Определение слова «ДЖАГАННАТХА»

Большой энциклопедический словарь:

ДЖАГАННАТХА (санскр. владыка мира) — в индуистской мифологии одно из имен Кришны, местное божество Бенгалии.

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. jagannatha, «владыка мира»)
в индуистской мифологии особая форма Вишну-Кришны (см. ВИШНУ и КРИШНА), наиболее чтимая в Бенгалии и Ориссе. Сравнительно поздняя пураническая легенда рассказывает, что, когда Кришна после гибели Яда BOB был случайно убит охотником, тело его долго оставалось непогребенным. Наконец, некий благочестивый человек предал его кремации и поместил прах в освященный ларец. По указанию Вишну царь страны Аванти Индрадьюмна попросил божественного строителя Вишвакармана воссоздать из этого праха образ Кришны — Д. Вишвакарман согласился на это с условием, чтобы никто ему не мешал, пока он не завершит своей работы. Нетерпеливый Индрадьюмна пришел, однако, взглянуть на изображение прежде времени, и разгневанный Вишвакарман оставил Д. неоконченным — без рук и без ног. Тем не менее Брахма дал Д. глаза, вложил в него душу и сам в качестве жреца присутствовал на ашвамедхе, которую Индрадьюмна совершил в честь новоявленного бога. Специалисты полагают, что город Пури (вблизи города Каттака в Ориссе), где находится храм Д., был некогда центром какого-то автохтонного культа, слившегося позже с культом Кришны, который принял при этом имя местного божества — Д. Храм Д., известный здесь уже в 4 в. н. э., теперь окружен более чем сотней других храмов и святынь, посвященных Вишну, Кришне, Шиве, Сурье и иным индуистским богам. Пуриодно из самых известных в Индии мест паломничества. Особенно много паломников стекаются сюда во время двух ежегодных празднеств: снанаятры — ритуального купания статуи Д., а также статуй брата и сестры Кришны Баларамы и Субхадры, и ратхаятры — провезения статуй через город на колеснице во главе религиозной процессии.Лит.: Ghоse В. К., History of Puri, New Delhi, 1930. П. А. Гринцер.

Теософский словарь:

ДЖАГАН-НАТХА (Санскр.) Букв., "Владыка Мира", титул Вишну. Большое изображение Джаган-натха на его колеснице, обыкновенно произносится и пишется Джагернатх. Это идол Вишну-Кришны. Пури, недалеко от города Куттак в Ориссе, является крупным центром поклонения ему, и дважды в год бесчисленное множество паломников участвуют в празднествах Шнана-ятра и Ратха-ятра. Во время первого изображение омывается, а во время второго — помещается на колесницу между идолами Баларамы, брата, и Субхадры, сестры Кришны, и эту огромную колесницу тянут приверженцы, принимающие за счастье быть раздавленными ею насмерть.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Jagan-ntha — мировладыка), народная форма Джагернатх (в английской транскрипции Juggernath, в европейском искажении Джаггернаут)одна из форм Вишну, точнее, его воплощения в виде Кришны. Изображение его не имеет голеней и только обрубки рук; голова огромна; во время празднеств жрецы привешивают ему серебряные или золотые руки. Самое знаменитое место поклонения Д. — Пури, около г. Каттака в Ориссе, где на "поле Д." находится храм Д., окруженный другими храмами (до 50) и давший начало целому городу. В одном из священных зданий раздается за дешевую плату богомольцам пища (вареный рис), заранее приготовленная. Так как она освящена, то выбрасывать ее нельзя; остатки ее сохраняются изо дня в день, вследствие чего она достается богомольцам уже в испорченном состоянии. Стены храмов покрыты статуями, из которых иные весьма неприличны. Главный вход в этот лабиринт храмов находится на вост. стороне, где у наружной стены возвышается на богато изукрашенном пьедестале красивая шестнадцатигранная колонна (35 фт. вышины) из цельного базальта, со статуей Ханумана (см.) наверху. Священная пища преподносится идолу (чудовищно безобразному) три раза в день; трапезы эти продолжаются около часа, и в это время баядерки Девадаси (см.), состоящие при храме, танцуют в одном из соседних помещений. Штат жрецов и других служащих при храмах громаден и разделяется на 36 орденов и 97 классов: совершающие служение жрецы разного рода, имеющие каждый свои специальные функции, пекари, повара, стражи, музыканты, плясуньи, певицы, факельщики, конюхи и вожаки слонов, различные ремесленники и т. д. Сюда надо прибавить еще жрецов школ, зависящих от главного святилища, их слуг и арендаторов, наконец, большое число агентов (около 3000), которые разъезжают по всей Индии (особенно с появления в ней железных дорог), чтобы вербовать богомольцев. Всех живущих на счет святилища, включая женщин и детей, около 20000. Число богомольцев (скорее, богомолок: 5/6 всего числа — женщины) в счастливые годы доходит до 300000, а в плохие никогда не падает ниже 50000. Из 24 больших праздников в честь Д. особенное число богомольцев привлекает главный праздник (в июле), Ратхаятра (шествие колесницы), во время которого собирается от 90 до 140 тыс. человек, и другой (в мае), Снанаятра (купальное шествие), когда идола обливают водой при чтении заклинаний. Во время первого идол Д., вместе с другими, вывозится на громадной, 16-колесной колеснице с приделанными к ней двумя деревянными лошадьми, которую тащат на длинном канате толпы богомольцев. Некоторые бросаются под самые колеса и погибают под тяжестью колесницы. Кроме этих жертв, Д. берет и массу других: ужасны гигиенические условия, в которых находятся паломники, пришедшие издалека, иногда из самых дальних концов Индии (95 из 100 пешком), тащившие с собой больных, женщин, детей, сосуды с водой Ганга и т. д., в дождливое время года, когда к страшной жаре прибавляется еще сырость и быстрые перемены температуры. Плохое питание (испорченный священный рис), скученность и отсутствие крова, утомительные церемонии, купанье в вонючих прудах, порождают самые лучшие условия для заболевания холерой и гнилой лихорадкой. Возвращаясь, часто с заразой в организме, несчастные фанатики буквально усеивают дороги трупами; по расчету английских врачей, таким образом погибает от 1/8 до 1/5 числа. Даже при самых лучших условиях (отсутствие эпидемий) ежегодно умирает до 10000 богомольцев Д. Доходы капища громадны: они составляют до 2 млн. франков в год — огромная цифра для страны, где рабочий день земледельца стоит всего 0,25 сант., а ремесленника — 0,60.
Ср. Hunter, M. W., "Orissa or the vicissitudes of an Indian province under native and british rule" (т. I, гл. III — IV).
С. Булич.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru