Определение слова «Иоахим Флорский»

Большой энциклопедический словарь:

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Джоаккино да Фьоре) (Joachimus Florensis — Gioacchino da Fiore) (ок. 1132-1202) — итальянский мыслитель. В мистико-диалектической концепции всемирной истории исходил из деления ее на три эры, соответсвующие трем лицам Троицы; грядущая эра Святого духа характеризуется воцарением на земле свободы, любви и мира. Хилиастическое учение (см. Хилиазм) Иоахима Флорского оказало влияние на еретические движения (Дольчино, апостолики) и политический мессианизм.

Большая советская энциклопедия:

Иоахим Флорский
(Калабрийский)
Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (около 1132—1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, около 1177 избран аббатом, около 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище.
Создатель мистико-диалектической концепции исторического процесса, выразившей глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов», 1519, и «Пособие к Апокалипсису», 1527), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трём лицам христианской троицы — отцу, сыну и св. духу. В продолжение ветхозаветной эры отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. духа должно начаться около 1260: после периода борьбы и искушений восторжествуют любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками, честолюбивых пап сменит вышедший из простого народа «ангелический Папа», буквальное понимание Библии станет ненужным и будет отменено через возвещение «Вечного Евангелия», наконец, произойдёт примирение католиков с православными, и в эту возрожденную вселенскую общность христиан найдут свой путь и евреи. Дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним Хилиазмом и плебейскими ересями (См. Ереси) позднего средневековья.
Судьбы наследия И. Ф. в течение 13 — начала 14 вв. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создаётся обширная псевдо-иоахимовская литература. Дольчино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и особенно у русского религиозного философа В. С. Соловьёва.
Соч.: Liber figurarum, 2 ed., v. 1—2, Torino, 1953.
Лит.: Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1959; Grundmann H., Studien ber Joachim von Floris, Lpz., 1927; его же, Neue Forschungen ber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. Ch., Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Russo F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954.
С. С. Аверинцев.

Словарь по культурологии:

(Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (ок. 1132-1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 г. избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Этот аскет с репутацией личной святости, воспринимавшийся многими (напр., Данте) как пророк, навлекший на себя посмертное осуждение Лате-ранского собора 1215 г., создал мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, выразившую глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого Заветов» — «Concordia novi et veteris testamenti», 1519 г., «Пособие к Апокалипсису» — «Enchiridion in Apocalypsin», 1527 и «Псалтирь десятиструнная» — «Psalterium decem cordarum»), исходит из деления всемирной истории на три «мировых состояния», или эры, соответствующие трем Лицам христианской Троицы — Отцу, Сыну и Святому Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца Бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется Ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Св. Духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Св. Духа должно начаться ок. 1260 г.: после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная Церковь Петрова уступит свое место Церкви Иоан-новой (см. ст. «Иоанн Богослов»), отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.
Судьбы наследия И. Ф. в течение XIII — нач. XIV вв. были тесно связаны с фрашшсканством, также учившим о «святой нищете»; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Данте использовал его тезисы и образы в «Божественной комедии». Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у польского мыслителя А. Цешковского («Notre Рёге»), позднее у Вл. Соловьева и Бердяева. Полное отчуждение от его христианского контекста некоторые парадигмы утопизма И. Ф. приобретают в тоталитарных системах мысли XX в.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Советская историческая энциклопедия:

(Калабрийский) (итал. Gioacchino da Fiore, лат. Joachimus Florensis) (ок. 1132-1202) — итал. ср.-век. мыслитель-мистик, монах. Род. в семье крестьянина, в Калабрии. В своих соч. рассматривал историю человечества как прогрессивное развитие от рабства к свободе, проходящее через 3 состояния мира — 3 статуса (соответствующие у него 3 лицам христ. троицы) и ведущее к наступлению "царства мира и правды на земле". Хилиастич. учение И. Ф., противоречащее традиц. церк. представлениям о неизменности земной жизни и успокоении человечества в "царстве небесном", неоднократно осуждалось католич. церковью (на 4-м Латеранском соборе 1215, на поместном соборе в Арле 1263). Оно оказало сильное влияние на развитие нар. еретич. движений (см. Иоахимиты, Дольчино, Апостолики). К учению И. Ф. проявлял значит. интерес Т. Мюнцер. Бурж. историография, как католическая (напр., нем. ученые В. Прегер, И. Хук), так и протестантская (напр., нем. ученые Х. Рейтер, А. Гаусрат), отрицает социальный смысл учения И. Ф. Сов. историография единодушно признает социальную направленность учения И. Ф. и связывает ее с конкретными условиями итал. жизни 12 в., но в оценке идеи развития, содержащейся в работах И. Ф., в вопросе о наличии в его взглядах социально-утопич. идей и о том, интересы каких социальных слоев феод. общества он отражал, существуют 2 точки зрения (см. работы С. М. Стама и М. M. Смирина).
=====
Соч.: Concordia novi et veteris testamenti, Venetiis, 1519; Psalterium decem chordarum, Venetiis, 1527;. Expositio in Apocalypsim..., Venetiis, 1527; Tractatus super quattuor Evangelia, Roma, 1930.
=====
Лит.: Добиаш-Рождественская О. A., Нек-рые проблемы иоахимизма и петерб. рукопись соч. Иоахима Флорского, "ЖМНП", 1913, No 6; Смирин М. M., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крест. война, М., 1955, ч. 1, гл. 2; Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, "ВИРА", 1959, No 7; Grundmann H., Studien ber Joachim von Floris, Lpz., 1927; Bignami-Odier J., Travaux rcents sur Joachim de Flore, "Le Moyen Age", 1952, No 1-2.
=====
С. M. Стам. Саратов.

Новая философская энциклопедия:

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchmo da Fiore) (ок. 1132– 1202) – итальянский мыслитель. Монах-цистерцианец, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Этот аскет с репутацией личной святости, воспринимавшийся многими (напр., Данте) как пророк, навлекший на себя посмертное осуждение Латеранского собора 1215, создал мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, выразившую глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов» – Concordia novi et veteris testamenti, 1519, «Пособие к Апокалипсису» – Enchiridion in Apocalypsin, 1527, и «Псалтирь десятиструнная» – Psalterium decem cordarum), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы – Отцу, Сыну и Св. Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Св. Духа сообщает им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Св. Духа должно начаться ок. 1260, после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы; властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение Иоахима Флорского связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.
Судьбы наследия Иоахима Флорского в течение 13 – нач. 14 в. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из его учения программу мятежа. Позднее идеи Иоахима Флорского повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него – на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения Иоахима Флорского можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у польского мыслителя А.Цешковского («Ntre Pre»), позднее у Вл.Соловьева и Бердяева. Полное отчуждение от его христианского контекста некоторые парадигмы утопизма Иоахима Флорского приобретают в тоталитарных системах мысли 20 в.
Сочинения:
1. Tractatus super Quattuor Evangelis, ed. .Buonaiuti. – «Fonti per la Storia d’Italia», LXVII, 1930;
2. Expositio de Articulis Fidei, издал он же, та же серия, LXXVIII, 1936;
3. Liber figrarum, ed. L.Tondelli, M.F.Reeves, ed. 2. . 1–2, Torino, 1953.
Литература:
1. Стам С.М. Учение Иоахима Калабрийского. – В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7. М., 1959;
2. Grundmann . Studien ber Joachim von Floris. Lpz., 1927;
3. Idem. Neue Forschungen ber Joachim von Fiore, Marb., 1950;
4. Huck J.Ch. Joachim von Floris und die joahimitishe Literatur. Freib., 1938;
5. Foberti F.,Gioacchino da Fiore e il gioacchinismo antico e moderno. Padua, 1942;
6. Reeves M. The Influence of Prophecy in the Later Middle Ages. A Study in Joachimism. Oxf., 1969;
7. Russo F. Bibliografia gioachimita. Firenze, 1954.
С.С.Аверинцев

Энциклопедический словарь псевдонимов:

(наст. имя Джоаккино да Фьоре; ок. 1132–1202) – итал. мыслитель. В мистико-диалектич. концепции всемирной истории исходил из деления ее на три эры, соотв. трем лицам Троицы. Грядущая эра Св. духа характеризуется воцарением на земле свободы, любви и мира. Хилиастич. учение И.Ф. оказало влияние на еретич. движения и политич. мессианизм.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru