Определение слова «ФЕОДОР МЕТОХИТ»

Большой энциклопедический словарь:

ФЕОДОР МЕТОХИТ (1270-1332) — византийский писатель, великий логофет. Сочинения по философии, астрономии, истории и др. В 1328 Феодор Метохит ушел в монастырь Хора, в церкви которого (современный Кахрие-Джами) по его заказу были созданы получившие известность мозаики и фрески.

Советская историческая энциклопедия:

(Teodoros o Metoxitns) (1260/61 — 13.III.1332) — визант. писатель, гос. деятель (великий логофет), фаворит Андроника II (1282-1328). В 1328 P. M., подвергшийся опале, ушел в монастырь Хора, в церкви к-рого (совр. Кахрие-Джами, в Стамбуле) по его заказу были еще в нач. 14 в. созданы мозаики — знаменитый памятник т. н. палеологовского ренессанса. Ф. М. — автор мн. сочинений по философии, астрономии, на политич. темы, а также поэтич. произведений. Особенно известны его "Заметки..." (публ. — "Miscellanea...", ed. С. G. Mller, Т. Kieling, Lpz., 1821). Энциклопедически образованный человек, знаток антич. авторов, комментатор Аристотеля и Птолемея, Ф. М. своими трудами способствовал расширению интереса к античности. Ф. М. вступил в острую науч. полемику (по вопросам философии, астрономии, стилистики) с др. видным политич. деятелем, писателем Никифором Хумном; в действительности за науч. полемикой скрывалась политич. борьба двух группировок визант. знати, к к-рым они примыкали. Деятельность Ф. М. рассматривается иногда в науке как предгуманистическая (напр., австр. ученым X. Хунгером), но вопрос о Ф. М. как предтече гуманизма спорен.
=====
Лит.: Beck H. G., Th. Metochites, Mnch., 1952; Hunger H., Th. Metochites als Vorlufer des Humanismus in Byzanz, "Byz. Zeitschrift", 1952, Bd 45, S. 4-19; Sevcenko I., Etudes sur la polmique entre Th. Mtochite et N. Choumnos, Brux., 1962.
=====
A. П. Каждан. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ФЕОДОР МЕТОХИТ ( ) (1270, Константинополь – 13 марта 1332, там же) – византийский гуманист, государственный деятель и ученый. Сын сторонника греко-латинской церковной унии, в 1283 последовал за отцом в ссылку в Малую Азию. Благодаря своим необычайным способностям попал в 1290 в придворный круг императора Андроника II Палеолога, став его ученым советником и снискав высшие правительственные должности, в т.ч. в 1321 – великого логофета, т.е. главы «правительства». С 1305 – месадзон, т.е. ближайший к императору вельможа (заступил на место своего соперника Никифора Хумна [НИКИФОР ХУМН]). После поражения Андроника II в гражданской войне был в 1328 в тюрьме, подвергся разорению, а его дворец – разрушению. После ссылки вернулся в 1330 в столицу, где провел остаток дней как монах Теолепт в монастыре Хоры.
По описанию Никифора Григоры [НИКИФОР ГРИГОРА], днем Феодор занимался государственными делами во дворце, а ночью углублялся в книги и научные рассуждения. Среди его разнообразных сочинений – комментарии к Аристотелю, введение в астрономию, «Введение в математику Птолемея», этический трактат о воспитании, философская полемика с Никифором Хумном, речи, поэмы в гекзаметрах (в т.ч. «О математическом виде философии»), агиографические энкомии и др. Его письма не сохранились; многое еще не опубликовано. Его т.н. «Гномические заметки» («Смесь») представляют собой 120 небольших сочинений, записок, статей, выявляющих энциклопедический характер его знаний; в них обсуждаются такие сюжеты, как об иронии у философов, особенно у Платона и Сократа (очерк 8), о неясности аристотелевских сочинений (3), о человеческом свойстве хвалить добрые старые времена (41), о радостях наблюдения за небом (43), о красоте моря (44), что лучше для человека – родиться или нет (58), о надежде (63), о дальнейшем распространении корыстолюбия (86), о демократии, аристократии, монархии (96–98), о практической пользе математики и особенно геометрии в рамках механики (70), об истории Римской империи с самых начал (106, 108), об Эпаминонде и Пелопиде (114), об отдельных авторах, как Ксенофонт (20), Плутарх (71), Дион из Прусы (19), Филон (16), Иосиф Флавий (15), Синесий (18) и др.
Особое место у Феодора занимает тема судьбы (персонифицированной в образе античной богини Тихи), диктующая представление о всеобщей изменчивости, ненадежности, шаткости как а, тажизни индивидк и целых народов и государств. Сознавая закат Византийской империи, Феодор видел в ней лишь одно из звеньев в цепи мировой истории.
Сочинения:
1. Theodori Metochitae Miscellanea philosophie et historica graeca, rec. Ch.G.Mller, Th. Kieling. Lipsiae, 1821;
2. . , ed. . Polemis. Athenes, 1995.
Литература:
1. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. СПб., 1997;
2. Hunger H. Theodoras Metochites als Vorlufer des Humanismus in Byzanz. – Byzantinische Grundlagenforschung. L., 1973;
3. De Vries van der Velden E., Theodore Metochite: Une rvalution. Amst., 1987;
4. Sevcenko I. tudes sur la polmique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumnos. Brux., 1962;
5. Beck H.-G. Theodoras Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhunderts. Mnch., 1952.
M.В.Бибиков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru