Определение слова «Беспоповщина»

Большая советская энциклопедия:

Беспоповщина
Одна из двух основных разновидностей (наряду с поповщиной) русского Раскола или старообрядчества. Б. отрицала православную церковь, церковную организацию и священство, часть беспоповцев не признавала царя и царской власти, хотя принципиально не отвергала самодержавия. Возникла в конце 17 в. Центром Б. была Выгорецкая (Выговская) пустынь в Карелии. Главное догматическое сочинение Б. «Поморские ответы» (1722, изд. 1911). Постепенно Б. разделилась на множество толков и течений: наиболее значительный из них: поморский, федосеевский, филипповский, названные либо по имени их основателей, либо по районам возникновения и отличавшиеся друг от друга, чаще всего, различным пониманием богословских вопросов.
С середины 18 в. характер Б. изменился, её центрами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь и др.), а опорной базой — растущая буржуазия. С 1771 главным центром Б. стала организация федосеевцев в Москве. В неё входили приходившие в город крестьяне, рабочие, ремесленники, торговцы, владельцы мануфактур. Пёстрый социальный состав предопределил среди беспоповцев острую идеологическую борьбу, усиливавшуюся с ростом капиталистических отношений. В массе беспоповцев антифеодальный протест всё чаще стал переплетаться с антибуржуазными выступлениями. В конце 18 в. в Б. возник крайний толк бегунов (странников), не признававших частной собственности, сословности, отрицавших жизнь в городе. В период Октябрьской революции организации беспоповцев заняли откровенно антисоветские позиции. В СССР осталось незначительное количество общин, исповедующих Б.
Лит.: Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.— Л., 1931; Церковь в истории России (IX в.— 1917 г.), М., 1967.

Толковый словарь Даля:

беспоповщина
БЕСПОПОВЩИНА ж. множество толков раскольничьих, не признающих вовсе нынешнего священства, утверждая, что со времени исправления церковных книг настало царство антихриста; это же изуверное убеждение прилагают они и к гражданской власти и порядку; это поморцы, спасовщина, нетовщина и пр. Староверы, вернее старообрядцы, не уклоняются в догматах от православия, а привязаны только к старым церковным книгам и обрядам и ко всему, что таким почитают, напр. двуперстное сложение, осьмиконечный крест, трикратное возглашение аллилуйя, писание и чтение церковных слов по-старинному, одноголосное и гнусливое пение и пр. Из них образовалась церковь Единоверческая или Благословенная. За ними следуют толки поповщины, ищущие также в обрядах существенного различия, но принимающие рукоположение, священство и таинства, требуя только исправления попа по-своему и отречения его от обрядов господствующей церкви; посему эти толки охотно принимают преступных и беглых попов и называются также беглопоповщиною. Затем идет беспоповщина, до 50 мелких толков (к которым, частию, переходит ныне и поповщина, по затруднительности добывать попов), которые доводят привязанность свою к обрядливости, почитаемой ими древнею, до крайних пределов нетерпимости, проклиная все прочее и признавая всякое духовное и гражданское начальство (православное) за орудие антихриста: по их мнению, седьмой фиал апокалипсический пролился на землю, благодать взята на небо, царство антихриста настало. Далее следуют уже не расколы, а ереси, потому что спор идет уже не о обрядах, а о догматах; их три разряда: духовные, созерцательные и нехристиане. Духовные: духоборцы, иконоборцы, молоканы; созерцательные: христовщина, хлысты, шелопуты, скопцы; нехристиане: субботники или жиды. Беспоповщинный, беспоповщинский к беспоповщине принадлежащий, относящийся.

Советская историческая энциклопедия:

Одна из двух осн. разновидностей (наряду с поповщиной) старообрядчества. Зародилась в кон. 17 в. на С. и С.-З. Европ. России, в р-нах усиленной крест. колонизации, гл. центром Б. являлась старообрядч. община на р. Выге в Карелии (Выговская пустынь). Б. отрицала православную, церковь, церк. орг-цию и священство. Часть Б. не признавала царя и поставленные им власти, хотя принципиально не отвергала систему самодержавия, выдвигала требование аскетизма, в т. ч. безбрачия. В период феодализма Б. в нек-рой мере была связана с нар. движением, несмотря на крайнюю консервативность своей догматики. Гл. догматич. соч. Б. — "Поморские ответы" (1722, изд. 1911). Постепенно Б. разделялась на большое число мелких толков и течений; в нек-рых своих разветвлениях она смыкалась с сектантством. Умеренный толк получил назв. поморского; он широко распространялся гл. обр. в кругах гор. буржуазии. На рубеже 17-18 вв. в спорах с выговцами в сев.-зап. крае образовался федосеевскии толк, а в кон. 30-х гг. 18 в. в окрестностях Выговской пустыни — толк филипповский. С сер. 18 в. характер. Б. начал изменяться. Ее опорными пунктами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь, Ярославль, города Урала и Сибири) с растущей буржуазией, оказывавшей Б. материальную и организац поддержку. Гл. центром Б., получившим общеросс. значение, стала орг-ция федосеевцев в Преображенской слободе в Москве, оформившаяся в 1771. Она, как и др. аналогичные общины, наполнялась приходившими в город крестьянами, рабочими и ремесленниками, владельцами мануфактур. Промышленники использовали орг-ции Б. как центры сосредоточения капиталов для кредита, как средство для получения дешевой и всесторонне зависимой от них рабочей силы. Демократич. элементы Б. видели в общинах средство для временного укрытия в городе, для получения работы, а иногда и небольшой материальной поддержки. Противоречивый социальный состав беспоповцев предопределил среди них острую идеологич. борьбу, к-рая усиливалась с ростом капи-талистич. отношений. В массе беспоповцев антифеод. протест все больше сочетался с антибурж. выступлениями. Представитель крест.-плебейских кругов моск. Б. 1-й четв. 19 в. С. Гнусин (Михаил Васильев) обличал бурж. верхушку Преображенской общины в соглашениях с властями, в чрезмерном самообогащении и требовал уравнивания в правах всех беспоповцев. На почве недовольства бурж. верхушкой Б. в кон. 18 в. возник толк бегунов (странников), не признававший частную собственность и сословность, отрицавший жизнь в городе и соглашение с властями. Бегунство широко распространилось в 1-й пол. 19 в. в Верхнем Поволжье, на Севере и в Сибири. В период развитого капитализма и рабочего движения Б. утратила всякие черты демократизма. В 60-70-х гг. нек-рые крупные капиталисты пытались оживить пропаганду Б., но на нее откликались отдельные отсталые и оторванные от клас. борьбы рабочие и крестьяне. В период Окт. революции орг-ции беспоповцев заняли открыто контрреволюц. позиции. В СССР существует незначит. количество беспоповщинских общин. Б. является одним из вреднейших религ. пережитков в сознании людей.
=====
Лит.: Пругавин А. С., Раскол-сектантство, в. 1, M., 1887; Дружинин В. Г., Писания рус старообрядцев. Перечень списков, сост. по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912; Смирнов Р. С., Споры и разделения в рус. расколе в 1-й четв. XVIII в., СПБ, 1909; его же, История рус. раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; Любомиров Р. Г., Выговское общежительство, M. — Саратов, 1924; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Рындзюнский Р. G., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, в кн.: ВИРА, (т. 1), M., 1950; Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. сектантстве и церкви, Избр. соч., т. 1, M., 1959.
=====
П. Г. Рындзюнский. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

беспоповщина
БЕСПОПОВЩИНА -ы; ж. Одно из основных течений старообрядчества, не признающее священников как духовных пастырей и некоторые таинства. Беспоповщина возникла в конце 17 в.; наставники беспоповцев избираются из мирян; признаются два церковных таинства: крещение и исповедь.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
беспоповщина, -ы

Грамматический словарь Зализняка:

Беспоповщина, беспоповщины, беспоповщины, беспоповщин, беспоповщине, беспоповщинам, беспоповщину, беспоповщины, беспоповщиной, беспоповщиною, беспоповщинами, беспоповщине, беспоповщинах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Раскол.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru