Определение слова «ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (346-399) — христианский церковный писатель. Диакон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия — первый опыт осмысления монашеского "духовного делания" — оказали глубокое влияние на всю последующую аскетическую традицию христианства.

Большая биографическая энциклопедия:

Евагрий Понтийский
(346—399), христианский церковный писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия — первый опыт осмысления монашеского духовного «делания» — оказали глубокое влияние на последующую аскетическую традицию христианства.

Новая философская энциклопедия:

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ ( ) (345 Ивора Понт – 399, Келлии, Египет)греческий христианский богослов, мистик, один из крупнейших учителей аскезы. Был близок Василию Великому [ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ], который рукоположил его в чтеца в Каппадокии, и Григорию Богослову [ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ](рукоположен им в архидиаконы в Константинополе). В 382 переселился в Иерусалим, с 383 вел жизнь монаха в Египте – сначала в Нитрии, затем в Келлиях, где общался с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Непосредственным учеником Евагрия был Палладий Еленопольский, автор известного сборника монашеских жизнеописаний «Лавсаик». В своих многочисленных трудах, дошедших до нас частью в греческом оригинале, частью в сирийском и армянском переводах (важнейшие сочинения – «Послание о вере», «Слово о духовном делании, или Практик», «Гностик», «Гностические главы», «Зеркало иноков и инокинь», «Слово о молитве», «Опровергатель» и др.), Евагрий осуществил оригинальный синтез мистического опыта аскетов-пустынников и философского умозрения.
Находясь под определяющим влиянием Оригена [ОРИГЕН],Евагрий развил своеобразную систему христианского гносиса. Согласно этой системе, все существа были первоначально чистыми умами (, ), находившимися в единстве с Богом и между собой. Затем они отпали от Бога, став душами, отличающимися друг от друга по степени удаленности от Бога. Бог совершает второй акт творения, дав каждой душе тело, поместив души в соответствии с состоянием каждой из них в один из трех миров – ангельский, человеческий и бесовский и дав им возможность совершенствоваться. При этом Христос понимается как единственный Ум, сохранивший единство с Богом. Цель каждой твари – пройти путь духовной эволюции и воссоединиться в первоначальном единстве со Христом, став равной с ним (апокатастасис [АПОКАТАСТАСИС]).
Систематизируя духовный опыт монашества, Евагрий разделил духовную жизнь на два этапа – практическую () и гностическую (). «Практическая» жизнь включает очищение души от страстей и помыслов, которых Евагрий насчитывает 8: чревоугодие (), блуд (), сребролюбие (), печаль (), гнев (’), уныние (), тщеславие (), гордость (), – и достижение в результате бесстрастного состояния (). «Гностическая» жизнь предусматривает переход от созерцания духовных сущностей к Богопознанию, конечной целью которого является озарение ума безбразным светом Троицы и обжение.
Учение Евагрия было осуждено как еретическое одновременно с учением Оригена 5-м Вселенским собором в 553. Несмотря на это, труды Евагрия (частично распространявшиеся под другими именами) имели огромное влияние на последующую мистико-аскетическую традицию (греческие отцы аскезы Максим Исповедник [МАКСИМ ИСПОВЕДНИК], Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов, Фалассий, один из главных теоретиков монашеской жизни на латинском Западе Иоанн Кассиан, сирийский оригенист Стефан бар Судаили, сирийские «несторианские» богословы Бабай, Исаак Ниневийский, Иосиф Хаззайа, крупнейший сирийский «монофизитский» богослов бар Эбрей и др.).
Сочинения:
1. Trait pratique ou le Moine, ed. A.Guillaumont, С.Guillaumont, t. 1–2. P., 1971 (Sources Chrtiennes, t. 170–171);
2. Frankenberg W. Evagrius Pontias. В., 1912 (тексты Евагрия на сирийском языке);
3. Les six centuries des «Kephalaia gnostica», d. A.Guillaumont-Turnhout, 1985 (Patrologia orientalis, t. ХХШ, fasc. 1);
4. Le Gnostique ou celui qui est devenu digne de la science, d. A.Guillaumont, C.Guillaumont. P., 1989 (Sources Chrtiennes, t. 356);
5. Scholies aux Proverbes, d. par P.Gehin. P., 1987 (Sources Chrtiennes, t. 340);
6. Scholies L’Ecclesiaste, d. Gehin. P., 1987 (Sources Chrtiennes, t. 397);
7.  в рус. пер.: Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты, пер., вступ. ст. и комм. А.И.Сидорова. М., 1994.
Литература:
1.  Сидоров А.И. Евагрий Понтийский: жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия. – В кн.: Творения аввы Евагрия... с. 5–75;
2. Guillaumont A. Les «Kephalaia gnostica» d’Evagre le Pontique et l’histoire de l’orignisme chez les Grecs et chez les Syriens. P., 1962;
3. Bunge G. AKEDIA: Die geistliche Lehre des Evagrius Pontikos von berdruss. Kln, 1989;
4. Guillaumont ., Guillamont С. Evagre le Pontique. – «Dictionnaire de Spiritualit» (P.), 1961, t. 4(2), p. 1731–1743.
H.В.Шабуров

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru