Определение слова «ИОАНН ЗЛАТОУСТ»

Большой энциклопедический словарь:

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407) — один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398) — представитель греческого церковного красноречия. Проповеди, панегирики, псалмы; с именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира; в 403 был отправлен в ссылку, из страха перед народом возвращен, но снова в 404 низложен и сослан. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в т. ч. для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью.

Большая советская энциклопедия:

Иоанн Златоуст
(Ionnes Chrysstomos)
(между 344 и 354, Антиохия — 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог восточно-христианской церкви. Получил образование в школе языческого ритора Ливания (Антиохия). Блестящий оратор (отсюда его прозвище, с 6 в.), автор многих проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. В проповедях ярко рисует общественную и религиозную жизнь своего времени. И. З. активно выступал против военного засилья готов в Константинополе и соответственно против арианства (См. Арианство). Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. Хотя И. З. не призывал к реформе общественного строя (в частности, к отмене рабства) и субъективно стремился к укреплению позиций господствующего класса и церкви, его критика пороков высших слоев общества (роскоши императорского двора, развращенности высшего духовенства и т. п.) вызвала недовольство константинопольского правительства; И. З. был низложен в 403, затем возвращённый на патриарший престол, вновь был низложен в 404 и сослан в Кукуз (Малая Армения). Причислен христианской церковью к лику святых. Ему ошибочно приписывается православной церковью литургия (так называемая литургия И. З.).
Соч.: Opera omnia, t. 1—13, P., 1858—60 (Patrlogiae cursus completus, ser. graeca, accur J.—P. Migne, t. 47—64); в рус. пер. — Творения свыше отца нашего Иоанна Златоуста..., т. 1—12, СПБ, 1895—1906.
Лит.: Курбатов Г. Л., Классовая сущность учения Иоанна Златоуста, «Ежегодник музея истории религии и атеизма», 1958, в. 2; Baur Ch., Der heilige Johanes Chrysostomus und seine Zeit, Bd 1—2, Mnch., 1929—30.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Иоанн Златоуст

Новая философская энциклопедия:

ИОАНН ЗЛАТОУСТ ( ) (ок. 345, Антиохия – 14 сентября 407, Команы) –христианский проповедник и церковный деятель. Ученик ритора Ливания и Диодора Тарсского, с 381 – дьякон, с 386 – пресвитер в Антиохии, с 398 – епископ Константинопольский; из-за вражды императорского двора и части духовенства был низложен и сослан в Армению, а затем в Питиунт (Пицунду), на пути к которому умер в местечке Команы. Канонизирован. Автор многочисленных толкований на библейские тексты, проповедей, бесед (гомилий), полемических сочинений, обширной переписки периода ссылки (сохранилось 236 писем). Ему приписывается ряд псалмов и Божественная Литургия.
Для стиля Иоанна Златоуста характерно приспособление приемов античной риторики к целям христианской проповеди. Его интересовали в первую очередь этические проблемы. Нравственную жизнь он понимал как свободное произволение к добру. С нравственной чистотой жизни связана чистота веры. В Церкви Иоанн Златоуст видел новое бытие человека, основанное целиком на принципах добра, свободы и любви; поэтому она противостоит государству, основанному на принуждении; она не отменяет его, так как после грехопадения испорченной природе человека необходимо внешнее принуждение, но подвергает его моральному суду. Религиозный, нравственный и социальный идеал для Иоанна Златоуста един: по его мнению, христианам следует добровольно стремиться к изживанию как чрезмерного богатства, так и чрезмерной бедности, так как и то и другое вызывает в людях зависть, злобу и отчаяние и мешает спасению. В отклонениях от христианского идеала нравственной жизни он видит источник как ересей, так и социальной несправедливости.
Как экзегет Иоанн Златоуст был представителем антиохийской традиции толкования текста Св. Писания: ветхозаветные сюжеты не аллегория, но прообразы, провозвестники событий, позволяющие человеку безошибочно ориентироваться в духовных и нравственных делах; историчность библейских событий лишь подтверждает их истинность.
Сочинения:
1. MPG, t. 47–64;
2. в рус. пер.: Творения, т. 1–12. СПб., 1895–1906.
Литература:
1.  Ваиr Р.С. Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Bd. 1–2, Mnch., 1929–30.
M.Л.Хорьков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru