Определение слова «"БРАХМА-СУТРЫ"»

Новая философская энциклопедия:

«БРАХМА-СУТРЫ» (санскр. Brahma-stra – «Сутры о Брахмане») – сочинение, традиционно приписываемое легендарному мудрецу Бадараяне, наряду с Упанишадами и «Бхагавадгитой»является частью «тройственного канона» веданты [ВЕДАНТА].«Брахма-сутры» рассматриваются как «ньяяпрастхана», т.е. «основание рассуждения», и представляют собой афористически сжатую сводку основных идей Упанишад. Другие названия текста – «Веданта-сутры» (или «Сутры веданты»), «Шарирака-сутры» («Сутры о воплощенной душе»), «Бхикшу-сутры» («Сутры для монахов-бхикшу»), а также «Уттара-миманса-сутры» («Сутры второй мимансы»). Индийская традиция, склонная завышать возраст авторитетных источников, относит появление «Брахма-сутр» к 500–200 до н.э. Современные же исследователи полагают наиболее вероятной датой создания текста временной интервал между 2 в. до н.э. и 2 в. н.э. Хотя «Брахма-сутры» – это признанный теоретический источник веданты, сами по себе они не обладают таким значением, как дальнейшие пояснения комментаторов. Произведение отличается крайней лаконичностью, каждая сутра состоит из двух-трех слов (по большей части существительных, связанных между собой падежной зависимостью), которые непонятны без некоторого развертывания содержания, а, значит, и истолкования. По-видимому, «Брахма-сутры», рассчитанные на запоминание, служили ученикам своего рода опорными точками или мнемоническими ориентирами, на которые нанизывалась развернутая проповедь учителя, обраставшая в свою очередь толкованиями и полемической аргументацией.
Все комментаторы «Брахма-сутры» сохраняют композиционную структуру исходного текста: он делится на четыре главы (адхьяя), каждая из которых содержит четыре раздела (пада). В тексте Бадараяны в общей сложности 555 сутр; их нумерации придерживаются, как правило, все комментарии (бхашья). Менее единообразно деление на адхикараны (сообразно обсуждаемым вопросам) (Шанкара [ШАНКАРА], напр., в комментарии на «Брахма-сутры» выделяет 192 адхикараны). Первая глава «Брахма-сутр» носит название «Саманвая» («Гармонизация»); ее главная цельпоказать, что все речения Упанишад, относящиеся к высшей реальности, подразумевают Брахман [БРАХМАН]как источник и основу мира. Вторая глава «Авиродха» («Отсутствие противоречий») посвящена преимущественно опровержению взглядов противников на природу мира и воплощенные души. В ней последовательно опровергаются представления санкхьи о «первоматерии» (Пракрити [ПРАКРИТИ])как источнике мира, учение вайшешиков об атомах, неортодоксальные учения джайнов и буддистов, а также воззрения некоторых теистических школ, в частности «Панчаратры». В третьей главе «Садхана» («Средство») излагаются способы достижения освобождения (мокша [МОКША]) и обсуждаются характеристики отшельничества. В четвертой главе «Пхала» («Плод») рассматриваются преимущественно теологические вопросы, связанные с освобождением: различие между «путем богов» и «путем предков», которыми может идти душа после смерти и т.п. Хотя краткость «Брахма-сутр» не позволяет однозначно судить о позиции их автора, последняя, по-видимому, сводилась к теистическому варианту бхеда-абхеды [БХЕДА-АБХЕДА](тождества-и-различия). Согласно этому учению, Брахман, пребывающий в мире как его внутренняя сущность, вместе с тем и трансцендентен этому миру, оставаясь его верховным управителем и всемогущим Господом – Ишварой. При этом мир явлений рассматривается как реальная эманация Брахмана, его собственное развертывание (паринама). По ряду вопросов, напр., при обсуждении сущности и характеристик души, Бадараяна просто ограничивается перечислением нескольких точек зрения, не указывая, какую именно он разделяет. Это позволило Шанкаре в комментарии рассматривать душу как бескачественный Атман [АТМАН], бездеятельный и бесконечный, а другому комментатору «Брахма-сутр» – Раманудже [РАМАНУДЖА], нисколько не отклоняясь от базового текста, считать душу лишь частью, или атрибутом, вечного Ерахмана, познающим субъектом, способным к действию и вкушению.
Одним из наиболее ранних сохранившихся комментариев (и самым влиятельным) является комментарий Шанкары (7–8 вв.), основателя системы адвайта-веданта. На «Бхашьи» Шанкары был написан комментарий Вачаспати Мишры [ВАЧАСПАТИ МИШРА](«Бхамати», 9 в.). В 13 в. появился субкомментарий Анандаджняны, а в 14 в. – Говиндананды. Прямым учеником Шанкары считается Падмапада (8 в.), автор «Панча-падики» («Пятиглавия») – комментария на первые четыре сутры комментария Шанкары на «Брахма-сутры». Это произведение само послужило основой для комментария Пракашатмана «Панча-падика-виварана» (нач. 13 в.). Позднейшие комментаторы, сумевшие дать отличную от шан-каровой интерпретацию «Брахма-сутр», в свою очередь становились создателями новых школ и направлений в рамках веданты. Вторым по значению после комментария Шанкары считается «Шри-бхашья» («Прекрасное толкование»), написанный Рамануджей (11 – 12 вв.) – основателем школы вишишта-адвайта. Этот комментарий прямо открывается критикой основных положений адвайты, представленных в «Бхашьях» Шанкары (знаменитые «семь возражений» Рамануджи). Видное место в истории веданты занимают также комментарии Валлабхи [ВАЛЛАБХА](школа вишуддха-адвайта), Нимбарки (школа бхеда-абхеда) и Мадхвы (школа двайта).
Литература:
1. Радхакришнан С. Индийская философия, т. 2. М., 1957;
2. akara.Brahma-stra-bhya. Madras, 1983;
3. akara.Brahma-stra-bhya, transl. by Swami Gambhirananda. Calcutta, 1972;
4. Rm nuja.ribhya with rutaprakik of Sudaranasuri. Madras, 1989;
5. R m nuja.ribh ya, transl. by M.Ragchrya and Varadarja Ayengar. Madras, 1965;
6. Madhvcrya.Brahma-stra-bhya with Tattva-prakik of n Jayafrtha. Dharwad, 1980–81;
7. Dasgupta S.A History of Indian Philosophy, v. 2. Cambr., 1923;
8. Ghate V.S.The Vednta, a Study of the Brahma-Stras with the Bhsyas of akara, R m nuja, Nimbarka, Madhva and Vallabha. Poona, 1960;
9. Jayammal K.A Glossary of Technical Terms in the Commentaries of akara, R m nuja and Madhva on the Brahma-stra, part 1. New Delhi, 1997.
H.В.Исаева

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru