Определение слова «Иринарх Попов»

Большая биографическая энциклопедия:

(Яков Дмитриевич) — архиепископ рязанский. Сын священника, род. около 1790 г. в с. Долгом, курского уезда, умер 25 сентября 1877 г. Обучался в Курской семинарии и в 1817 г. кончил курс в Петербургской духовной академии магистром и определен учителем церковной истории и еврейского языка в Орловскую семинарию; 1 августа 1817 г. пострижен в Петербурге в монашество и рукоположен в иеромонаха. В 1819 г. послан был в Милан к домовой церкви маркизы Терци, урожденной княжны Голицыной, затем состоял при миссиях в Риме и Флоренции и возвратился в Россию в начале 1831 г., с прекрасными отзывами от посланников (в одном он назван даже "праведником" за благочестивую жизнь). В феврале 1831 г. назначен архимандритом ярославского Толгского монастыря. В 1833 г. уехал, по приказанию Государя, с миссиею в Грецию с оставлением за ним и Толгского монастыря, — но по расстроенному здоровью возвратился в январе 1835 г. и был награжден 200 червонцами и орденом Владимира 3-й ст. 3 мая 1836 г. архимандрит Иринарх был хиротонисан во епископа старицкого, викария тверской епархии, а 15 сентября перемещен епископом в Ригу; тягостно было его служение здесь при враждебном отношении к православию эстов и латышей; неминуемые столкновения и борьба вызвали даже неприятную для преосвященного переписку, но потом он был оправдан и в ноябре 1841 г. переведен на острожскую кафедру, викарием воронежской епархии; в январе 1842 г. назначен епископом вологодским, а 12 ноября 1844 г. — кишиневским; здесь состоял вице-президентом тюремного комитета и ревностно заботился о духовно-учебных заведениях, между прочим перестроил на свой счет здания Кишиневской семинарии и училища; 14 апреля 1845 г. возведен в сан архиепископа, 17 марта 1858 г. перемещен на кафедру каменец-подольскую и 20 декабря 1866 г. в Рязань; в 1867 г. уволен на покой в Спасский троицкий рязанский монастырь, которым и управлял до самой смерти, проводя самую строгую, почти затворническую жизнь. Преосвященный Иринарх был одним из замечательнейших и ученейших богословов и проповедников; он отлично воспользовался для своего образования своим продолжительным пребыванием в европейских столицах; до сих пор еще свежа память о нем, как о прекрасном проповеднике. В 1868 г. он издал в Москве свои сочинения (поучения) в 10 книгах.
"Церковный Вестник", 1892 г., № 36; "Странник" 1877 г. № 11; "Рязан. еп. вед." 1870 г., № 7; "Вологод. еп. вед"., 1868 г. № 15; архив св. Синода, дело 1831 г., № 34.
Здр.
{Половцов}

Иринарх Попов
(в миру Яков Дмитриевич, 1790—1877) — проповедник, магистр СПб. духовной академии, архиепископ рязанский. Проповеди его изданы в 1868 г. в десяти томах.
{Брокгауз}

Иринарх Попов
(Иаков Дмитриевич) — архиепископ Рязанский и Зарайский.
Родился около 1790 года в селе Долгом Курского уезда в семье священника.
С 1804 года обучался в Курской духовной семинарии.
В 1814 году поступил в Петербургскую духовную академию.
18 июля 1817 года окончил курс Петербургской духовной академии со степенью кандидата.
1 августа того же года пострижен в монашество; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 8 августа — во иеромонаха.
24 июля 1818 года назначен инспектором Орловской духовной семинарии; 16 сентября утвержден в степени магистра.
18 июня 1819 года послан в Милан священником к домовой церкви маркизы Терцы, урожденной княгине Голицыной.
В августе 1824 года перемещен в императорскую Российскую миссию во Флоренции.
В 1827 году переведен в Рим.
В феврале 1831 года назначен архимандритом Ярославского Толгского монастыря.
В январе 1833 года послан с миссией в Грецию.
В 1835 году возвратился в Россию. Награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени.
3 мая 1836 года хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии.
С 15 сентября 1836 года — первый Рижский епископ, викарий Псковской епархии.
7 октября 1841 года уволен по жалобе на него рижских помещиков. В том же году 28 октября назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии.
12 января 1842 года назначен епископом Вологодским и Устюжским.
С 12 ноября 1844 года — епископ Кишиневский и Хотинский, вице-президент Тюремного комитета.
14 апреля 1845 года возведен в сан архиепископа.
17 марта 1858 года перемещен на кафедру Подольскую и Брацлавскую.
20 декабря 1863 года переведен в Рязань.
29 августа 1867 года уволен на покой по болезни в Рязанский Спасский монастырь.
8 1868 году переведен в Рязанский Троицкий монастырь.
Скончался 25 сентября 1877 года. Погребен в Рязанском Троицком монастыре.
Преосвященный Иринарх по своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам был замечательным человеком своего времени. Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником. Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости. Служение Иринарха за границей (до епископства) развило в нем замечательное умение общаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге, где до него не было своего викарного епископа. Пять лет преосвященный Иринарх трудился в Риге на пользу Православной Церкви. Прежде всего он приступил к обращению раскольников и имел в этом деле значительный успех. При Иринархе произошел первый массовый переход латышей от евангельско-лютеранской церкви к Православию. Преосвященный сочувственно относился к этому движению, но действия его вызывали недовольство среди немецких дворян-помещиков и евангелических патеров, не желавших укрепления Православия среди латышей. На преосвященного Иринарха посыпались доносы, его обвиняли в том, что он является виновником якобы начинающегося бунта против правительства. Эта клевета имела успех.
Конфликт епископа Иринарха с губернатором Остзейского края был усугублен вмешательством государственных властей в это чисто церковное дело — порок в то время весьма распространенный. Преосвященный был вывезен из Риги почти как арестант. Однако произведенное затем следствие доказало невиновность епископа Иринарха, и он еще долгое время продолжал служить в разных епархиях.
В последние годы жизни преосвященный Иринарх постоянно углублялся в созерцание тайн мира невидимого. Его занимали вопросы о бессмертии души, о будущем суде, о загробном состоянии.
Скончался преосвященный, как и жил, совершенным бессребреником.
После него остались лишь его сочинения, которые он издал еще в 1868 году. Посылая их в 1874 году к редактору "Вологодских епархиальных ведомостей", он просил напечатать список их "в надежде, что, может быть, кто-нибудь выпишет эти книжки и воспользуется ими, и послужат они, по слову апостола, к обращению грешника от пути заблуждения, ко спасению души его от смерти [см. Иак. 5, 20]".
Труды:
Письма (к графу Павлову) // Рижские епархиальные ведомости. — 1889, № 15, 16, 24. См. также: Рязанские епархиальные ведомости. — 1898, № 7—8, с. 287.
Исторический очерк православной церкви в греческом королевстве. — 1836. Проповеди (изданные в нескольких томах) // Рязанские епархиальные ведомости. — 1870, № 7. См. также: Странник. — СПб., 1869, март; 1873, январь, с. 169.
О положении православной церкви в Греции // Христианское чтение. — СПб., 1893, сентябрь, октябрь.
Литература:
Пархомович И. Деятельность епископа Иринарха в период его управления Кишиневской епархией. — Кишинев, 1911.
Пархомович И. Архипастыри Кишиневской епархии. — Кишинев, 1910, введение, с. XI, XII, XIII.
Пархомович И. Иринарх в управлении Кишиневской епархией (1844—1858). — Кишинев, 1911. Пассит Г. А. Из истории православия в Прибалтийском крае. — Рига, 1895. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 170, 171, 172.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397, 1398, 1402, 1408,1411, 1414. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 288. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 839.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 288. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 531, 540, 556.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 800.
Сборник императорского Русского исторического общества: в 148 т. — СПб., 1867—1917. — Т. 60. Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества // Под ред. Курдиновского В. — Кишинев, 1910, вып. 5, с. 12. Труды Комитета для историко-статистического описания Подольской епархии. — Каменецк-Подольск, 1876—1911; 1895, вып. 8. Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии: в 2 вып. — Рига, 1893—1894. — Вып. 2.
Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края: в 4 т. — Рига, 1876—1882. — Т. 3, 4.
Рязанские епархиальные ведомости. — 1867, №5.
— 1877, № 15.
Кишиневские епархиальные ведомости. — 1877, № 20 и 21. — 1882, № 11.
Православный собеседник. — Казань, 1900, ноябрь, с. 480.
Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1900, № 11, с. 433. Известия по Казанской епархии. — 1867, № 20, с. 546. —1869, №4.-С.98. Самарские епархиальные ведомости. — 1867, № 23, с. 445.
Исторический вестник. — СПб., 1889, август, с. 447.
Православное обозрение. — М., 1865, апрель, с. 196—199; 202—209.
Морошкин М. Я., протоиерей. О деле латынском при Иринархе // Православное обозрение. — М., 1886. — Кн. 5, 6, 7.
Христианское чтение. — СПб., 1890, май-июнь, с. 753—763.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — М., 1887. — Кн. 2, с. 455; кн. 3, с. 43—47; 50, 57, 59, 70—72, 215, 236, 284, 292.
Из писем А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 2, с. 149. Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. — М., 1897. — Кн. 1, с. 222, 426—427; кн. 2, с. 51, 52; кн. 3, с. 541—545. Архиепископ Иаков Вечерков // Русский архив. — М., 1916. — Кн. 1, с. 198. Русский архив. — М., 1895. — Кн. 1, № 2, с. 195; № 4, с. 424; кн. 3, № 9, с. 79. — 1899. — Кн. 2, № 6, с. 207. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1906—1912. — Т. 12, с. 521—531, 551. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 713—714, 847; т. 10, с. 527—528.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 541; т. 2, с. 1321, 1833,1974.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 131—132.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 37, 42, 48, 62, 72, 77.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru