Определение слова «нирвана»

Толковый словарь Ушакова:

НИРВА́НА, нирваны, мн. нет, ·жен. (·санскр. nirvana — исчезновение, потухание) (·книж. ). У буддистов — блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия.
| Смерть, небытие (·поэт. ).
Погрузиться в нирвану (·разг.) — перен. отдаться состоянию полного покоя.

Большой энциклопедический словарь:

НИРВАНА (санскр. — угасание) — центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме — психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме — совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Большая советская энциклопедия:

Нирвана
(санскр., буквально — угасание, затухание)
центральное понятие религиозной философии Буддизма (а также Джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Н. характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в «этом мире и мире ином», представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически состояние Н. негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно — как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Н. характеризуется некоей не поддающейся расчленению «деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал — отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям — можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Н. — это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода, «преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.
Хотя достижение Н. предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Н. не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Н. перестала отождествляться с состоянием абсолютного Ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Н. с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Н. не имеет отношения к категории времени вообще.
В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Н. возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния [концепция сарвастивадинов в хинаяне (См. Хинаяна); учение мадхьямики (См. Мадхьямика) в махаяне (См. Махаяна), приравнивающее Н. шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Н. означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.
Концепция Н. находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения «царства не от мира сего внутри нас». Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Н., отличающей её не только от идей христианской мистики (См. Мистика), манихейства (См. Манихейство), Суфизма, но и от индуистских концепций «освобождения», является (несмотря на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Н. с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Н. к устранению от участия в жизни общества.
Лит.: Valle Poussin L. de la, Nirvna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., B., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., [1962]; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.—L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirvna, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.
В. П. Лучина.

Словарь по культурологии:

(санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная отрешенность от внешнего мира.

Словарь литературных эпитетов:

• Сладостная (Брюсов).

Толковый словарь Кузнецова:

нирвана
НИРВАНА -ы; ж. [от санскр. nirvna — угасание, потухание]
1. В буддизме и некоторых других религиях: психологическое состояние глубокого покоя и полной внутренней гармонии, отсутствия желаний, отрешённости от внешнего мира, от жизненных забот. Погрузиться в нирвану.
2. Книжн. Покой, блаженство. Вечерняя н. О лето, море, сладкая нирвана!

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
нирвана, -ы

Толковый словарь Ожегова:

НИРВАНА, ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Новейший философский словарь:

НИРВАНА — см. ПРИНЦИП НИРВАНЫ.

Краткий религиозный словарь:

Санскр. — остывание, угасаниеодно из центральных понятий индийской философии. Получило особое развитие в буддизме, где означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Буддийские тексты не дают конкретного определения нирваны,

Теософский словарь:

(Санскр.) Согласно востоковедам, полное "угасание", подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время жизни достигшего высшей степени совершенства и святости, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Готамы Будды и других, и при жизни. (См. "Нирвани".)

Грамматический словарь Зализняка:

Нирвана, нирваны, нирваны, нирван, нирване, нирванам, нирвану, нирваны, нирваной, нирваною, нирванами, нирване, нирванах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru