Определение слова «ШУНЬЯТА»

Новая философская энциклопедия:

ШУНЬЯТА (санскр. nyat – пустота, пустотность) – фундаментальная философская категория буддизма махаяны, являющаяся, во-первых, символом неописуемого абсолютного единства реальности; во-вторых, понятием, передающим значения всеобщей относительности, обусловленности, взаимосцепленности мироздания, отсутствия в нем какой бы то ни было самостоятельной, независимой сущности; в-третьих, объектом высших практик медитации. Термин «шуньята» встречается уже в суттах Палийского канона, а также в текстах хинаянских школ, обозначая, как правило, отсутствие вечной души (Атман) в индивидах и нетленных начал во вселенной. В сутрах махаяны шуньята интерпретировалась как отсутствие самосущего в дхармо-частицах потока сознания, которые в хинаяне обозначали подлинную и дискретную реальность. Категорией «шуньята» стала в школе мадхьямика [МАДХЬЯМИКА],планомерно подвергавшей деструкции все другие категории индийской философской мысли. Доказывая их несовершенство, недостоверность и абсурдность, Нагарджуна [НАГАРДЖУНА]и его последователи тем самым обращали их в «пустые», не достойные внимания. Результаты полемико-теоретического «опустошения» сферы философского дискурса применялись в занятиях йогической медитацией, количество видов которых постоянно росло (в 8 в. было известно уже 20 видов шуньяты). Но мадхьямики и йогачары (в этом вопросе полностью разделявшие взгляды первых) вовсе не стремились установить категорию «шуньята» вместо других категорий: поскольку пустотность свойственна всему, постольку она свойственна и самой себе (или пустота пустотности).
Во всех своих аспектах шуньята изучалась и развивалась буддистами Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Ее дальневосточное истолкование оказало влияние на даосско-конфуцианскую философию, а также на многие формы культуры: поэзию, живопись, виды декоративного искусства и даже на мировозренческие основы восточных боевых искусств. В тибето-монгольском, в т.ч. российском, буддизме шуньята – одна из главных категорий философской теории и религиозной практики.
Литература:
1. Obermiller Е. Analysis of the Abhisamaylakra, fasc. 1–2. L., 1933–36;
2. Idem. Term Shnyat and its Different Interpretations, based chiefly on Tibetan Sources. – «Journal of the Great Indian Society», 1934, v. 1, N 2.
В.П.Андросов

Теософский словарь:

(Санскр.) Пустота, пространство, ничто. Название нашей объективной вселенной в смысле ее нереальности и иллюзорности.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru