Определение слова «калигула»

Толковый словарь Ефремовой:

Калигула м.
1. Римский император I в. из династии Юлиев-Клавдиев, стремившийся к неограниченной власти и к почестям, равным божественным (за что и был убит преторианцами).
2. Употребляется как символ жестокого и деспотичного правителя.

Большой энциклопедический словарь:

КАЛИГУЛА (Caligula) (12-41) — римский император с 37 из династии Юлиев-Клавдиев. Стремление Калигулы к неограниченной власти и требование почестей себе как богу вызывали недовольство сената и преторианцев; убит преторианцами.

Большая советская энциклопедия:

Калигула
Гай Юлий Цезарь (Gaius Julius Caesar Caligula; лат. caligula, буквально — сапожок; получил это прозвище за сапожки солдатского образца, которые носил в детстве) (12, Анциум, — 41, Рим), римский император (с 37) из династии Юлиев-Клавдиев (См. Юлии-Клавдии), сын Германика, преемник Тиберия (См. Тиберий). Стремился сделать свою власть неограниченной и требовал оказания себе божеских почестей. Чрезмерная трата К. государственных средств (на устройство триумфов, игр и зрелищ, награды преторианцам) привела к непомерному повышению налогов и конфискации богатств (особенно у сенаторов). Болезненная подозрительность, жестокость и сумасбродство К. вызвали недовольство сената и командного состава преторианцев; был убит во дворце преторианским военным трибуном Кассием Хереей.

Советская историческая энциклопедия:

Гай Цезарь (Gaius Caesar Caligula) (12-41) — рим. император (с 37) из династии Юлиев-Клавдиев, сын Германика. Установил террористич. режим и обожествление власти императора, свидетельствовавшие о дальнейшем перерождении принципата в неогранич. монархию. В связи с расходами на устройство триумфов, цирковых представлений, награды преторианцам увеличил налоги, конфисковывал богатства, особенно у сенаторов. Разрешил рабам делать доносы на своих господ. Вызвал недовольство; в 41 был убит трибуном преторианцев Кассием Хереей.
=====
Источн.:Светоний Транквилл Гай, Жизнь двенадцати Цезарей, пер. с лат., M., 1964; Флавий Иосиф, Иудейские древности, т. 1-2, СПБ, 1900.
=====
Лит.: Бокщанин А. Г., Социальный кризис Рим. империи в 1 в. н. э., М., 1954.
=====
С. Н. Бенклиев. Воронеж.

Энциклопедия литературных героев:

КАЛИГУЛА (фр. Caligula) — герой пьесы А.Камю «Калигула» (написана в 1938, авторские варианты вплоть до 1958). Молодой актер любительского театра при студии «Радио Алжира», А.Камю сочиняет незадолго до начала второй мировой войны пьесу, в которой предназначает себе главную роль. Это пьеса о римском императоре Калигуле, вошедшем в историю как один из самых сумасбродных и беспощадных правителей, чей жизненный путь запечатлен Светонием в книге «Двенадцать Цезарей». Участвуя с рождения в походах своего отца, воспитанный среди солдат, Гай Цезарь, получивший прозвище «Сапожок» (от названия солдатской обуви — «калиге»), по свидетельству биографа, за четыре года своего правления впал в «кесарево безумие» и стал требовать от своих подданных, чтобы его почитали как бога. Убитый в результате третьего заговора трибунов, император оставил по себе столь дурную славу, что в Риме встал вопрос о возвращении к республиканской форме правления.
Камю интересует механизм распада личности, убежденной в абсурдности человеческого существования, ибо «ничто не вечно». Потрясенный смертью своей сестры и возлюбленной Друзиллы, К. у Камю восстает против судьбы и решает установить «царство абсолютной свободы», на пути к которому не щадит никого, отвергая все человеческие чувства, кроме сервильности и жестокости, пробуждая в зависимых от него людях лишь страх и ненависть. Автор предложил герою изощреннейший способ самоубийства: унижением и истязанием довести своих приближенных до того, чтобы в них пробудилась от отчаяния смелость убить тирана и мучителя. Предчувствуя надвигающуюся гибель, К. убивает и единственно близкого человека, юную Сезо-нию, разделившую с ним самые безумные дни его короткой жизни.
Одного из мэтров французской ветви экзистенциализма, Камю в судьбе К. занимают не столько трагические последствия осознания человеком абсурдности существования, сколько очевидность того, что «нельзя все разрушить, не разрушив себя самого». Камю не раз писал о развитии в образе К. традиции романтического героя с его стремлением достичь невозможного. Исследование этой страсти, погружающей человека в бездну отчаяния, а нередко и порока, заставляющей заплатить жизнью за осознание недостижимости «свободы в одиночку», по мнению Камю, не менее увлекательно, чем история уголовного преступления или адюльтера. Для него К.- не иллюстрация философской идеи, а воплощение непокорности человека перед лицом «божественного промысла», и при этом человека, отринувшего в своем бунте других людей.
В эпоху классицизма никто из французских авторов не проявил интереса к К., в отличие, скажем, от его сестры Агриппины и племянника Нерона. Единственным литературным предшественником К. Камю был герой трагедии в стихах А.Дюма-отца «Калигула», премьера которой состоялась 26 декабря 1837 г. в Комеди Франсэз и которая осталась в истории театра лишь как одно из первых сценических зрелищ с использованием световых эффектов и частого перемещения роскошных декораций. Завсегдатаи же «первой сцены Франции» были возмущены появлением на ее подмостках героя, который был пьян, начиная с пролога. Хорошо еще, что Дюма отверг предложение своего приятеля Анисэ-Буржуа написать совместно трагедию «Калигула», главная роль в которой отводилась бы Инцитатусу, любимой лошади К., которую он хотел назначить консулом. В спектакле эту роль должен был сыграть знаменитый «ученый конь» Адольф из цирка Франкони.
Сценическая судьба героя Камю событиями не богата. Триумф первого исполнителя роли К.- Ж.Филипа (премьера состоялась в театре Эберто в декабре 1945 г.), обусловленный не только талантом великого актера, но и отсветом только что завершившейся войны, остается пока высшей и самой яркой ее точкой. Скандальный успех фильма Т.Брасса «Калигула» (1978), заглавную роль в котором сыграл знаменитый английский актер Мак Дауэлл, связан с изобилием сцен насилия и эротики; никакого отношения к бесстрашному исследованию философии имморализма, предпринятому Камю, фильм не имеет.
Лит.: Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979. С. 34-44; Ерофеев В. Камю
//Французская литература 1945-1990. М., 1995. С.53-69; Lebesque M. Camus par lui-meme. P., 1963; J.Coombs. Camus homme de theatre. P., 1968.
Т.Б.Проскурникова

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Калигула, -ы, м.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Гай-Цезарь (Caligula) — римский император, младший сын Германика и Агриппины, род. в 12 г. по Р. Хр., воспитывался в Германии и вырос в лагере среди солдат; прозвание свое получил от солдатской обуви (caligae), которую носил с детства. Тиверию он выказал глубочайшую преданность: никогда не было, замечают древние авторы, лучшего раба и худшего господина, чем К. В 33 г. по Р. Хр. Калигула женился на Юнии-Клавдилле, дочери Марка Силана; в то же время, желая открыть себе доступ к престолу, он вступил в связь с женою Макрона, преемника Сеяна, и, как предполагали современники, помогал ему ускорить кончину Тиверия. Как сына Германика, народ встретил К. с восторгом, когда он, сопровождая тело умершего императора, явился в Рим (37 по Р. X.); он был призван на престол сенатом и народом, а падший Тиверий (внук старшего), который по завещанию императора должен был сделаться его соправителем, был исключен из престолонаследия. Первые меры Калигула были исправлены на благо народа; он щедро наделил народ и солдат, освободил заточенных Тиберием, вернул изгнанных, обещал в речи к сенату руководствоваться его наставлениями и править с ним вместе, сделал попытку возобновить комиции, простил всех провинившихся перед его отцом, матерью и братьями. Вскоре, однако, в нем произошла решительная перемена к худшему, потому ли, что он решил сбросить с себя маску, или — что вероятнее — организм его сильно был потрясен опасною болезнью, причиною которой была его неумеренная жизнь. Как только он оправился от болезни, он велел умертвить Тиверия-младшего, подозревая его в желании завладеть престолом; между тем, незадолго до болезни он сам его усыновил. Тех, которые обещали пожертвовать жизнью своею, если он излечится от болезни, К. принудил исполнить обет. К самоубийству же он принудил и бабку свою Антонию, Макрона, жену его Эннию и Марка Силана. Его страсть к крови становилась тем сильнее, чем больше жертв себе требовала. Во время гладиаторского боя с дикими животными он велел однажды схватить и бросить в добычу зверям первых попавшихся из зрителей, вырезав им языки, чтобы они не кричали и не поносили его. Часто за обедом и ужином на его гдазах производились пытки или палач срубал головы осужденным. Светоний и Дион Кассий передают выраженное им однажды (когда при состязании в беге народ приветствовал другого победителя) пожелание: "О, если б у всего римского народа была лишь одна голова". Наравне с жестокостью шел и разврат его; помимо целого ряда постыдных связей, он жил в кровосмесительном браке со своими сестрами. Желая, чтоб его чтили как бога, он являлся иногда в виде Вакха, Аполлона, Юпитера, даже Венеры и Дианы; в храме Кастора и Поллукса он стоял среди статуй богов и принимал моления посетителей. Он построил храм. в котором стояла его статуя в виде Юпитера Латийского; ее каждый день одевали так же, как был одет он сам. В штате жрецов этого храма считался и он; коллегою его была его лошадь — та самая, которую он позже назначил консулом. Уже в первый год своего управления растратил он всю казну, оставшуюся после Тиберия, — 720 млн. сестерций. Чтобы доказать, что он может пройти по морю, как по сухому пути, он велел устроить подвижной мост через пролив между Баями и Путеоли, покрыть его землею и настроить на нем домов; затем он торжественно проехал по мосту, и посреди которого устроил пиршество. Истощенные безумною роскошью средства государства он пополнял при помощи казней, конфискаций, новых налогов, продажи имений и принудительных займов. По свидетельству Светония, он устроил в своем дворце публичный дом, доходы с которого поступали в его пользу. Истощив Рим и Италию, К. направился в Галлию под предлогом войны с германцами; на самом деле он занялся казнями и конфискациями. Заключительным эпизодом его экспедиций был поход со всем войском к берегам океана для собирания раковин — добычи, захваченной у моря. Вернувшись в Рим, он собирался перерезать весь сенат, но через 4 месяца после возвращения, 24 января 41 г. по Р. Хр., был найден убитым в своем дворце; убийцами были трибуны преторианской когорты, Кассий Хэрея и Корнелий Сабин. К. умер 29 лет от роду; царствовал 3 года и 10 месяцев. У него не осталось детей, кроме двухлетней дочери Юлии Друзиллы, которую Хэрея велел убить вместе с ее матерью Цезонией. Престол после К. перешел к Клавдию, дяде его. Сообщают о К. более всего Севтоний и Дион Кассий; некоторые данные у Тацита, Зонары, Иосифа Флавия и Филона. Жизнь К. привлекала беллетристов и драматургов (между прочим, Александра Дюма) и в 1894 г. послужила материалом для политического памфлета (против германского императора).
А. М Л.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru