Определение слова «Бероз»

Теософский словарь:

(Халд.) Жрец Храма Бэла, писавший для Александра Великого историю Космогонии — как ей учили в Храмах — на основе астрономических и хронологических записей, сохранившихся в этом храме. Фрагменты, которые мы имеем в так называемых переводах Евсевия, конечно, настолько ненадежны, насколько ненадежными этот биограф императора Константина — из которого он сделал святого (!!) — смог их сделать. Единственное руководство по этой Космогонии теперь можно найти во фрагментах ассирийских табличек, очевидно, почти целиком переписанных с более древних вавилонских летописей, которые — что бы ни говорили востоковеды — неоспоримо являются первоисточниками "Кн. Бытия", Моисея, Потопа, башни Вавилонской, младенца Моисея, пущенного по воде, и других событий. Ибо, если фрагменты Космогонии Бероза, столь тщательно откорректированные и, наверняка, искаженные и дополненные Евсевием, не являются большим доказательством древности этих записей в Вавилонии — имея ввиду, что этот жрец Бэла жил спустя 300 лет после того, как евреи были взяты пленниками в Вавилонию, и эти записи могли быть заимствованы ассирийцами от них — то более поздние открытия сделали такую утешительную гипотезу невозможной. Теперь востоковедами полностью установленно, что "Ассирия не только заимствовала свою цивилизацию и письменность из Вавилонии", но что ассирийцы скопировали свою литературу с вавилонских источников. Более того, с своей первой "Hibbert Lecture" профессор Сайс показывает, что культура как самой Вавилонии, так и города Эридучужеземный ввоз; и, согласно этому ученому, город Эриду стоял "на берегах Персидского залива уже 6 000 лет тому назад", т.е. около того времени, когда, по "Кн. Бытия", Элохим сотворил из ничего мир, солнце и звезды.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Berosus) — вавилонский жрец, знакомый с языком и образованностью греков, живший за 260 лет до Р. X., написавший на греческом языке три книги вавилоно-халдейских сказаний, почерпнутых им будто бы из древнейшего архива какого-то из вавилонских храмов. Его сочинение пользовалось у греческих и римских историков большой популярностью. До нас дошли лишь отрывки произведения Б. в сочинениях Иосифа Флавия, Евсевия, Синкелла и друг., но и они представляются необыкновенно важными, позволяя хоть сколько-нибудь проникнуть в наименее известную область древнейшей истории Передней Азии. Собрание сохранившихся отрывков сочинения Б. издал Рихтер в "Berosi Chaldaeorum historiae quae supersunt" (Лейпц., 1825); более полно они собраны в "Fragmenta historicorum graecorum" (Collection Didot; т. 2, Пар., 1848). Опубликованное впервые в Риме (1498) Евсевием Зильбером на лат. яз., потом часто перепечатывавшееся "Antiquitatum libri quinque cum commentariis Joanuis Annii" принадлежит не Б., как это можно бы заключить из названного сочинения, а есть грубая подделка доминиканского монаха Джиованни Нанни из Витербо.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru