Определение слова «Гармонизация»

Толковый словарь Ушакова:

ГАРМОНИЗА́ЦИЯ, гармонизации, мн. нет, ·жен. (муз.). Построение аккордов музыкального произведения по правилам гармонии.

Большой энциклопедический словарь:

ГАРМОНИЗАЦИЯ — присочинение аккордового сопровождения к какой-либо мелодии, а также само это сопровождение. Гармонизация — важнейший метод обучения гармонии.

Большая советская энциклопедия:

Гармонизация
Сочинение гармонического сопровождения к какой-либо мелодии, а также само это гармоническое сопровождение. Одна и та же мелодия может быть гармонизована по-разному (гармоническое варьирование). Важнейшие элементы (общий стиль, гармонические функции, модуляции и т.п.) наиболее естественные Г. определяются самой мелодией. Решение задач по Г. мелодии составляет основной метод обучения гармонии (См. Гармония). Г. мелодии может быть и художеств. задачей, в особенности Г. народных песен. Русские композиторы-классики рассматривали Г. русских народных песен как один из способов формирования национального гармонического языка. К Г. народных песен постоянно обращаются и советские композиторы.
Ю. Г. Кон.

Экономический словарь терминов:

(ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОТНОШЕНИЙ, ТОВАРОВ, НАЛОГОВ)
экономических процессов, отношений, товаров, налогов — взаимное согласование, сведение в систему, унификация, координация, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия.

Большой словарь иностранных слов:

Построение аккордов музыкального произведения (см. гармонизовать)

Толковый словарь Кузнецова:

гармонизация
ГАРМОНИЗАЦИЯ -и; ж.
1. Муз. Сочинение аккордового или многоголосного (хорового) сопровождения к мелодии по правилам гармонии (1.Г.; 1 зн.); само такое сопровождение.
2. Художественная обработка заимствованной мелодии.
3. Приведение в состояние гармонии (1.Г.; 3 зн.) предметов, явлений, свойств и т.п. Г. жизни. Г. и гуманизация общества, общественных нравов, интересов.

Малый академический словарь:

гармонизация
-и, ж. муз.
Построение аккордового или многоголосного (хорового) сопровождения к мелодии по правилам гармонии1 (в 3 знач.), а также само это сопровождение.
||
Художественная обработка заимствованной мелодии.

Музыкальная энциклопедия:

Сочинение гармонич. сопровождения к к.-л. мелодии, а также само гармонич. сопровождение. Одна и та же мелодия может быть гармонизована по-разному; каждая Г. как бы даёт ей разл. гармонич. истолкование (гармонич. варьирование). Однако важнейшие элементы (общий стиль, функции, модуляции и т. п.) наиболее естественной Г. определяются ладово-интонац. строением самой мелодии. Решение задач по Г. мелодии составляет осн. метод обучения гармонии. Г. чужой мелодии может быть и художеств. задачей. Особое значение имеет Г. нар. песен, к к-рой обращались уже Й. Гайдн и Л. Бетховен. Она широко применялась и в рус. музыке; её выдающиеся образцы были созданы рус. композиторами-классиками (М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым и др.). Г. рус. нар. песен они рассматривали как один из способов формирования нац. гармонич. языка. Многочисл. обработки рус. нар. песен, выполненные рус. композиторами-классиками, собраны в отд. сборниках; помимо того, встречаются и в их собств. сочинениях (операх, симф. произведениях, камерной музыке). Нек-рые рус. нар. песни неоднократно получали разл. гармонич. истолкование, отвечающее стилю каждого из композиторов и конкретным художеств. задачам, к-рые он ставил перед собой:

H. A. Римский-Корсаков. Сто русских народных песен. No 11, "Исходила младенька".

М. П. Мусоргский. "Хованщина". Песня Марфы "Исходила младёшенька".
Большое внимание Г. нар. мелодий уделяли также выдающиеся муз. деятели др. народов России (Н. В. Лысенко — на Украине, Комитас — в Армении). К Г. нар. мелодий обращались и многие зарубежные композиторы (Л. Яначек — в Чехословакии, Б. Барток — в Венгрии, К. Шимановский — в Польше, М. де Фалья — в Испании, Воан-Уильямс — в Англии и др.). Г. нар. музыки постоянно привлекает внимание сов. композиторов (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. В. Александров — в РСФСР, Л. Н. Ревуцкий — на Украине, А. Л. Степанян — в Армении и др.). Важную роль Г. играет также в различного рода транскрипциях, парафразах.
Литература: Кастальский A., Основы народного многоголосия, М.-Л., 1948; История русской советской музыки, т. 2, М., 1959, с. 83-110, т. 3, М., 1959, с. 75-99, т. 4, ч. 1, М., 1963, с. 88-107; Евсеев С., Русская народная полифония, М., 1960, ДубовскиЙ И., Простейшие закономерности русского народно-песенного двух- трехголосного склада, М., 1964. См. также лит. при статье Гармония.
Ю. Г. Кон.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
гармонизация, -и

Грамматический словарь Зализняка:

Гармонизация, гармонизации, гармонизации, гармонизаций, гармонизации, гармонизациям, гармонизацию, гармонизации, гармонизацией, гармонизациею, гармонизациями, гармонизации, гармонизациях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru