Определение слова «Бируни»

Большая биографическая энциклопедия:

Бируни
Беруни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни) (973 — около 1050), среднеазиатский учёный-энциклопедист. Родился в Хорезме. Писал на арабских языках. Труды по истории Индии, математике и астрономии («Канон Масуда», 1030), географии и топографии, физике, медицине, геологии, минералогии и др. Впервые на Среднем Востоке высказал мысль о том, что Земля движется вокруг Солнца.

География. Современная энциклопедия:

Бируни
(Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни ) (973–1048 ), среднеазиатский учёный-энциклопедист. Писал на арабском языке. Известность получили его труды по истории Индии, математике и астрономии, географии и топографии, физике, фармакологии и медицине, геологии и минералогии и др. Впервые на Ср. Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Географические вопросы рассматриваются Бируни в разделах его астрономических сочинений, наиболее полно – в «Своде ал-Масуди» и «Определении крайних положений местностей для проверки расстояний поселений». Интересны его утверждения о том, что в истории Земли суша и море меняются местами, что галька и гравий – это камни, когда-то отколовшиеся от гор. Некоторые труды посвящены классификации климата и народам сев. стран, в т. ч. жителям европейской части России. Бируни разработал методы определения географических координат, создал методику астрономических наблюдений, составил энциклопедию истории календаря, описал месторождения полезных ископаемых, множество видов растений.

Большая советская энциклопедия:

I
Бируни
Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (4.10.973 — 13.12.1048, по другим данным — после 1050), среднеазиатский учёный-энциклопедист. Писал на арабском языке. Родился в Хорезме. В 1018 (или 1017) был увезён Махмудом Газневи (См. Махмуд Газневи) в Газни, где оставался до конца жизни. Сочинения Б. относятся к математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории и хронологии. В «Хронологии древних народов» Б. даёт детальное описание календарных систем арабов, персов, евреев, греков и др. Его трактат «Ключ к астрономии» не разыскан, но сохранилось небольшое «Введение в элементы астрологического искусства», содержащее в популярной форме изложение основ математики и астрономии. В «Книге о нахождении хорд в круге» разработан ряд оригинальных математических методов и доказательств. В большом трактате по математической и описательной географии «Канон Масуда», между прочим, излагается тригонометрический метод определения географических долгот, близкий к современным триангуляционным геодезическим методам. Б. принадлежит сведение задач о трисекции угла и удвоении куба к решению уравнений 3-й степени. Впервые на Среднем Востоке Б. высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли. Написал также обширный труд по топографии Средней Азии. Здесь особенно интересны его исследования изменений течения Амударьи в далёком геологическом прошлом. В сочинении «Правила нахождения удельных весов минералов» Б. приводит ряд числовых данных, весьма близких к современным определениям. Исключительная образованность сочеталась у Б. с передовыми для его времени взглядами. Он иронически относился к религиозным суевериям, выступал против вражды между народами. Исторический трактат Б. об Индии («Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых»), материал для которого был собран Б. во время индийских походов Махмуда, является важным источником по истории Индии раннего средневековья.
Соч.: Танланган асарлар, т. 1—2, Тошкент, 1965—68; в рус. пер.— Избр. произв., [т.] 1—3, Таш., 1957—66.
Лит.: Бирунивеликий узбекский учёный средневековья. [Сб. ст.], Таш., 1950; Бируни. Сб. ст., М.—Л., 1950; Садыков Х. У., Бируни и его работы по астрономии и математической географии, М., 1953.
II
Бируни
город (до 1962 посёлок), центр Бирунийского района Каракалпакской АССР (в составе Узбекской ССР). Расположен на правобережье р. Амударьи, в 20 км к С.-В. от ж.-д. станции Ургенч (на левом берегу). 18 тыс. жителей (1968). 2 хлопкоочистительных, маслоэкспеллерный, кирпичный и асфальтовый заводы. Назван в честь Бируни.

Новая философская энциклопедия:

БИРН, Аб Райхн Мухаммад Ибн Ахмад, ал (4 сентября 973, Кята – 11 декабря 1048, Газна) – ученый-энциклопедист. В 1004–18 жил в Хорезме, с 1017 в Газне. Автор около 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии (до нашего времени дошло около 1/5 части; среди основных – «Хронология», «Памятники минувших поколений», «Наука звезд», «Канон Масуда», «Минералогия»). Как натурфилософ склонялся к деистическому взгляду на мироздание. Как ученый-естествоиспытатель сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений с помощью гелиоцентризма. На основе изучения летосчисления разных народов предложил общие принципы составления календарей, в т.ч. сельскохозяйственных. Владея в разной степени арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии на разные языки.
С газнийским периодом жизни ал-Бирн (наиболее плодотворным, несмотря на преследования, которым он подвергался) связаны его путешествия в Индию, изучение санскрита, написание фундаментального, не имеющего аналогов во всей древней и средневековой научной мысли труда «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом и отвергаемых» (др. название«Индия», завершен в 1030). В нем ал-Бирн, опираясь на сведения, полученные от людей разного социального и культурного уровня, и на изучение письменных памятников, дал, как отметил В.Р.Розен, «беспристрастное, вполне свободное от религиозных, расовых, национальных и кастовых предрассудков» («Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества», 1888, т. 3) детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил и проинтерпретировал их религиозно-философские системы. Излагая религиозно-философские учения индийцев, рассматривал концепцию Бога, подчеркивал идею богопознания как пути к спасению; обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля», действующей причины, которая в разных индийских учениях представлена в виде Бога, или «естества», или времени, или материи, которая есть и естество и причина времени, достаточно точно перелагал учение классической санкхьи [САНКХЬЯ], в т.ч. теорию космической эволюции, учение о душе и ее связи с «тонким телом» и др. При исследовании ал-Бирн широко и сознательно использовал сравнительный метод: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость» («Индия». М., 1995, с. 60), при этом ссылаясь на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродисийского, Галена и других греческих авторов. Сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям. При сравнении обычаев разных народов упоминаются славяне, тибетцы, хазары, тюрки и др.
Распространенная в небольшом количестве экземпляров «Индия» не вызвала значительного интереса у современников, редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. В 1845 она частично была переведена на французский язык и издана М.Рено (Париж); в 1887 в Лондоне Э.Захау опубликовал ее арабский оригинал, а в следующем году – английский перевод (Alberun Vs India. An Account of the Religion, Philosophy, Literature, Chronology, Astronomy, Customs, Laws and Astrology of India about A.D. 1030, ed. in the Arabic original by E.Sachau. L., 1988). В русском переводе (А.Б.Халидова и В.Г.Эрмана) впервые издана в 1961.
Одновременно с работой над «Индией» ал-Бирн выполнил перевод «Санкхьи» (вероятнее же, комментариев Гаудапады к трактату Ишвара-Кришны «Санкхья-карика»; перевод не сохранился) и «Патанджали» («Йога-сутры» Патанджали) на арабский язык, а также переложение «Начал» Евклида и «Алмагеста» Птолемея на санскрит.
Настаивал на необходимости тщательной проверки знания опытом. Экспериментальное знание ал-Бирн противопоставлял умозрительному. Как построенную на умозрении подверг сомнению всю космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепции «естественного места» и аргументацию против существования пустоты. Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что «многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных» («Индия», с. 363). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой, по его словам, «предположения преобладают над достоверным знанием» («Геодезия», с. 260), он ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях.
Сочинения:
1. Избр. произв., т. 1–6. Ташкент, 1957–75;
2.  Индия. М., 1995.
Литература:
1. Розенфельд Б.., Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. М., 1973;
2. Шарипов А. Великий мыслитель Беруни. Ташкент, 1972.
Е.А.Фролова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru