Определение слова «ГОР»

Большой энциклопедический словарь:

ГОР — в древнеегипетской мифологии бог солнца, покровитель власти фараона, который считался земным воплощением Гора, сын Осириса и Исиды. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола.
ГОР (Gor) Алберт (р. 1948) — государственный деятель США, вице-президент (1992-96 и с 1996). В 1985-92 сенатор Конгресса США от шт. Теннесси.

Архитектурный словарь:

Глинобитная печь в крестьянском жилище коми-пермяков.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Большая советская энциклопедия:

В древнеегипетской мифологии бог солнца, считавшийся покровителем власти фараона, который объявлялся его земным воплощением. Первоначально Г. представлялся в виде парящей птицы (глазами которой были солнце и луна) и, по-видимому, был богом неба. Существовали культы нескольких богов Г., почитавшихся в различных местах и имевших общие черты; изображались Г. чаще всего в виде сокола (или человека с головой сокола) или крылатого солнечного диска. Г. считался сыном Осириса и Исиды (См. Исида), одолевшим в единоборстве убийцу отца — злого бога Сета.
Лит.: Матье М. Э., Древнеегипетские мифы, М. — Л., 1956 (библ.); Mercer S., Horus, Royal God of Egypt, Grafton (Mass.), 1942.

Советская историческая энциклопедия:

Др.-егип. бог неба и солнца, почитавшийся покровителем фараонов. Существовали культы неск. богов Г., имевших общие черты и частично слившихся; чаще всего они изображались в виде царя с головой сокола. Наибольшее значение имели: Г. Великий, один из пяти детей бога земли и богини неба; Г., сын Осириса и Исиды, изображался часто в виде ребенка; Г. Бехудетский, почитавшийся в Идфу в образе крылатого солнечного диска.
=====
Лит.: Матье М. Э., Древнеегипетские мифы, М.-Л., 1956 (библ.).

Толковый словарь Кузнецова:

ГОР -а; м. [с прописной буквы] В древнеегипетской религии: бог света и Солнца, покровитель фараонов.

Мифологическая энциклопедия:

Хор (hr, «высота», «небо»), в египетской мифологии божество, воплощенное в соколе. Г. изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символсолнечный диск с распростертыми крыльями. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена, но, как правило, связанных с небом и солнцем. Первоначально Г. почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. В династический период происходит слияние различных соколиных божеств в две тесно связанные между собой ипостаси Г.: Г. — сына Исиды (егип. Гор-са-Исет) и Г. Бехдетского. Г. Бехдетский, муж Хатор и отец Гора-Сематауи, в основном выступает как борющийся с силами мрака бог света, его глазалуна и солнце. Г. — сын Исиды, действует прежде всего как мститель за своего отца Осириса. И тот, и другой покровительствуют царской власти. Фараоны являются «служителями Г.», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Г. охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Г. вошло обязательным компонентом в пятичленную титулатуру фараона.Согласно мифу о Г. Бехдетском [дошел до нас в тексте посвященной ему мистерии, высеченном на стене храма Г. в городе Эдфу (егип. Вехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Г. Бехдетского, возникший, вероятно, в городе Бехдет в дельте Нила], Г. сопровождает ладью своего отца, бога солнца Ра, плывущую по Нилу, и поражает превратившихся в крокодилов и гиппопотамов врагов Ра во главе с Сетом, олицетворяющим всех чудовищ. На рельефах храма, сопровождающих текст, Г. Бехдетский изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он поражает крокодила. В этом мифе Г. выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в единое божество Ра-Гарахути (Гор-ахути, Гарахути означает «Г. обоих горизонтов» или «Г. из страны света»). Образ Г. Бехдетского переплетается с образом Г. — сына Исиды, также участвующего в борьбе с Сетом и другими чудовищами. В близком варианте того же мифа, высеченном на другой стене Эдфуского храма, Г. Бехдетский фактически слит с Г. — сыном Исиды, который вместе с ним борется с врагами солнца, воплощенными в образе Сета. Можно предполагать, что в эпизодах борьбы Г. Бехдетского и Г. — сына Исиды с врагами нашли отражение войны за объединение Египта на рубеже 4 и 3-го тыс. до н. э. Победа Юга мыслилась как победа, одержанная Г., а Г. — как владыка страны. Другая ипостась Г. — Гор- Сематауи, т. е. Г. — объединитель обеих земель (Верхнего и Нижнего Египта).Согласно мифу о Г. — сыне Исиды, она зачала его от мертвого Осириса, коварно убитого Сетом, его братом. Удалившись в болота дельты Нила, Исида родила и воспитала сына. Возмужав, Г. на суде богов в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом Г. сначала терпит поражение, Сет вырывает у него глаз — чудесное око, однако затем в долгой борьбе Г. побеждает Сета лишает его мужского начала. В знак подчинения Сета он кладет ему на голову сандалию Осириса. Свое око Г. дает проглотить Осирису, и тот оживает. Воскресший Осирис передает свой трон в Египте Г. (что переплетается с представлениями о Г. Бехдетском), а сам становится царем загробного мира.Менее значительными ипостасями Г. являются Гор-ахути, связанный с Ра бог утреннего солнца, а также (с эпохи XVIII династии, 16-14 вв. до н. э.) бог горизонтов запада и востока; Гор-эм-ахет («Гор в горизонте»), солнечное божество, подобное Ра-Гарахути; Гор-ур («Гор старший»), упоминаемый Плутархом брат Исиды и Осириса (в связи с тем, что слово «ур» имело также значение «сильный», «великий», мог почитаться и как «Гор великий»); Гор-па-Ра, солнце-ребенок, рожденный Рат-тауи; Гор-пахерд и ряд др. С Г. отождествлялся также Амон (Амон-Ра-Гарахути), различные соколиные боги (участник битвы с Сетом Немти, Сопду, Хентихети и др.). Почитание Г. было распространено также в Нубии. Геродот сравнивал Г. с Аполлоном (II 143, 156). Р. И. Рубинштейн.

Теософский словарь:

(Егип.) Последний в ряду божественных Властителей Египта, считается сыном Озириса и Изиды. Он является великим богом, "любимцем Неба", "возлюбленным Солнца, потомком богов, покорителем мира". Во время зимнего солнцестояния (нашего Рождества) его изображение, в виде малого новорожденного ребенка, выносили из святилища для поклонения религиозных толп. Являясь символом небесного свода, он, как утверждается пришел из Maem Misi, священного места рождения (утробы Мира), и потому он есть "мистическое Дитя Ковчега", или аргхи, символа утробы. Космически он — Зимнее Солнце. Табличка описывает его как "сущность своего отца26 Озириса, воплощением которого он является и с которым он идентичен. Гор — целомудренное божество и "подобно Аполлону, не имеет любовных связей. Его роль в низшем мире связана с Судом. Он представляет души своему отцу, Судье" (Бонвик). Древний гимн гласит о нем: "Он судит мир соответственно тому, что тот содержит. Небо и земля находятся под его непосредственным присутствием. Он правит всеми человеческими существами. Солнце движется вокруг согласно его воле. Он приносит изобилие и распространяет его по всей земле. Все поклоняются его красоте. Сладостна его любовь в нас."

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru