тесным образом соединенные друг с другом. Но в это единство жизненной основы вторгается извне дух и пытается “лишить тело души, лишить душу тела, и, т.о., убить в конце концов всю сколько-нибудь достижимую для него жизнь”. Вторжение духа К. пытается объяснить историей развития души и установить посредством точного анализа ступени непредвзятого видения, созерцания, наблюдения, затем формирования образа, представления, концепции и далее отделения их от понятия вещи. Все в целом представляет собой чудовищный процесс извращения перводействительности. Дух — холодный, “мертвящий рассудок”. Сущность истор. человека заключается в чреватых бедами противоречиях между духом и душой, свойственных только человеку. Поиск их гармонии — неотъемлемая задача философии. Выживание человечества зависит от самоконтроля и самоограничения духа. Дух приобретает ценность, если он служит жизни, но разрушает ее, если подчиняет себе. Соотношение духа и души на заре человеч. цивилизации было гармоничным. Путь к возврату и очищению К. видит в обращении к первоосновам, первоистокам, в растворении в безличной основе. К. внес большой вклад в исследование отношений между человеческим Я и миром, способствовал развитию знания о взаимодействии духа и жизни в человеке — и об их единении, и разрушит. противоборстве, проводя сугубо детализированные исследования высочайшего уровня, не уступающие эксперимент. результатам видных биологов. Большой вклад внесли труды К. в общую психологию, в исследования отношений человеческого Я с миром. Темой филос. размышлений К. явилось также отношение человека к процессам, происходящим в неорганич. сфере, к-рую он рассматривал как проявление первичной или космич. жизни, а также к процессам в органич. жизни, к микрокосмосу индивидуальной жизни. К. занимался языкознанием, стилистикой и графологией, исследовал их специфич. проблемы, выясняя их глубинные основы; особую роль сыграл в характерологии, выделяя осн. принципы определения характера, раскрывая структуру личности. К. обосновал научность графологии, сделав ее учением о почерке как выражении души и неповторимой индивидуальности.
Исследования К. в области психологии языка, его взгляды на сущность языка как на средство выражения ситуации переживания имеют сегодня большое значение для изучения межличностных коммуникаций, процесса перевода и методики обучения иностр. языкам.
Актуальность и ценность филос. исследований К. в том, что, выступая против механистич. мышления, он устанавливает внутр. связи между природой и культурой, явлениями и структурами. К. пробуждал интерес к жизни, защищал исконные жизненные ценности и отвергал все враждебное жизни.
Вопреки обвинениям в симпатии к нацизму, К. не признавал его.
Соч.: Handschrift und Charakter. Lpz., 1917; Vom Kosmogonischen Eros. Munch., 1922; Der Geist als Wider-sacher der Seele. Bd. 1-3. Lpz., 1929-32; Goethe als Seelenforscher. Ebd., 1932; Die Sprache als Quell der Seelenkunde. Z., 1948; Die Grundlagen der Charakterkunde. Bonn,1964.
Ф.А. Федорова.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Новая философская энциклопедия:

КЛАГЕС (Klages) Людвиг (10 декабря 1872, Ганновер – 29 июля 1970, Кильхберг) – немецкий философ. Развивал идеи философии жизни. Одна из основных его тем – противоречивость взаимоотношения между жизнью и духом. Человек формируется на инстинктивно-творческой основе и в то же время испытывает внешнее организующее воздействие духа. Изначальное единство души и тела расчленяется деструктивной деятельностью духа. Позитивная природа духа в его концепции не определяется. Функция духа заключается в вечном противоположении душе, исторические ступени развития которой были всегда сопряжены с его разрушающей силой. Клагес считает, что полноту духовного уничтожения первичных оснований жизни демонстрирует разъединение понятия и вещи. Человек имеет шанс вернуться к подлинным первоначалам, лишь постепенно растворяясь в нейтральной, безличной основе непосредственного чувствования, переходя порог наличного существования, соотнося метод истинного постижения жизненной целостности с непосредственным видением, созерцанием, выраженным в сказаниях, мифах, образах, где субъект и объект существуют слитно. Первооснования человеческого мира открываются путем «непосредственного физиогномического наблюдения» самой жизни в целостном языке символов. Исходя из этого в работах «Проблемы графологии» (Die Probleme der Graphologie, 1910) и «Графология» (Graphologie, 1932), он обосновывал научность графологии, определяющей в почерке неповторимую уникальность индивидуальной души, возвышал до уровня философской дисциплины учение о характере в книгах «Принципы характерологии» (Prinzipien der Charakterologie, 1910) и «Основы характероведения» (Die Grundladen der Charakterkunde, 1926). Критические позиции Клагеса по отношению к духовной культуре современности были односторонне восприняты национал-социалистической идеологией.
Сочинения:
1. Mensch und Erde. Lpz., 1920;
2. Vom kosmogonischen Eros. Mnch., 1922;
3. Der Geist als Widersacher der Seele. Lpz., 1929;
4. Geist und Leben. Lpz., 1934;
5. Smtliche Werke, Bd 1–10. Bonn, 1964–1981.
Литература:
1. Kasdorf f H. L.Klages. Bonn, 1969.
В.А.Кругликов

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Федор Андреевич) — живописец перспективных видов и архитектор. Род. в 1814 г.; получил общее образование в училище при спб. лютеранской церкви св. Екатерины и художественное в Императорской академии художеств, где главными его наставниками были: по архитектуре — А. П. Брюллов, а по перспективе — M. H. Воробьев. Был выпущен из академии со званием художника XIV класса и с малой золотой медалью, присужденной ему за проект театрального училища. После того состоял архитекторским помощником при постройке Михайловского дворца, Пулковской обсерватории, Зимнего дворца, возобновлявшегося после пожара, дворцов великой княгини Марии Николаевны в СПб. и на ее Сергиевской даче, близ Петергофа, и, наконец, Храма Спасителя в Москве. В то же время занимался акварельной живописью, изображая преимущественно перспективные виды внутренностей зданий. По заказу особ императорской фамилии им было исполнено немало подобных видов зал и комнат московских дворцов. В 1841 г. был учителем рисования в школе топографов генерального штаба, в 1846-51 гг. преподавал архитектуру, перспективу и акварельную живопись в московском архитектурном училище, в 1851 г. отправился в чужие края, где пробыл 10 лет, посетив Германию, Италию и Грецию и проведя более года на Афоне, в трудах по изготовлению рисунков и чертежей, изображающих тамошние монастыри, церкви и их детали (собрание этих рисунков и чертежей хранится в библиотеке академии художеств). По возвращении в Россию, в 1861 г., признан академиком. В 1864 г. перешел из московского архитекторского училища на службу в академию и состоял в ней сперва помощником хранителя музея, а потом преподавателем перспективы и начертательной геометрии и хранителем музея. В 1866 г. получил звание почетного вольного общника академии, а в 1883 г. — профессора (за написанный масляными красками "Внутренний вид московского Храма Спасителя"). В 1892 г. вышел в отставку.
А. С-в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru