Определение слова «КХЬЯТИ-ВАДА»

Новая философская энциклопедия:

КХЬЯТИ-ВАДА (санскр. khytivda – учение о знании) – в индийской философии общее обозначение теории познавательных ошибок. Поскольку ошибки считались в Индии разновидностями пусть даже и ложного, но все-таки знания, многие из позитивных доктрин философских школ одновременно рассматривались и как указание на определенный род ложного знания, или метафизического незнания, которое та или иная школа считает самым большим препятствием на пути освобождения (мокша [МОКША], нирвана [НИРВАНА]). Наиболее часто называются атмакхьяти, асаткхьяти, анирвачаниякхьяти, саткхьяти, акхьяти, випаритакхьяти и аньятхакхьяти. Большинство из этих доктрин касается трактовки примеров перцептивных ошибок, наподобие восприятия серебра в раковине или змеи в веревке, которые, однако, трактуются как перцептивные суждения.
Название атмакхьяти (tmakhyti) отсылает к буддийской анатма-ваде [АНАТМА-ВАДА](учение о нереальности Атмана [АТМАН]); согласно этой концепции, источником ошибки является перенесение на внешний мир внутренних характеристик сознания (в этом смысле все перцептивные суждения, или савикальпа джняна, являются ложными – см. Нирвикальпа–савикальпа). Другая буддийская доктрина, асаткхьяти (asatkhyti), ассоциирующаяся с мадхьямикой, утверждает, что перцептивные суждения ошибочны, поскольку объект восприятия нереален (asat) или пуст (шунья, см. Шуньята [ШУНЬЯТА]), напр. нереально серебро, воспринимаемое в раковине, или змея – в веревке. Анирвачаниякхьяти (anirvacanyakhyti) принадлежит последователям адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары. С ее точки зрения воспринимаемый объект, с одной стороны, реален – пока мы воспринимаем серебро в раковине, оно для нас реально, но в то же время и нереален, ибо наше суждение ложно. Т.о., природа этого объекта неопределенна в отношении реальности и нереальности (anirvacanya). Сам Шанкара, однако, придерживался теории наложения (adhysa), утверждая, что в познании происходит ошибочное наложение концепции «я» на все, что «я» не является.
Если буддизм и адвайта на основании своих теорий утверждают, что все перцептивные суждения ложны, то вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА]и миманса [МИМАНСА]отправляются от противоположного тезиса. Сторонники вишишта-адвайты, придерживающиеся теории саткхьяти (satkhyti), делают ударение на реальности (sat) объекта познания. Качество «серебряности», присущее раковине, столь же реально, как и «серебряность» серебра, поскольку оно свойственно обоим этим предметам. От тех же посылок отталкивается и мимансак Прабхакара Мишра [ПРАБХАКАРА МИШРА], утверждая, что ошибка обязана не столько ошибочному восприятию «серебра» в раковине, сколько невосприятию (akhyti) разницы между раковиной в настоящий момент и ранее воспринятым серебром. Отсюда и название теории ошибок Прабхакары – акхьяти.
Хотя Кумарила Бхатта [КУМАРИЛА БХАТТА] и согласен с Прабхакарой в том, что всякое познание истинно, он выдвигает другую теорию ошибок, которая называется випаритакхьяти (vipartakhyti) – «познание противоположного». Имеется в виду познание в одном объекте того, что противоположно его природе и этим объектом не является, напр. серебра в раковине. Этот подход с логической точки зрения мало отличается от теории ньяи, называемой аньятхакхьяти (anyathkhyti) (букв. – познание [одного] в другом).
В отличие от мадхьямиков и адвайтистов, ньяя придерживается реалистической позиции, утверждая, что познание отражает реальность, поэтому у всякого суждения, даже ложного, есть свой реальный референт. Ошибка состоит в ложной атрибуции (ropa), обязанной действию памяти: качество «серебряности», воспринятое когда-то в серебре, приписывается раковине. В отличие от Прабхакары ньяя настаивает на том, что ошибка выступает в форме позитивного суждения, атрибутирующего раковине качества серебра, а не простого смешения разных суждений, вызванного отсутствием различения между раковиной и серебром. См. также Бхрама [БХРАМА].
Литература:
1. Bijayananda Kar. IndianTIieories on Error. An Analytical Study. Ajanta Publication (India), 1990.
В.Г.Лысенко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru