Определение слова «Банзен»

Большая советская энциклопедия:

Банзен
(Bahnsen)
Юлиус (30.3.1830, Тондерн, — 7.12.1881, Лауэнбург), немецкий философ-идеалист, один из предшественников философии жизни (См. Философия жизни). Взяв у А. Шопенгауэра волюнтаристическую концепцию, Б. дополнил её диалектикой Гегеля и развил «реальную диалектику», согласно которой сущность миратрагическое самораздвоение мировой воли, выражающееся в разобщении взаимопротиворечащих индивидов (генад) и в раздвоении воли каждого из них. Б. утверждал алогичность мира и вытекающую отсюда его непознаваемость и неспособность поддаться общественному усовершенствованию. Был одним из основателей учения о характерах.
Соч.: Der Widerspruch im Wissen und Wesen der Welt, Bd 1—2, Lpz., 1882; Beitrage zur Charakterologie..., Bd 1—2, Lpz., 1867.
Лит.: Heydorn H.-J., Julius Bahnsen, Gott.—Fr./M., 1953.

Новая философская энциклопедия:

БАНЗЕН (Bahnsen) Юлиус (20 марта 1830, Тондерн, Германия – 7 декабря 1881, Лауэнбург)немецкий эстетик. Изучал философию у Т.Фишера, с 1858 преподаватель гимназии в Лауэнбурге. Будучи последователем Шопенгауэра и полагая, что слепая воля – единственная реальность, он пытался ее индивидуализировать и показать ее распадение на множество отдельных воль, имеющих противоречивый характер. Ядром действительности является противоречие. «Реальная диалектика», которая развивается Банзеном, приводит к метафизическому плюрализму и индивидуализму. Противоречия между индивидуальными волями и внутри каждой из воль не могут быть разрешены. В этомисток его этико-эстетического анализа трагического, понимаемого как основная характеристика бытия. Прекрасноевидимость примирения противоречий, а соединение прекрасного и трагического представлено в юморе, где дух возвышается над волей и обладает совершенной ясностью о противоречиях и трагичности мира. Нравственность предполагает действия индивида, который исходит из своей воли, но одновременно согласуется с волей других людей. Мир представляет собой борьбу противоположных начал, а мир человека – борьбу противоположных мотивов. С этим анализом противоречивых мотивов связана развиваемая Банзеном характерология.
Сочинения:
1. Beitrge zur Charakterologie, Bd. 1–2. Lpz., 1867;
2. Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als sthetische Gestalt der Metaphysik. Lauenburg, 1877;
3. Der Widerspruch im Wissen und Wesen der Welt, Bd. 1–2. В., 1880–81;
4. Wie ich wurde, was ich ward. Mnch., 1905.
Литература:
1. Fechter P. Grundlagen der Realdialektik. Mnch., 1906.
А.П.Огурцов

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Юл.-Фридр.-Авг. Bahnsen) — немецкий философ; род. 30 марта 1830 г. в Тондерне, в Шлезвиг-Голштейне. С 1847 г. изучал философию и филологию, сражался в 1849 г. в качестве волонтера с датчанами и затем слушал лекции в Тюбингене. В 1858 г. был преподавателем в Анкламской гимназии, где и умер 7 дек. 1821 г. Б. был учеником и продолжателем Шопенгауэра, учению которого он пытался придать более индивидуалистический характер, частью комбинируя его с диалектической метафизикой. Главные его сочинения: "Beltrge zur Charakterologie" (2 тома, Лейпц., 1867); "Das Tragische, als Weltgesetz und der Humor als sthetische Gestalt des Metaphysishen" (Лейпц., 1877), "Der Widerspruch im Wissen und Wesen der Welt" (Лейпциг, 1880 г.).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru