Определение слова «ГАНДХАРВЫ»

Большой энциклопедический словарь:

ГАНДХАРВЫ — в индуистской мифологии небесные музыканты, ублажающие богов; возлюбленные апсар.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Класс духов или полубогов. Параллели в мифологиях других индоевроп. народов (напр., памирск. жиндуры, греч. кентавры) свидетельствуют о том, что данная мифологема восходит, по-видимому, к общеиндоевроп. эпохе. Образы небесного духа Гандхарвы, связанного с сомой, в Ригведе и водного демона Гандаревы, связанного с хаомой, в Авесте — представляют собой, вероятно, результат некоей жреческой религ. реформы в индо-иранский период. Изначально присутствовавшие в архаич. мифологии индоариев множественные образы Г. во мн. своих чертах предопределены, возможно, ритуальной практикой половозрастных объединений неженатых юношей. Г. — юные, длинноволосые танцоры, певцы и музыканты, веселящиеся вместе со своими подругами — апсарами в "доме собрания" Индры на небесах. Есть легенды о связях любвеобильных Г. со смертными женщинами (по-видимому, "любовной связью" с Г. объяснялись нек-рые психические расстройства у женщин). Г. дали название др.-инд. теории музыки ("Г.-веда") и одному из видов брака ("брак по обряду Г.", возможно, в исходе: брак между юношей и девушкой, прежде уже вступившими в добрачную связь в молодежном половозрастном объединении).
Я. Васильков

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. gandharva, ед. ч.)
в древнеиндийской мифологии группа полубогов. В «Ригведе» обычно упоминается только один Г. (ср. с древнеиранским водным демоном Гандарвой) — хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой (IX 86, 36), супруг «женщины вод», или апсарас (X 123, 4-5); от Г. и апсарас (см. АПСАРЫ) рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями (X 10, 4). В той же «Ригведе» Г., пребывающий в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом (IX 85, 12; 123, 6-8). Наконец, в ряде случаев Г. выступает в «Ригведе» как демон, враждебный Индре (VIII 1, 11; 66, 5). В «Атхарваведе», где число Г. возрастает до нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод; в «Шатапатха-брахмане» Г. похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазненные богиней Вач (III 2, 4, 1-6). В послеведической мифологии функции Г. частично меняются. Их изначальная связь с солнечным светом сохраняется лишь в эпитете: «блеском подобные солнцу». Как и другие полубоги, они могут быть враждебны людям; тому, кто увидит в воздухе призрачный «город Г.» (своего рода фата-моргана, мираж), грозит несчастье или гибель. Вместе с тем, будучи мужьями или возлюбленными небесных танцовщиц — апсар, Г. в эпосе и пуранах в первую очередь рисуются как певцы и музыканты (искусство музыки именуется «искусством гандхарвов»), которые услаждают богов на их празднествах и пиршествах. Различно трактуется происхождение Г.: согласно «Вишну-пу ране», они возникли из тела Брахмы, когда однажды он пел; «Хариванша» называет их отцом внука Брахмы — Кашьяпу, а их матерями — дочерей Дакши. Пураны и эпос упоминают многих царей Г., среди которых наиболее значительны Читраратха, Сурьяварчас, божественный риши Нарада, Вишвавасу. В царствование последнего, по пуранической легенде, возникла вражда между Г. и змеями-нагами: сначала Г. проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать Г. и возвратить свои богатства. Некоторые исследователи сближают Г. по имени и частично по функциям с греческими кентаврами.Лит.: Panchamukhi R. S.. Gandharvas and Kinnaras in Indian Iconography, Dharwar, 1951. П. А. Гринчер.

Теософский словарь:

(Санскр.) Небесные певцы и музыканты Индии. В Ведах эти божества раскрывают смертным тайны небес и земли, и эзотерическую науку. Они заботятся о священном растении Сома и его соке, напитке амброзии в храмах, который дарует "всеведение".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Gandharvas) — второстепенные индийские божества, гении музыки и пения, небесные певцы и музыканты. Ригведа знает только одного Г., который является здесь изобретателем и стражем божественного напитка Сома. Он знает и возвещает тайны неба и божественные истины. В средние века индийской истории Г. являются уже в большом числе. В Яджурведе это — сладострастные божества, отличающиеся знанием музыки и пения, а также пристрастием к женщинам. В Атхарваведе говорится уже о 6333 Г. Все они составляют свиту Индры, ездят на небесных конях и участвуют в битвах Индры с его врагами. У них есть свой царь; обычное местопребывание их на севере, вблизи озера Манаса. Позже Г. приписываются медицинские познания; они управляют движением созвездий и т. д. Есть много данных, подтверждающих догадку Куна о тождестве Г. и греческих кентавров, которые также полукони (одно из подразделений Г., кимнары, являющиеся в эпической поэзии, имеют лошадиные головы), задорны, воинственны и падки до женщин. Кентавры также любили музыку и пение, по крайней мере, это несомненно относительно самого известного из них — Хирона. Как Г. Нарада и Тумбуру, Хиронучитель музыки. Относительно связи Г. с Кентаврами ср. Мейера: "Gandharven — Kentauren" (1883).
С. Булич.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru