Определение слова «Радхакришнан»

Большая советская энциклопедия:

Радхакришнан
Сарвепалли (р. 5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне штат Андхра-Прадеш, — 17.4.1975, Мадрас), индийский государственный и политический деятель, учёный-философ. Образование получил в Мадрасском университете. В 1918—21 профессор философии в Майсурском университете, в 1921—31 возглавлял кафедру философии Калькуттского университета, в 1931—36 вице-канцлер университета Андхра, в 1939—48 вице-канцлер Бенаресского университета, в 1953—62 канцлер Делийского университета. В 1936—52 читал лекции в Оксфордском университете.
Участвовал в национально-освободительном движении, после завоевания Индией независимости (1947) играл видную роль в общественной жизни страны. В 1948 председатель правительственной университетской комиссии, доклад которой лег в основу системы университетского образования современной Индии. В 1949—1952 посол Индии в СССР. В 1952—62 вице-президент, в 1962—67 президент Республики Индия. В 1956 и 1964 посещал СССР с визитом доброй воли. Р. — сторонник мирного сосуществования государств с различным социальным строем; в выступлениях Р. содержатся осуждение военных блоков, призывы к ликвидации колониализма, к отказу от войны как «устаревшего политического оружия». Автор многочисленных трудов по философии, народному образованию, литературе и политике; доктор наук многих индийских и иностранных университетов, почётный профессор МГУ (1956).
По своим философским взглядам Р. примыкал к объективному идеализму веданты (См. Веданта) в истолковании Шанкары (См. Шанкара). Он разработал систему единой универсальной «вечной религии», основанной на древнеиндийских религиозно-философских традициях и призванной, по мнению Р., заменить все существующие «догматические» религии. По своим социологическим взглядам Р. являлся сторонником учения М. К. Ганди и считал, что решение всех общественных проблем может быть эффективным лишь на основе религиозных принципов.
Соч.: Radhakrishnan S., Religion and society, L., 1947; Eastern religions and Western thought, 2 ed., L., 1951; East and West. Some reflections L., [1955]; East and West in religion, L., 1954; Recovery of faith, L., 1956; Occasional speeches and writings, ser. 1—3, [Delhi, 1957—62]; в рус. пер. — Индийская философия, т. 1—2, М., 1956-57.
Лит.: Аникеев Н. П., Философские и социологические взгляды С. Радхакришнана, в сборнике: Современная философская и социологическая мысль стран Востока, М., 1965; Литман А. Д., Философская мысль независимой Индии, М., 1966; Sarvepalli Radhakrishnan. A study of the president of India, New Delhi, 1966.
А. Д. Литман.

С. Радхакришнан.

Советская историческая энциклопедия:

Сарвапалли (р. 5.IX.1888) — инд. гос. и политич. деятель, ученый-философ. Род. в Тируттани (шт. Мадрас). Образование получил в Мадрасском ун-те. Преподавал философию в Майсурском, Калькуттском и др. ун-тах. Принимал активное участие в нац.-освободит. движении, соратник М. К. Ганди и Дж. Неру. В 1949-52 — посол Индии в СССР. В 1952-62 — вице-президент, в 1962-67 — президент Инд. Республики. В 1956 и 1964 посетил СССР. P. — сторонник мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем. Неоднократно выступал за ликвидацию колониализма, с осуждением военного блоков и с призывами к отказу от войны как "устаревшего политич. оружия". Р. широко известен как крупный ученый. Он автор многих филос. произведений, а также трудов по лит-ре, образованию, истории, политике. Философ идеалистич. направления, Р. разработал систему "вечной религии", осн. на др.-инд. религ.-филос. традициях. Эта система строится на гуманистич. идее объединения всего человечества в одну семью посредством внедрения единой универсальной, или вечной, религии, призванной заменить существующие "догматич." религии. В области историко-социологич. воззрений Р. отрицает клас. борьбу, полагая возможным улучшение положения трудящихся путем переубеждения и перевоспитания имущих классов. Придерживаясь идеи ист. прогресса, он провозглашает целью стремлений человека "духовное совершенствование".
=====
Соч.: Religion and society, L., 1947; Eastern religions and Western thought, 2 ed., L., 1951; Education politics and war, Poona, 1944; East and West. Some reflections, L., 1955; East and West in religion, L., 1954; Recovery of faith, L., 1956; Occasional speeches and writings, ser. 1. Oct. 1952 — January 1956, (Delhi, 1957); ser. 2. February 1956 — February 1957, (Delhi, 1957); ser. 3. July 1959 — May 1962, (Delhi, 1963); в рус. пер. — Индийская философия, т. 1-2, М., 1956-57.
=====
Лит.: Аникеев Н. П., Филос. и социологич. взгляды Сарвапалли Радхакришнана, в сб.: Современная философская и социологич. мысль стран Востока, М., 1965; Литман А. Д., Философская мысль независимой Индии, М., 1966.

Новая философская энциклопедия:

РАДХАКРИШНАН (Radhakrishnan) Сарвепалли (5 сентября 1888, Тирутани – 17 апреля 1975, Мадрас) – индийский философ и историк философии, общественный деятель, президент Республики Индия (1962–67). Создатель философской системы «вечной религии», или «религии духа», претендующей на статус универсальной. Во многом следовал философской системе веданта [ВЕДАНТА], разделяя ее положение о единстве всего сущего. Считал, что идея Бога априорна и присуща любому человеку, а все религии суть равноценные пути к Богу. В следовании универсальным нравственным нормам видел средство достижения человечеством нравственного и духовного совершенства. Выполнил комментированные переводы с санскрита важнейших памятников религиозно-философской мысли Индии («Брахма-сутры»Бадараяны, Упанишады, «Бхагавадгита», «Дхаммапада»).
Сочинения:
1. An Idealist View of Life. L., 1932.
Литература:
1. Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М., 1983.
О.В.Мезенцева

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru