Определение слова «КАН Ю-ВЭЙ»

Большая советская энциклопедия:

Кан Ю-вэй
(19.3.1858, уезд Наньхай провинции Гуандун, — 31.3.1927, Циндао)
китайский учёный, лидер движения за реформы в Китае в конце 19 в. Происходил из семьи Шэньши. В 1887 написал книгу «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»), излагавшую его утопическую социальную теорию и содержавшую критику как современного китайского феодального общества, так и буржуазного строя Запада. К. Ю-в. выдвигал идею упразднения частной собственности и создания общества, основанного на всеобщем равенстве. Весной 1895 К. Ю-в. встал во главе возникшего в Китае организованного буржуазно-помещичьего движения за реформы. Он написал меморандум императору, в котором излагал план реформ, намечавший пути промышленного, торгового и культурного развития страны. В августе 1895 создал клуб реформ Цянсюэхой (Ассоциация усиления государства), в апреле 1898 — партию реформ Баогохой (Союз защиты государства). В период «Ста дней реформ» (См. Сто дней реформ) (11 июня — 21 сентября 1898) К. Ю-в. и его сторонники от имени императора Гуансюя (См. Гуансюй) издали около 60 указов о реформах. После поражения партии реформаторов эмигрировал из страны. Находясь за границей, являлся главой конституционно-монархической организации Баохуанхой (Союз защиты императора), выступал против революционного движения, возглавлявшегося Сунь Ят-сеном.
С. Л. Тихвинский.

Советская историческая энциклопедия:

(Кан Чан-су, Кан Нань-хай) (19.III.1858 — 31.III.1927) — кит. ученый и педагог, руководитель движения за реформы в Китае в кон. 19 в. Род. в семье мелкопоместного шэньши уезда Наньхай пров. Гуандун. Получил классич. конфуцианское образование. В 1888, прибыв на экзамены в Пекин, К. Ю-в. направил письмо троим влиятельным сановникам при маньчжурском дворе, а затем послал меморандум вдовствующей императрице Цыси и молодому императору Гуансюю (Цзай Тяню); в письме и меморандуме он обличал порядки в империи, обращал внимание двора на рост агрессии капиталистич. держав в Китае и призывал к срочному проведению преобразований в управлении страной. Выступая с критикой двора, К. Ю-в., выходец из кит. помещичьей среды, в то же время проявлял и свойственную его классу боязнь возникновения новой крест. войны, повторения тайпинского восстания и призывал двор к проведению реформ во имя недопущения революц. выступлений крестьян. К. Ю-в. выпустил неск. книг, в к-рых обличал офиц. феод. идеологию — догматич. неоконфуцианство. Эти книги ставили под сомнение подлинность классич. канонов, на к-рых основывалось офиц. конфуцианство, и ссылками на авторитет самого Конфуция обосновывали необходимость проведения реформ в стране. Одновременно К. Ю-в. вел педагогич. работу в Гуанчжоу, руководя школой "Чансин", в к-рой ввел преподавание совр. зап. естеств. и обществ. наук, бросив вызов офиц. схоластич. феод. системе образования.
=====
В 1887 К. Ю-в. была написана книга "Да тун шу" ("Книга о Великом Единении"), излагавшая его утопич. социальную теорию и содержавшая обличит. критику как совр. кит. феод. общества, так и бурж. строя Запада. К. Ю-в. выдвигал идею о необходимости ликвидации старого общества, об упразднении частной собственности и создании нового общества, осн. на всеобщем равенстве.
=====
Весной 1895 К. Ю-в. стал во главе возникшего в Китае организованного бурж.-помещичьего движения за реформы. Он написал меморандум императору, направленный против ратификации кабального Симоносекского договора 1895 с Японией; меморандум содержал обширную программу политич., экономич. и культурных преобразований, преследовавших цель усиления Китая и по существу расчищавших пути для капиталистич. развития страны. В авг. 1895 в Пекине К. Ю-в. и его сторонниками был создан "клуб реформ" — Цянсюэхой (Ассоциация усиления государства), вскоре открывший свои филиалы в осн. провинциальных центрах и выпускавший свой печатный орган "Цянсюэбао ("Усиление государства"). В апр. 1898 под рук. К. Ю-в. была создана новая партия реформ — Баогохой (Союз защиты государства). Сторонникам реформ удалось организовать в июне 1898 аудиенцию К. Ю-в. у молодого императора и заручиться его согласием на привлечение группы реформаторов к гос. управлению. В период "Ста дней реформ" (11 июня — 21 сент. 1808) реформаторы от имени императора издали ок. 60 указов о реформах. После дворцового переворота, проведенного 21 сент. 1898 ультраконсервативной группировкой Цыси и положившего конец организованному движению за реформы, К. Ю-в. эмигрировал из страны. В эмиграции К. Ю-в. создал в 1899 Баохуанхой (Союз защиты императора) — монархич. орг-цию, ставившую целью реставрацию на престоле императора Цзай Тяня, отстраненного от власти Цыси. Деятельность К. Ю-в. после 1898 объективно носила реакц. характер, ибо она препятствовала сплочению прогрессивных сил страны в борьбе за революц. свержение Цинской монархии. В 1908 после смерти Цзай Тяня и Цыси К. Ю-в. принял участие в умеренном бурж.-помещичьем конституц.-монархич. движении. После революции 1911 заметной роли в политич. жизни страны не играл, хотя в 1917 участвовал в монархич. путче ген. Чжан Сюня, пытавшегося восстановить правление Цинской династии; Последние годы жизни К. Ю-в. были посвящены тщетным попыткам возрождения конфуцианства, к-рое он стремился превратить в общенац. религию.
=====
Серьезное науч. изучение деятельности К. Ю-в. и его теоретич. наследства в Китае началось лишь после учреждения КНР. После дворцового переворота Цыси были изданы императорские указы, требовавшие сожжения книг К. Ю-в. Пока существовала Цинская династия, ни о каком изучении движения за реформы в Китае не могло быть и речи. Гоминьдановские историки также отказывались от исследования движения за реформы и наследства, оставленного К. К. Ю-в. мотивируя это тем, что К. Ю-в. после 1898 вел активную борьбу с Сун Ят-сеном и был тесно связан с антиресп. монархич. движением. За годы существования КНР кит. учеными выпущен ряд книг и статей о К. Ю-в. и руководимом им движении за реформы. Осн. масса статей вышла в 1958 в связи с широко отмечавшимся 60-летием движения за реформы и 100-летием со дня рождения К. Ю-в.
=====
Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959 (библ.).
=====
С. Л. Тихвинский. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru