Определение слова «КИРИЛЛОВ»

Большой энциклопедический словарь:

КИРИЛЛОВ — город (с 1776) в Российской Федерации, Вологодская обл., на оз. Сиверское (пристань) и Долгое, в 7 км от пристани Горицы (на Волго-Балтийском водном пути) — в 100 км от ж.-д. ст. Череповец. 9 тыс. жителей (1991). Пищевая промышленность. Основан в 1397 вокруг Кирилло-Белозерского монастыря.

Словарь географических названий:

Кириллов
Город в Вологодской обл., в 129 км к СЗ. от Вологды, на берегу озёр Сиверское и Долгое. 9 тыс. жителей (1998). Известен Кирилло-Белозёрским монастырём (основан в 1397 г. монахом Кириллом Белозёрским) – шедевром сев. русской архитектуры. В XV–XVII вв. монастырь был религиозным и экон. центром Русского Севера. Окружён толстыми каменными стенами и имеет 11 церквей (в т. ч. Успенский собор). Горний Ивановский монастырь (с церковью Иоанна Предтечи). В 1776 г. монастырская слобода преобразована в уездный город. С 1924 г. на базе монастыря организован историко-архит. и худож. музей-заповедник. В Новом городе деревянная церковь Ризположения, ветряная мельница. В 19 км к СВ. от города с. Ферапонтова. С 1992 г. К. – центр нац. прир. парка "Русский Север".

Большая советская энциклопедия:

I
Кириллов
Аверкий Степанович (1622 — 16.5.1682), русский государственный деятель и крупный купец-предприниматель. К. принадлежали многочисленные лавки в Москве и других городах, соляные варницы в Соли-Камской, земли и деревни с крестьянами. В 1677 правительство привлекло К. на службу, пожаловав ему чин думного дьяка. В 1677—82 К. возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и др. В ведении К. были главным образом вопросы, связанные с финансами, торговлей и промышленностью России. Во время Московского восстания 1682 (См. Московское восстание 1682) К. был убит восставшими стрельцами, обвинившими его во взяточничестве и различных злоупотреблениях. Сохранился дом К. в Москве на Берсеневской набережной — памятник гражданской архитектуры 17 в.
Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.—Л., 1946.
В. А. Кучкин.
II
Кириллов
Владимир Тимофеевич [2(14).10.1890 — 18.12.1943], русский советский поэт. Родился в деревне Харино Духовщинского уезда, ныне Смоленской области, в крестьянской семье. Участник Февральской и Великой Октябрьской социалистической революций. В печати выступил в 1913. Деятель Пролеткульта и «Кузницы» (См. Кузница). В 1918 опубликовал сборник «Стихотворения». Стихи К. «Я подслушал эти песни близких, радостных веков» (1917), «Железный мессия» (1918), «Матросам» (1918), «25 Октября» (1922) и др. проникнуты пафосом революционной борьбы, коллективизма и пролетарского интернационализма. Им присущи гиперболизм, абстрактная символика, некоторая архаистичность языка.
Соч.: Лирический вечер, М., 1927 (совм. с М. П. Герасимовым); Стихотворения. [Вступ. ст. К. Зелинского], М., 1958; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Ал. Суркова], М., 1970.
Лит.: Паперный З., Пролетарская поэзия первых лет советской эпохи, в сборнике: Пролетарские поэты первых лет советской эпохи, Л., 1959; Трофимов И. Т., Писатели Смоленщины. Биобиблиографич. справочник, Смоленск, 1959.
И. Т. Трофимов.
III
Кириллов
Михаил Александрович (8.11.1900, Томск, — 12.4.1971, Ашхабад), русский советский актёр, народный артист СССР (1971). Член КПСС с 1941. С 1924 актёр и режиссёр театров Томска, Прокопьевска (Кузбасс), Омска, Новосибирска, Иркутска. С 1937 работал в Ашхабадском русском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Играл роли: Полежаев («Беспокойная старость» Рахманова), Лир («Король Лир» Шекспира), Лука, Егор Булычев («На дне», «Егор Булычев и другие» Горького), Чебутыкин («Три сестры» Чехова), Аллан («Семья Аллана» Мухтарова), Забелин («Кремлёвские куранты» Погодина) и др. Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами. Премия им. Махтумкули (1970).
IV
Кириллов
Петр Семенович (Петр Эрьке) [8(21).7.1910, Малый Толкай, ныне Подбельского района Куйбышевской области, — 24.11.1955, Москва], мордовский советский писатель. Член КПСС с 1942. Участник Великой Отечественной войны 1941—45. Начал печататься в 1929. Автор сборников лирических стихов «Без межи» (1932), «По дорогам войны» (1945) и др., повестей «В Спасском монастыре» (1935) и «Первый урок» (1940), исторической драмы «Литова» (1940), пьес «Свет над дальним углом» (1950) и «Учительница» (1953; рус. пер. 1956). Награжден 4 орденами, а также медалями.
Соч. в рус. пер.: Избранное. Стихи и поэмы, М., 1958.
Лит.: Бассаргин Б., Путь писателя, Саранск, 1958; Писатели Советской Мордовии. Биобиблиографический справочник, Саранск, 1970.
V
Кириллов
город, центр Кирилловского района Вологодской области РСФСР. Расположен на озёрах Сиверское и Долгое, в 8 км от пристани Горицы (на Волго-Балтийском водном пути), в 100 км к С.-В. от железнодорожной станции Череповец. Основан в 14 в. вокруг Кирилло-Белозерского монастыря (См. Кирилло-Белозерский монастырь) как подмонастырская слобода. В 1775 слобода переименована в город; с 1776 К. — уездный город. В К. — маслодельный завод. Культурно-просветильное училище. На территории бывшего Кирилло-Белозерского монастыря находится Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (филиал музея — бывший Ферапонтов монастырь в с. Ферапонтове Кирилловского района).
Лит.: Бочаров Г. и Вы голов В., Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, [М., 1966].

Советская историческая энциклопедия:

Аверкий Степанович (1622-82) — рус. гос. деятель 17 в. и крупный купец-предприниматель. Звание гостя — фамильное. К. принадлежали многочисл. лавки в Москве и др. городах, соляные варницы в Соли Камской, земли и деревни с крестьянами. Сохранился дом К. в Москве, на Берсеневской наб., выдающийся памятник гражд. архитектуры 17 в. В 1677 пр-во привлекло К. на службу, пожаловав ему чин думного дьяка. В 1677-82 К. возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода, Новгородский, Владимирскую, Галицкую и Новую чети, а также управлял приказами Казенным и Большого дворца. В ведении К. были гл. обр. вопросы, связанные с финансами, торговлей и пром-стью России. 16 мая 1682 К. был убит восставшими стрельцами. На столбе, поставленном на Красной площади с именами убитых бояр и приказных деятелей, были записаны и "вины" К.: "великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил".
=====
Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в.. М.-Л., 1946.
=====
В. А. Кучкин. Москва.

Энциклопедия литературных героев:

КИРИЛЛОВ — центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). По предположению Л.П.Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец К.И.Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в «Бесах»: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи — все это отмечает одного из выдающихся героев Достоевского резкими чертами его исторического прототипа» (Л.П.Гроссман). На допросах следственной комиссии Тимковский признавался, что впал в бездну неверия и злочестия, будучи доведен до нее всеми тонкостями самой хитрой и лукавой диалектики; искусителем же, по вине которого он впал в атеистический соблазн, был назван Спешнев. Достоевский, давая показания комиссии о Тим-ковском, сказал: «Это... один из тех исключительных умов, которые если принимают какую-нибудь идею, то принимают ее так, что она первенствует над всеми другими, в ущерб другим».
Двадцатисемилетний инженер, строитель мостов, К. познакомился со Ставрогиным за четыре года до начала романного действия и стал одним из объектов его духовного растления («...Вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, К., ядом... Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления», — упрекнет Шатов Ставрогина). Несколько лет, проведенных К. за границей (в Америке, вместе с Шатовым) и в Европе (где он сошелся с Петром Верховенским), превратили его, человека с нежным сердцем и детским смехом, в аскета, нелюдима и фанатика, одержимого «неподвижной идеей». (Зная, что К. не спит по ночам, беспрерывно пьет чай, ходит по комнате и думает, Петр Верховенский говорит ему: «не вы съели идею, а вас съела идея».) Дойдя умом до отрицания Бога, К. пытается освоить мысль до конца: «Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие... Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия — это убить себя самому... Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия... Я хочу высший пункт и себя убью». Согласно логике К., сознать, что нет Бога и в тот же час не сознать, что сам стал Богом, есть нелепость; и тот, кто первый это поймет, непременно должен убить сам себя, чтобы «начать и доказать»: «Я еще только Бог поневоле и я несчастен, ибо обязан заявить своеволие... Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую. Я начну, и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей и в следующем же поколении переродит физически... Я три года искал атрибут божества моего и нашел: атрибут божества моего — Своеволие! Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою». Поведав Петру Верховенскому о своем намерении, К. предложил использовать свое будущее самоубийство в целях, выгодных для общества, — и на этом, как потом станет уверять его предводитель «пятерок», был тогда же основан «некоторый план здешних действий, которого теперь изменить уже никак нельзя» (то есть убийство Шатова). За несколько минут до выстрела и предсмертного письма, в котором К. должен объявить себя убийцей Шатова (чего требует Петр Верховенский), К. зажигает лампадку перед образом Спасителя и фактически признается, что верует в Христа: «Этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека-одно сумасшествие... А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль». КБ.Мочульский отмечал трагическое раздвоение сознания К.: с одной стороны, демоническая мечта о человекобоге, с другой — отчаяние и смертная тоска верующего сердца, бессильного победить неверие разума. ««Человекобожество» К. — гениальнейшее создание Достоевского — философа и художника». М.И.Туган-Барановский, комментируя высказывание К. «меня всю жизнь Бог мучил», утверждал: «Мы имеем перед собой человека огромной душевной силы и с неутолимой жаждой абсолюта». С.Н.Булгаков писал в связи с самоубийством К., носящим характер религиозного эксперимента: «К. пьян почувствованной свободой и сознанной мощью своей, но он и раб ее, ибо не знает и не ощущает ее действительных границ и подлинной природы, раб, ибо утратил смирение, действительный «атрибут» Бога-Любви, раб потому, что видит мощь в вандализме, самоистреблении. Украсть жизнь у Бога, объявив ее своей собственностью, между тем как она нам лишь вверена, это есть дело самозванца... Таков остов религиозной драмы К., подобной которой нет в мировой литературе». В конспекте «Бесов», сделанном Ф.Ницше, логика миропонимания К. подробно проанализирована и рассмотрена под углом зрения начатков нигилизма: по Ницше, суть дела не в избытке нигилизма, а в его недостатке, к тому же в глазах немецкого философа убийство другого — акция, присущая сильному человеку, а самоубийство — слабому (см.: Ю.Давыдов. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982; В.В.Дудкин. Достоевский и Ницше. Петрозаводск, 1994).
Лит. см.. к статьям «СТАВРОГИН», «ПЕТР ВЕРХОВЕНСКИЙ».
Л.И.Сараскина

Словарь русских фамилий:

см. КИРИЛЕНКО

Топонимический словарь:

Город, р.ц., Вологодская обл. В 1397 г. преподобный Кирилл (1337-1427) основал монастырь, получивший известность как Кирилло-Белозерский по имени основателя и расположению в Белозерском крае. Выросшая при монастыре сл. в 1776 г. преобразована в гор. Кириллов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru