Определение слова «Фригийская каденция»

Музыкальная энциклопедия:

Фригийский каданс,особый вид заключительной каденции (1), состоящий обычно из оборотов: IV6 — V <, I — V6 — IV6 — V <, также I — V < (от минорной тоники). P. к. встречается в музыке 17-18 вв. как остаток ренессансного фригийского лада (см. Средневековые лады; Й. Розен-Мюллер писал ок. 1650 о "трёх ладах" — мажорном, минорном и фригийском). Если в 1-й пол. 17 в. фригийский лад (к-рый в отличие от прочих не мог содержать вводного полутона и превратиться в разновидность мажора или минора) встречался ещё как самостоят. лад с Ф. к. в заключении (напр., в "Страстях по Иоанну" Шюца интроит "Das Leiden unsers Herren", заключит. хор "О hilf, Christe"), то в дальнейшем он применялся редко, гл. обр. в хоральных обработках, иногда в медленных частях инстр. циклов (хорал "Ob bei uns ist der Sьnden viel" из кантаты И. С. Баха No 38, его Adagio из Бранденбургского концерта No 1, Adagio из клавирной сюиты d-moll Г. Ф. Генделя). В это время Ф. к. всё явственнее трактуется как своего рода доминантовый лад от тональности с минорной тоникой или как гармонич. минор с Ф. к. в конце (хорал Баха "Wenn ich einmal soll scheiden" из "Страстей по Матфею", No 72). Элементы фригийского лада сохраняются в виде фригийских оборотов и Ф. к. (И. С. Бах, Бранденбургский концерт No 3, Adagio между двумя быстрыми частями; 2-я часть его же клавирного концерта f-moll; Г. Ф. Гендель, оратория "Мессия", ариозо "Schau hin und sieh", No 28).
В музыке венских классиков и в дальнейшем Ф. к. почти не применяется, а фригийские обороты (совпадающие по гармонии с Ф. к.) вливаются в состав минора (исключит. случай Ф. к. — каватина Барбарины, No 23 из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро").
Ю. Н. Холопов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru