Определение слова «БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis) (ум. 1088) — христианский богослов, представитель схоластики. Ученик епископа Фульбера Шартрского; руководил Турской школой. Его истолкование евхаристии было осуждено на церковных соборах в Риме и Верчелли.

Большая биографическая энциклопедия:

Беренгар Турский (Berengarius Turonensis)
(? — 1088), богослов, представитель схоластики, ученик епископа Фульбера Шартрского; руководил Турской школой. Его истолкование евхаристии было осуждено на церковных соборах в Риме и Верчелли.

Большая советская энциклопедия:

Беренгар Турский
(Berengarius Turonensis)
(около 1000 — 1088), французский философ и теолог, представитель ранней схоластики (См. Схоластика). Руководил наиболее известной во Франции Турской школой. Отвергал реальность универсалий (См. Универсалии). Обращение к разуму ставил выше церковной авторитарности. В полемике со схоластическим реалистом Ланфранком (см. Реализм, Номинализм) рационалистически трактовал церковное учение о таинстве причащения («О святой трапезе», 1049), что неоднократно осуждалось церковью как ересь.
Соч.: Berengarius Turonensis oder eine Sammiung ihn betreffender Briefe, Hamb.— Gotha, 1850.
Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 32—33: Geiselmann J., Die Eucharistielehre der Vorscholastik.Paderborn, 1926. 77.
Н. Галанза.

Словарь по культурологии:

(Berengarius Turonensis) (ок. 1000, Тур, -1088, остров Сен-Ком близ Тура), французский богослов и философ, представитель ранней схоластики. Учился в Турской школе, затем в Шартрской школе, где был учеником Фульберта; с 1029 г. преподаватель грамматики и риторики в Турской школе, с 1040 — ее глава. Б. Т. принадлежал к характерному для интеллектуальной ситуации XI в. направлению т. н. диалектиков — теологических рационалистов, стремившихся поверить церковную доктрину школьной логикой («диалектикой» в средневековом смысле). Главный труд Б. Т. «О Евхаристии» (De sacra coena) направлен против ставшей для католицизма догматом доктрины о пресуществлении, согласно которой в таинстве Евхаристии субстанции хлеба и вина пресуществляются в субстанции Тела и Крови Христа, удерживая, однако, акциденциичувственно воспринимаемые приметы хлеба и вина. Б. Т. возражал, что акциденции не могут существовать вне своей субстанции; следовательно, хлеб и вино приобретают духовный смысл как символ невидимой благодати, так что вместо «пресуществления» (trans-substantiatio) надо говорить об «умопостигаемом превращении» (соп-versio intelligibillis). Символико-спиритуалистическая концепция Б. Т. вызвала критику Гуго и Адельмана Шартрских, Ланфранка и др.; в 1050-79 она была осуждена на ряде соборов. Однако у Б. Т. были последователи в схоластике XII в. Открытое возвращение к доктрине о Евхаристии как символе имело место в некоторых направлениях Реформации, прежде всего у Цвингли.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Новая философская энциклопедия:

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis, Berenger de Tours) (ок. 999, вероятно, Typ – 10 января 1088, монастырь св. Космы вблизи Тура)философ и богослов, известный главным образом участием в евхаристических спорах 11 в. Учился у Фульбера в Шартре; после 1029 – каноник кафедрального собора в Туре и глава школы св. Мартина.
Беренгар утверждал, что при познании истины человеку следует прибегать к разуму, а не к авторитету. Принципы же разума – логические принципы, и потому законы логики можно применить ко всему, в т.ч. к разбору догматов и таинств.
В сочинении «О причастии против Ланфранка» (De sacra coena adversus Lanfrancum) Беренгар дает рациональное толкование христианского учения о таинстве причастия, отвергая принятую католической церковью доктрину пресуществления. Согласно Беренгару, хлеб и вино после освящения в литургии становятся телом и кровью Христа не реально, но символически. Он считал невозможным изменение субстанции без соответствующего изменения акциденций. Исходя из неотделимости акциденций от субстанции, он утверждает, что если в таинстве причастия после освящения акциденции хлеба продолжают существовать, то должна оставаться и его субстанция. Поэтому действием освящения, по Беренгару, к существующей форме хлеба добавляется форма божественного тела Христова, оказывающая просветляющее действие в душах верующих.
Дискуссия Беренгара с Ланфранком – один из ранних образцов применения схоластического метода, когда логико-грамматические аргументы становятся определяющими. Принцип, что невозможно утверждение, в котором понятие-субъект вступает в противоречие с понятиями-предикатами, – в этом случае предикаты как бы уничтожают субъект, – Беренгар применяет к словам освящения в литургии «Сие (при этом указывается на хлеб благодарения) есть Тело Мое». Поскольку, как считали тогдашние грамматики, местоимение подставляется вместо субстанции вещи, то местоимение «сие» указывает на субстанцию хлеба, сохраняющуюся неизменной. В противовес этому Ланфранк использует аристотелевские категории субстанции и акциденций, чтобы описать изменения, происходящие в таинстве евхаристии с хлебом и вином. По его мнению, субстанция хлеба прекращает свое существование со словами освящения и в силу этих слов. Т.о. в утверждении «Сие есть Тело Мое» субъект высказывания (субстанция хлеба) как раз и был бы уничтожен предикатом.
Постулат Беренгара о неотделимости акциденций от субстанции связан с допущением реального существования только единичных субстанций, слитых со всеми своими акциденциями, и отрицанием существования универсалий, т.е. общих для многих индивидов сущностей как некоторой самостоятельной реальности. Эти идеи Беренгара близки к номинализму, позднее сформулированному Росцелином. Учение Беренгара было осуждено католической церковью, и он был принужден дважды (на Латеранском соборе 1059 и на соборе в Пуатье 1076) против воли отказываться от своих воззрений на причастие.
Сочинения:
1. Berengarii Turonensis De Sacra Coena adversus Lanfrancum, hrsg. von A. F. und F.Th. Vischer. В., 1834;
2. Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn betreffender Briefe, hrsg. von H.Sudendorf. Hamb.–Gotha, 1850.
Литература:
1. Heitz Th. Essai historique sur les rapports entre la philosophie et la foi de Bernger de Tours S.Thomas d’Aquin. P., 1909;
2. Geiselmann J.R. Die Eucharistielehre der Vorscholastik. Paderborn, 1926;
3. McDonald A.J. Berengar and the Reform of Sacramental Doctrine. L., 1930 (repr. 1977);
4. Morin G. Bernger contre Bernger. –  «Recherches de thologie ancienne et mdivale». Louvain, 4 (1932), p. 109–133.
Б.П.Гайденко

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Знаменитый схоластик, ученик епископа Фулбера Шартрского, в 1031 году стоял во главе турской школы. Отличаясь замечательно сильной диалектикой, Б. явился в своих сочинениях первым и самым выдающимся приверженцем более рациональных воззрений в области средневековой схоластики. Относительно Св. Писания он требовал, чтобы толкования его основывались на научном методе. Традиция не служит гарантией против заблуждений, ибо не на авторитете покоится истина, а на разуме, присущем человеческой природе. Применение этих рационалистических взглядов к учению о св. причастии вызвало целую бурю со стороны римско-католической церкви. В то время уже все более и более распространялось воззрение Пасхазия Радбертуса, что хлеб и вино, освящаемые пастырем при св. причастии, субстанциально превращаются в плоть и кровь Христа, сохраняя лишь внешний вид хлеба и вина. Напротив, Б. отстаивал мнение Ратрамнуса, по которому не сущность, не субстанция, а лишь действие хлеба и вина изменяется под влиянием духовного просветления от общения с Христом, в котором участвует верующий. Это воззрение Б., доверчиво высказанное им в письме к другу своему Ланфранку фон-Бек, было осуждено, как еретическое, на церковных соборах в Риме и Верчелли. Гильдебранд (позднее папа Григорий VII) пытался было выгородить Б. и с этой целью предложил такую формулировку учения о св. причастии, которая по своей неопределенности не шла прямо вразрез с воззрением на тот же предмет Б.; но когда партия Ланфранка оказалась более сильной, Гильдебранд допустил осуждение учения Б., который хотя и отрекся от своих воззрений, но был оставлен под церковным надзором. Он † 1088 г. Ср. Sudendorf, "Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn betreffender Briefe" (Гота, 1850). Сочинения Б. изданы А. Ф. и Ф. Т. Фишерами (Берлин, 1834).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru