Определение слова «домострой»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
домострой м.
Семейный уклад, характеризующийся патриархальной суровостью и косностью.
2.
Домострой м.
Русский письменный памятник XVI в., содержащий свод житейских правил и наставлений, требующих беспрекословного повиновения главе семьи.

Большой энциклопедический словарь:

"ДОМОСТРОЙ" — памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. Составлен при участии священника Сильвестра.

Кулинарный словарь:

Сборник наставлений, относящихся к ведению хозяйства, составленный в середине XVI в. по распоряжению Ивана Грозного. В "Домострое" значительную часть занимает раздел "Книги во все год, что в столы еству подают", то есть первая русская поваренная книга, содержащая не рецепты приготовления, а просто список, перечень, применявшихся в ту пору блюд. Она служила как бы напоминанием об ассортименте блюд, употребляющихся в древнерусской кухне с XII по XVI в. Сам же порядок приготовления был широко известен и потому не записывался.
То, что в "Домострое" наряду с кулинарными правилами и перечнем блюд содержались и правила, регулирующие отношения в семье, в хозяйстве средневекового поместья в целом, привело к тому, что именно эти разделы "Домостроя" стали неоднократно упоминаться в исторических исследованиях, посвященных общественным отношениям эпохи русского средневековья, в то время как все остальные главы "Домостроя" (устройство жилища, уход за скотом, хранение и приготовление продуктов, устройство погребов, кладовых и бань) не принимались в расчет. Отсюда само понятие домострой оказалось постепенно тесно связано с эмоционально-психологическим режимом в семье, а не с прямым значением этого слова — домашнее строение, домашнее хозяйство, и не с основным содержанием этого древнерусского сборника, где чисто хозяйственным, кулинарным и бытовым вопросам уделено почти 80 процентов места.
(Кулинарный словарь В.В. Похлебкина, 2002)
«ДОМОСТРОЙ»
Исторический документ, средневековый свод правил Церкви для Руси, ее «духовного, мирского и домового строения», создан монахом Сильвестром в конце XV века, затем дополнялся вплоть до середины XVI века. «Домострой»один из множества исторических документов, свидетельствующих о воспитательных методах воздействия «христианской морали», состоит из трех основных разделов: отношение к христианской вере, семейная жизнь и практические советы. Несмотря на то что «Домострой» не давал кулинарных рецептов приготовления (полагалось, что их и так «все знают»), тем не менее в нем давался перечень блюд, которые необходимо иметь каждому хозяину, и как рачительно и экономно содержать собственный дом и вести хозяйство.
(Кулинарный словарь. Зданович Л.И. 2001)

Советская историческая энциклопедия:

Свод правил поведения горожанина, к-рыми он должен руководствоваться в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам. В Д. подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным обрядам, воспитанию детей и ведению х-ва, рукоделию, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных. Д. — ценный источник социально-экономич. и политич. истории, культуры и быта России, а также экономич. и педагогич. мысли. В нем отразились изменения в социально-экономич. жизни в 16 в. (развитие товарно-ден. отношений) и в мировоззрении зажиточного горожанина. Однако новые элементы в Д. тесно переплетены со старыми представлениями. Х-во горожанина уже связано с рынком, но еще делаются крупные запасы впрок; говорится о добровольной службе слуг из числа бывших холопов, отпущенных на волю, но предусматривается также и применение холопского труда. Богатый горожанин, по Д., обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. В то же время Д. требует подчинения главе семьи — "господину", а в обществ. жизни — царю и властям. В воспитании детей наблюдается тенденция к обучению их "рукоделию", т. е. ремеслу и торговле, при этом дается знаменитый совет о "сокрушении ребер" строптивым и непослушным. Жена, по Д., участвует в организации х-ва и в воспитании детей, но ее, как и слуг, следует в случае провинности наказывать "грозою". Д. является также памятником рус. лит-ры; он написан разговорным языком, образным и выразительным.
=====
При составлении Д. были использованы Стослов Геннадия, сборники: Измарагд, Златоуст, Златая цепь и др. Д. состоит из 3 частей (64 главы): "Поучение и наказание отцов духовных, како веровати богу"; "Наказ от некоего о мирском строении", "О домовном строении". А. С. Орловым выявлены 32-33 списка Д. Существуют 3 редакции Д. 1-я ред. представлена списком 2-й пол. 16 в. (всего 17 списков), 2-я — Коншинским списком (всего 13 списков) и 3-я появилась на основе двух первых (2-3 списка). Одни исследователи (С. М. Соловьев, И. С. Некрасов, А. С. Орлов, М. А. Соколова и др.) полагают, что в основу Д. положен памятник, составл. в Новгороде в кон. 15 — нач. 16 вв. и отводят протопопу Сильвестру роль окончат. редактора Д. и автора последней главы. Другие (Д. П. Головастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают, что Д. целиком написан Сильвестром в Москве после 1547. В соответствии с вопросом об авторстве Сильвестра решается вопрос о старшинстве 1-й или 2-й редакции.
=====
Д. примыкает, как показал И. С. Некрасов, к памятникам, отражающим быт бюргерства в 14-15 вв. и в др. странах Европы (чешская "Книга учения христианского", "Парижский хозяин" и др.).
=====
Публ.: Домострой по списку имп. Об-ва истории и древностей российских, подготовка текста И. Забелина, М., 1882; Домострой по Коншинскому списку и подобным, подготовка текста А. Орлова, кн. 1-2, М., 1908-10.
=====
Лит.: Голохвостов Д. П., Домострой благовещенского попа Сильвестра, в сб.: Временник ОИДР кн. 1, М., 1849; Некрасов И. С. Опыт ист.-лит. исследования древнерус. Домостроя, М., 1873; Михайлов А. В., К вопр. о редакциях Домостроя, его составе и происхождении, "ЖМНП", 1889, кн. 2-3; Орлов А. С., Домострой. Исследование, ч. 1, М., 1917; История рус. лит-ры, т. 2, 4. 1, М.-Л., 1945, с. 441-45; Соколова М. A., Очерки по языку деловых памятников XVI в., Л., 1957; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 55-70 (библ.).
=====
В. И. Корецкпий. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

домострой
ДОМОСТРОЙ -я; м. Патриархальный, косный семейный уклад. Жить по домострою. По названию произведения русский литературы 16 в., в котором защищаются принципы патриархального быта, содержатся житейские правила и наставления, требующие неукоснительного подчинения главе семьи.
Домостроевский, -ая, -ое. Д-ие взгляды на жизнь. Д-ая закваска. По-домостроевски, нареч. Держать себя в семье по-домостроевски. Обращаться с домочадцами по-домостроевски.

Малый академический словарь:

домострой
-я, м. (с прописной буквы). Русский письменный памятник 16 в., содержащий свод житейских правил и наставлений, требующих беспрекословного повиновения главе семьи, ставший позже нарицательным обозначением консервативного семейно-бытового уклада вообще.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Домострой, -я (книга) и домострой,(патриархальный семейный уклад)

Толковый словарь Ожегова:

ДОМОСТРОЙ, я, м.
1. Патриархально-суровый и косный семейный быт [по назв. старинного русского свода житейских правил].
2. Хороший хозяин, устроитель порядка в своём доме (стар.).
| ж. домостройка, и (ко 2 знач.).
| прил. домостроевский, ая, ое (к 1 знач.). Домостроевские нравы.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Домострой
свод правил домашнего хозяйства и распорядка, сочиненный в XVI в. Калька греч. , ; см. Орлов, РФВ 75, 1 и сл.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru