Определение слова «ВОЛЬФ»

Большой энциклопедический словарь:

ВОЛЬФ (Wolf) Конрад (1925-82) — немецкий кинорежиссер. Сын Ф. Вольфа. Фильмы: "Лисси" (1957) — "Профессор Мамлок" (1961, по драме Ф. Вольфа) — "Мне было 19" (1968) — "Гойя" (1971, совместное производство СССР и ГДР) — "Мама, я жив" (1977, совместное производство СССР и ГДР) — "Соло Санни" (1979) — "Поет Буш" (1982) и др.
ВОЛЬФ (Wolf) Рудольф (1816-96) — швейцарский астроном. Труды по исследованию солнечных пятен и истории астрономии. Для характеристики солнечной активности ввел т. н. число Вольфа.
ВОЛЬФ (Wolf) Фридрих (1888-1953) — немецкий писатель, общественный деятель. В 1933-45 в антифашистской эмиграции. Организатор и видный представитль немецкого революционно-пролетарского театра: пьесы "Цианистый калий" (1929) — "Матросы из Катарро" (1930) и др. Антифашистские пьесы "Профессор Мамлок" (1934, постановка в СССР в 1938) — "Флоридсдорф" (постановка и издание 1935) — повести. Комедия "Бургомистр Анна" (1949, издана в 1950) — историческая трагедия "Томас Мюнцер" (1953).
ВОЛЬФ (Wolf) Хуго (1860-1903) — австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса. Песни на стихи Э. Мерике, Й. Эйхендорфа, И. В. Гете и др. (ок. 300) — опера "Коррехидор" (1895) и др.
ВОЛЬФ (Wolff) Вильгельм (псевд. Лупус, Lupus) (1809-64) — немецкий революционер. Участвовал в основании Союза коммунистов, был членом его ЦК, с июня 1848 один из редакторов "Новой Рейнской газеты". Вольфу посвящен "Капитал" К. Маркса.
ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (Кристиан) (1679-1754) — немецкий философ, представитель рационализма, популяризатор и систематизатор идей Лейбница, иностранный почетный член Петербургской АН (1725). Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления "критической философии" И. Канта.

Большая советская энциклопедия:

I
(Wolff)
Вильгельм (псевдоним — Лупус) (21.6.1809, Тарнау в Силезии, — 9.5.1864, Манчестер), немецкий пролетарский революционер, близкий друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Родился в семье крестьянина. В 1829—34 изучал философию в университете в Бреслау (Вроцлав). В 1834—38 — в прусской тюрьме за участие в демократической деятельности. В 1846 эмигрировал в Лондон, где вступил в Просветительное общество немецких рабочих. В апреле. 1846 приехал в Брюссель, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Участвовал в основании Союза коммунистов (См. Союз коммунистов), был членом его ЦК. С июня 1848 — один из редакторов «Новой Рейнской газеты» (См. Новая Рейнская газета). Написал ряд революционных статей по крестьянскому вопросу («Силезский миллиард» и др.). Принимал активное участие в работе Демократического общества Кёльна. В 1849 депутат Франкфуртского парламента (принадлежал к его крайне левому крылу). После поражения Революции 1848—49 в Германии В. эмигрировал в Швейцарию, затем в 1851 в Лондон. С 1854 жил в Манчестере. К. Маркс посвятил Вольфу, «... смелому, верному, благородному, передовому борцу пролетариата...», 1-й том «Капитала».
Соч.: Der Aufruhr der Weber in Schlesien (Juni, 1844), [В., 1952]: Die schlesische Milliarde, B., 1954; Wybr pism o lsku, [Warsz.], 1954.
Лит.: Энгельс Ф., Вильгельм Вольф, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Смирнова В. А., В. Вольф — человек, которому Маркс посвятил «Капитал», М., 1963; Schmidt W., W. Wolff. Sein Weg zum Kommunisten, B.,1963.
В. Шмидт.

В. Вольф.
II
(Wolff)
Каспар Фридрих (18.1.1734, Берлин, — 22.2.1794, Петербург), естествоиспытатель, один из основоположников учения об индивидуальном развитии организмов. Образование получил в Берлине (1753—55) и Галле (1755—59). В 1759 опубликовал диссертацию «Теория зарождения», в которой на основе изучения развития цыплёнка и роста растений подверг критике идею преформации (см. Преформизм) и обосновал Эпигенез. Изучая на бобовых «историю цветка», В. проследил образование всех его частей, установив, что они представляют собой видоизменённые листья. Таким образом, В. предвосхитил учение о Метаморфозе, сформулированное в 1790 И. В. Гёте. В 1766 В. принял приглашение Петербургской АН и в 1768 покинул Германию. В том же году он представил труд «Об образовании кишечника у цыплёнка», в котором окончательно установил принцип эмбрионального развития органов из листовидных слоёв, заложив таким образом первые основы учения о зародышевых листках (См. Зародышевые листки). Другие работы В. посвящены анатомическим исследованиям мышц сердца, клетчатки и др. В России основное внимание В. уделял изучению строения уродов, собранных в руководимом им Анатомическом кабинете Кунсткамеры, и подготавливал труд, посвящённый «теории уродов». Однако внезапная смерть помешала ему осуществить эти планы.
Оценивая работы В., Энгельс писал: «... К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции» («Диалектика природы», 1969, с. 14—15).
Соч.: De formatione intestinorum observationes in ovis incubatis institutae, «Novi commentarii Academiae imp scientiarum Petropolitanae», 1768—69, v. 12, 13; Von der eigentmlichen und wesentlichen Kraft, в кн.: Zwei Abhandlungen uber die Nutritionskraft, St.-Petersburg, 1789; в рус. пер. — Теория зарождения, М., 1950.
Лит.: Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России. (С середины XVIII до середины XIX в.), М., 1955; Гайсинович А. Е., К. Ф. Вольф и учение о развитии организмов (В связи с общей эволюцией научного мировоззрения), М., 1961; Uschmann G., Caspar Friedrich Wolff. Ein Pionier der modernen Embryologie, Jena, 1955.
А. Е. Гайсинович.

К. Ф. Вольф (силуэт работы худ. Антинга, 1784); под силуэтом — автограф Вольфа.
III
(Wolf)
Конрад (20.10.1925, Хехинген), немецкий кинорежиссёр (ГДР). Сын драматурга Ф. Вольфа. После прихода фашистов к власти эмигрировал вместе с родителями из Германии и с 1934 жил в СССР. Во время 2-й мировой войны В. сражался в рядах Советской Армии и возвратился на родину после её освобождения от фашизма. В 1949 поступил во ВГИК (Москва) на режиссёрский факультет, курс С. А. Герасимова. По окончании ВГИКа работает в ГДР; снял кинокомедию «Один раз не в счёт» (1955). Последующие фильмы В. посвящены проблемам становления личности в новой, социалистической Германии, гражданской ответственности человека за судьбу своей страны, преодоления нацистской идеологии. Среди этих фильмов «Выздоровление» (1956), «Звёзды» (1959), «Люди с крыльями» (1960). В. принадлежат экранизации известных произведений немецких писателей: «Лисси» (1957, по Ф. Вайскопфу), «Профессор Мамлок» (1961, по драме Ф. Вольфа; премия 2-го Международного кинофестиваля в Москве) и «Расколотое небо» (1967, по К. Вольф). В. написал сценарий и снял фильм «Мне было 19» (1967), посвящённый проблеме выбора пути молодым человеком после разгрома фашизма, его моральной ответственности за будущее народа. В. — президент Академии искусств ГДР (с 1965). Национальная премия ГДР (1959, 1968).
И. Я. Новодворская.
IV
(Wolf)
Криста (р. 18.3.1929, Ландсберг), немецкая писательница (ГДР). Изучала германскую филологию в Йене и Лейпциге. В 1961 опубликована повесть «Московская новелла». В романе «Расколотое небо» (1963, рус. пер. 1964) В. рассказывает о сложном процессе становления социалистических отношений и морали в ГДР в условиях существования двух германских государств. Повесть В. «Раздумье о Кристе Т.» (1968), посвящённая проблемам современной интеллигенции, вызвала споры в печати. Прозу В. отличает глубокий психологизм в изображении характеров, острота социальной проблематики. В. выступает также в качестве литературного критика и сценариста. Лауреат премии им. Генриха Манна (1963) и Национальная премия ГДР (1964).
Соч.: Blickwechsel, в кн.: Der erste Augenblick der Freiheit, Rostock, 1970.
Лит.: Симонян Л., «Люди и книги», «Иностранная литература», 1964, № 1; Клейн А., Потребность в счастье, «Вопросы литературы», 1965, № 12; Харлап Л., О том, как находят себя, «Иностранная литература», 1968, № 10; Schlenstedt D., Motive und Symbole in Christa Wolfs Erzhlung «Der geteilte Himmel», «Weimarer Beitrge», 1964, № 1; Khler H., Christa Wolf Elegie, «Sinn und Form», 1969, № 1.
А. В. Карельский.
V
Маврикий Осипович [12(24).11.1825, Варшава, — 19.2(3.3).1883, Петербург], русский издатель и книгопродавец. В 40-х гг. работал в книжных магазинах Варшавы, Парижа, Лейпцига, Вильнюса. С 1848 служащий книжного магазина Я. А. Исакова в Петербурге. В 1853 открыл собственный книжный магазин в Петербурге, а затем в Москве и приступил к издательской деятельности. Главные издания В. — переводы научной литературы, преимущественно по естествознанию, соч. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. И. Даля, А. Ф. Писемского и других, полное собрание соч. А. Мицкевича (в рус. переводах), «Божественная комедия» Данте с иллюстрациями Г. Доре, многотомное иллюстрированное издание «Живописная Россия», книги для детей, журнал «Вокруг света», «Задушевное слово» и др. В 1882 В. основал издательство на паях, просуществовавшее до 1918 под фирмой «Товарищество М. О. Вольф». Издательство выпустило около 4 тыс. книг. Широкое распространение получил библиографический журнал «Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф» (1897—1917).
VI
(Wolf)
Макс (21.6.1863, Гейдельберг, — 3.10.1932, там же), немецкий астрофизик. Профессор Гейдельбергского университета (1893) и директор Гейдельбергской обсерватории (1909). В 1891 применил фотографирование для отыскания малых планет; открыл свыше 200 малых планет, а также много туманностей. В 1905 применил фотографический способ для обнаружения звёзд, обладающих заметными собственными движениями, разработал способ измерения этих движений.
Соч.: Die Milchstrasse, Lpz., 1908; Photographische Sternkarten, W., 1908—22 (совм. с J. Palisa).
VII
(Wolf)
Рудольф (7.7.1816, Фелланден, близ Цюриха, — 6.12.1896, Цюрих), швейцарский астроном, специалист по исследованию солнечных пятен и по истории астрономии. С 1847 директор Бернской обсерватории, профессор Цюрихского университета (с 1855) и директор Цюрихской обсерватории (с 1864). В. определил, что средняя продолжительность цикла изменений количества солнечных пятен равна 111/9 года и установил существование связи этого периода с колебаниями магнитного поля Земли. Ввёл в практику так называемые Вольфа числа (См. Вольфа число) для характеристики солнечной активности.
Соч.: Geschichte der Astronomie, Mnch., 1877; Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur, Bd 1—2, Z., 1890—93.
VIII
(Wolf)
Фридрих (23.12.1888. Нёйвид, — 5.10.1953, Лениц), немецкий драматург. Коммунист (с 1928). По образованию врач. Участвовал после 1918 в революционных боях немецкого пролетариата. Ранние пьесы В. «Это ты» (1919) и другие написаны в духе экспрессионизма. В следующих пьесах: «Бедный Конрад» (1924, рус. пер. 1941), «Цианистый калий» (1929), «Матросы из Катарро» (1930, рус. пер. 1932) В. переходит на реалистические и революционные позиции. После установления в 1933 фашистского режима В. эмигрировал в СССР, где создал антифашистские пьесы: «Профессор Мамлок» (1934, рус. пер. 1935), «Флоридсдорф» (1935), «Троянский конь» (1937, рус. пер. 1937), «Бомарше, или Рождение “Фигаро”» (1941), роман «Двое на границе» (1938, рус. пер. 1939). Во время Великой Отечественной войны 1941—45 принимал участие в антифашистской пропаганде, обращённой к гитлеровским войскам. Награждён орденом Красной Звезды. После 1945 вернулся на родину. Был послом ГДР в Польше. В дальнейшем В. опубликованы пьесы «Бургомистр Анна» (1950), «Томас Мюнцер» (1953, рус. пер. 1956), роман «Летающие блюдца» (1952, рус. пер. 1953). Национальная премия ГДР (1949, 1950).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—16, В., 1960—68: Briefwechsel. Eine Auswahl, В. — Weimar, 1968; в рус. пер. — Избранное, М., 1963; Искусство — оружие. Статьи. Очерки. Письма, М., 1967.
Лит.: Шелингер Н. А., Ф. Вольф, М., 1966; Наговицын В., Ф. Вольф [1888—1953]. Биобиблиографич. указатель, М., 1956; Pollatschek W., F. Wolf. Eine Biographie, B., 1963; Jehser W., F. Wolf. Leben und Werk, B., 1965.
В. И. Стеженский.

Ф. Вольф.
IX
(Wolff)
Христиан (Кристиан) (24.1.1679, Бреславль, — 9.4.1754, Галле), немецкий философ, представитель Рационализма. Профессор математики и философии в Галле (1706—23 и с 1740) и Марбурге (1723—40), где в числе его слушателей был М. В. Ломоносов. В. выступил главным образом как популяризатор и систематизатор идей Г. Лейбница, на основе которых стремился разработать единую и всеобъемлющую систему знания. В. считал, что физика изучает тела — «простые субстанции», движение которых объясняется механической причинностью, пневматология — деятельность духов, математика — величины вещей, этика, естественное право и политика — волю как свойство души. Задача «первой философии» (или «онтологии») — постижение всеобщей связи всех духовных и телесных сущностей, которую В. понимал как предустановленную богом целесообразность сущего. Сведя прекрасное к рассудочному самонаблюдению чувственных восприятий, В. дал толчок разработке эстетики (его учеником, в частности, был А. Баумгартен). Психологию В. делил на эмпирическую и рациональную: первая рассматривает душу со стороны её связи с телом, вторая же занимается неизменной, бессмертной душой. В. был сторонником просвещённого абсолютизма. Последователь Г. Гроция (См. Гроций), отстаивал теорию естественного права (См. Естественное право); В. принадлежит ряд трудов по международному публичному праву, философия В. и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» Канта и получила распространение также в других странах. Сочинения В., написанные на немецком языке, во многом определили немецкую философскую терминологию.
Соч. в рус. пер.: Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды, СПБ, 1765.
Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 13—16; Utitz Е., Chr. Wolff, Halle, 1929; Campo М., Chr. Wolff e il razionalismo precritico, v. 1—2, Mil., 1939; Schffler Н., Deutsches Geistesleben zwischen Reformation und Aufklrung von М. Opitz zu Chr. Wolff., 2 Aufl., Fr./M., 1956.
Б. С. Раббот.

Христиан Вольф.
X
(Wolf)
Хуго [13.3.1860, Виндишгрец (Словеньградец, Югославия), — 22.2.1903, Вена], австрийский композитор и музыкальный критик. Учился в Венской консерватории (1875—77). Сотрудничал в еженедельнике «Винер залонблатт» («Wiener Salonblatt»), на страницах которого резко критиковал И. Брамса, вызвав этим в Вене предвзятое отношение к себе как к композитору. Свои первые зрелые произведения — песни для голоса с фортепьяно на стихи Э. Мёрике, Й. Эйхендорфа, И. В. Гёте — создал в 1888. В них по примеру Р. Шумана и Р. Вагнера В. стремился к органическому слиянию музыки и слова, детальному психологическому раскрытию текста. Опираясь на речевую интонацию, композитор написал ряд песен, которые воспринимаются как драматические сценки. В 1890-е гг. наряду с песнями (на слова Г. Келлера, Микеланджело; «Испанская книга песен», «Итальянская книга песен») обратился к жанру бытовой комической оперы («Коррехидор», соч. 1895) и музыкальной драмы («Мануэль Венегас», соч. 1897, неоконченное). Написал симфонические произведения (поэма «Пентесилея», 1885; «Итальянская серенада» для малого оркестра, 1892), струнный квартет (1884) и ряд литературных сочинений. В 1898 был помещён в клинику для душевнобольных, где и умер.
Лит.: Роллан P., Музыканты наших дней, М., 1938; Вульфиус П., Гуго Вольф, «Советская музыка», 1960, № 4; его же, Гуго Вольф и его «Стихотворения эхендорфа», М., 1970; Decsey Е.. Hugo Wolf, Bd 1—4, Lpz.—B., 1903—06; Walker F., Hugo Wolf, L., [1968]; Hugo Wolf. Persnlichkeit und Werk. Ausstellung zum 100. Geburtstag, W., 1960.
П. Вульфиус.
XI
Эгберт Людвигович (24.8.1860, Берлин, — 1931, Ленинград), дендролог и садовод. В Россию (в Петербург) приехал в 1882, работал в Ботаническом саду (1882—84, 1925—31) и в Лесном институте (1886—1925, ныне Лесотехническая академия). Ввёл в культуру под Ленинградом ряд видов деревьев и кустарников, особенно обогатив парк Лесотехнической академии. В числе основных трудов В. — руководства по дендрологии: «Определитель деревьев и кустарников Европейской России, Крыма и Кавказа по листьям и цветам» (1904, совместно с И. В. Палибиным), «Хвойные деревья и кустарники Европейской и Азиатской частей СССР» (1925).
Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Wolff), Вильгельм (21.VI.1809 — 9.V.1864) — немецкий пролетарский революционер, близкий друг К. Маркса и Ф. Энгельса, активный деятель Союза коммунистов. Родился в Силезии в семье феодально-зависимого крестьянина, учился в университете в Бреславле (Вроцлаве). В 1834-39 находился в заключении за участие в демократич. деятельности студенч. корпорации и за связь с польск. революц. движением. До 1846 жил в Бреславле, занимался журналистикой. В 1845 издал работу о восстании силезских ткачей 1844, в к-рой с позиций революц. демократа, сочувствующего пролетарской борьбе, исследовал это важное событие нем. истории. В 1846 эмигрировал в Лондон, где вступил в Нем. рабочее просветит. об-во. В конце апр. 1846 В. приехал в Брюссель, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом; принимал активное участие в рабочем и демократич. движении, сотрудничая в "Нем. брюссельской газете". Участвовал в основании Союза коммунистов, был членом его ЦК. С июня 1848 стал сотрудником "Новой Рейнской газеты", вел в ней отдел хроники "По стране". Большой интерес представляет серия (8) статей В. "Силезский миллиард", в к-рых В., выступая против эксплуатации крестьян дворянством, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом высказывал идею о союзе рабочего класса с трудовым крестьянством. В. принимал активное участие в работе Демократич. об-ва Кёльна и Франкфуртского парламента (принадлежал к его крайне лев. крылу). После поражения революции 1848-49 В. эмигрировал в Швейцарию (где участвовал в реорганизации общин Союза коммунистов), затем в 1851 — в Лондон. С 1854 жил в Манчестере. К. Маркс посвятил Вольфу, "смелому, верному, благородному, передовому борцу пролетариата", 1-й том "Капитала".
=====
Соч.: Der Aufruhr der Weber in Schlesien (Juni 1844), В., 1952; Wybr pism o Slasku, Warsz., 1954.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Вильгельм Вольф, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд, т. 19; Поспелова В. Н., Позиция Маркса и Энгельса в крест. вопросе во время революции 1848-1849 годов в Германии, в сб.: Из истории формирования и развития марксизма, М., 1959; Bleiber H., Wilhelm Wolffs Aufenthalt in Breslau im Frhjahr 1848, "Z. Geschichtswissenschaft", 1958, No 6.
2.
(Wolf), Фридрих Август (15.II.1759 — 8.VIII.1824) — нем. филолог-классик. Опубликовал "Комментарии к речи Демосфена "Против Лептина"" ("Demosthenis oratio adversus Leptinem, cum scholiis veteribus et commentario perpetuo", 1789). Особенно прославился исследованием "Введение к Гомеру" ("Prolegomena ad Homerum", 1794), сыгравшим серьезную роль в истории развития классич. филологии. Это соч. (вышел только 1-й том) стало отправным пунктом ожесточ. споров по гомеровскому вопросу. В. доказывал, что "Илиада" и "Одиссея" не являются творением одного гениального поэта, но представляют собой соединение многих нар. песен о Троянской войне; лишь после появления греч. письменности, во времена Писистрата (6 в. до н. э.) эти песни были соединены афинскими редакторами в 2 поэмы. В. не отрицал возможности существования Гомера, но полагал, что это был один из сказителей. Соч. В., как и труды Б. Г. Нибура по ранней истории Рима, знаменовало начало критич. подхода к сообщениям антич. традиции о ранней Греции.
=====
Лит.: Бузескул В., Введение в историю Греции. 3 изд., П., 1915; Volkmann R., Geschichte und Kritik der Wolfschen Prolegomena zu Homer, Lpz., 1874; Goch G. P., History and historians in the nineteenth centuer, (2 ed.), L.-N. Y., 1952.
=====
Я. А. Ленцман. Москва.

Новейший философский словарь:

ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (1679-1754) — немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких знаний в народ. Творческую деятельность В. начал с теологии, затем перешел к философии и математике. С 1706 становится профессором в г. Халле, где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редкостью (не случайно считается, что именно В. положил начало немецкоязычной системе философских понятий). В Халле В. основал первый немецкий научный журнал. По сравнению с протестантскими богословами тогдашней Германии В. был свободомыслящим мыслителем и поборником идей рационализма, что повлекло на него гнев прусского короля Фридриха Вильгельма, который выслал В. из Пруссии. В. переезжает в Кассель, становится первым философом Марбургского университета, где его лекции посещал М.В. Ломоносов, избирается членом академий Лондона, Парижа, Стокгольма, приглашается вице-президентом в российскую Академию наук. Находясь под влиянием идей Декарта, Спинозы, отчасти Локка и, главным образом, Лейбница, В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии. (Главное произведение — «Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка», 1712). По форме изложения своей системы В. следовал «Этике» Спинозы, излагая свою дедукцию в строго геометрической форме: одна за другой здесь следуют аксиомы, теоремы, схоллии, королларии и т.п. Выработанная В. философская система была первой в Германии. Она охватывала по сути все отрасли знания того времени: как теоретического, так и практического. Все компоненты собственной теоретической системы В. пытался рационально обосновать, классифицировать, дефинировать и дедуцировать, заслужив тем самым авторитет родоначальника «духа научной основательности в немецкой философии» (Кант), однако эта основательность давалась ценой самого несносного педантизма. Систематизация идей Лейбница обернулась «плоским теоло-гизмом», в результате чего многие интересные идеи последнего оказались заменены упрощенными метафизическими схемами, вульгаризировавшими саму лейбницевскую постановку вопросов. В результате философия Лейбница в интерпретациях В. лишилась многих эвристических наработок. В частности, свою телеологию Лейбниц пытался совместить с идеей механической причинности, которая носила у него глубоко имманентный характер; в варианте же В. телеология предстала как поиск внешних целей, главной и последней среди которых провозглашалась полезность всех вещей человеку, который, в свою очередь, мыслился В. как предназначенный Богом для того, чтобы почитать его как творца всех вещей. Всю свою философию В. разделил на теоретическую и практическую части, дав тем самым впервые четкое различие между теоретическим и эмпирическим знанием. В свою очередь, его теоретическая философия, будучи наукой о всех возможных предметах, насколько они «возможны», и исследующей их взаимосвязи, причины и основания, распадается на логику и метафизику. Будучи рациональной теоретической наукой, метафизика, по В., состоит из онтологии, космологии, психологии и естественной теологии. В состав практических наук В. внес этику, экономику, естественное право и политику. Наиболее разработанной в его системе явилась онтология, в которой более всего чувствовалось влияние Лейбница, а также Декарта. Следуя в целом основным идеям своего немецкого предшественника в области космологии, В., тем не менее отказался от его монадологии и внес некоторые изменения в его учение о «предустановленной гармонии», отдавая предпочтение декартовскому психофизическому дуализму и механицизму. В области этики и политики В. был сторонником естественной морали и теории естественного права. Центральное место во всей системе В. занимала его естественная теология или учение о Боге. Ибо только Бог является самостоятельным и необходимым существом, все остальные, согласно В., — лишь его творения, не обладающие такой самостоятельностью. Конечной целью философии и становится выяснение этого первичного основания всех вещей. Несмотря на ряд присущих ей методологических недостатков, философия В. оказала существенное влияние на развитие теоретической мысли в Германии, став чуть ли не единственным руководством по изучению университетских философских курсов вплоть до возникновения философского учения Канта, назвавшего своего предшественника «величайшим из всех догматических философов».

Новая философская энциклопедия:

ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (24 января 1679, Бреслау, ныне Вроцлав – 9 апреля 1754, Галле) – немецкий философ, представитель раннего Просвещения, последователь и популяризатор Лейбница. Сам он выступал против определения своей метафизики как «лейбнице-вольфовской». В многочисленных трудах, изданных на немецком и латинском языках, Вольф пытался создать систематизированный компендиум философских и научных знаний, или «разумных мыслей о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще», т.е. построить завершенную систему метафизики, основанную на ясных понятиях и строгих правилах логически доказательного мышления. Считая высшей задачей философии достижение пользы и блага людей, их умственного и нравственного совершенства, он вел активную научную и педагогическую деятельность, внеся заметный вклад в распространение в Германии просветительских идей, естественно-научных и философских знаний, в развитие светской национальной системы образования, немецкой философской терминологии и т.д. Пользовался широкой популярностью в Европе, был членом пяти крупнейших академий, в т.ч. и в России, где его идеи благодаря деятельности М.Ломоносова, Ф.Прокоповича и других учеников Вольфа сыграли важную роль в развитии российской культуры, становлении академической науки и университетского образования.
Философия, или метафизика, определяется Вольфом как рациональная наука о возможном, т.е. обо всем, что мыслится согласно логическому закону противоречия. Поэтому в качестве пропедевтики ей должна предшествовать логика – наука о формах и законах правильного мышления. В состав метафизики входят четыре науки: первая – философия, или онтология (наука о первых основаниях сущего вообще и человеческого познания); психология, или пневматология (эмпирическая и рациональная наука о душе); рациональная космология (учение о мире в целом); естественная теология (рациональное учение о Боге, его бытии, сущности и т.д.).
За метафизикой в качестве ее прикладных частей следуют теоретические науки об общих свойствах и законах пространственно-временного мира, о связях и движении его тел, их действующих и целевых причинах (физика, механика, телеология) и эмпирические науки об их более конкретных свойствах, формах движения и т.д. (астрономия, геология, ботаника, биология, физиология и др.). К прикладной части метафизики Вольф относит также практическую философию, где рассматривается способность желания, проблема свободы воли, общие основания морали и права, принципы и законы общественной и гражданской жизни людей. Чистую часть практической философии образуют этика, политика и экономика, которые объединяются понятием естественного права [ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО], а в ее эмпирическую, или экспериментальную, часть входят частные науки о конкретных формах и способах хозяйственной и трудовой, гражданской и политической деятельности и т.д. Изложение последних в форме систематических «разумных мыслей» зачастую имело у Вольфа характер скучного и педантичного пересказа плоских истин, банальных правил обыденной жизни и здравого смысла, назидательных примеров и поучений и т.п., что, впрочем, в условиях отсталой Германии с ее полуфеодальными порядками, господством сословных и религиозных предрассудков имело определенное просветительское значение. Государственно-правовые и политические воззрения Вольфа носили осторожный и умеренно-консервативный характер: он выступал сторонником естественного права и просвещенной монархии, целью которой должны быть порядок, спокойствие в государстве, благополучие и счастье всех граждан и т.д.
В онтологии – исходной и важнейшей части системы метафизики–рассматриваются первые основания бытия и познания, каковыми служат законы противоречия и достаточного основания. Первый выступает не только логическим законом мышления, но наделяется онтологическим статусом основания всего сущего, или «нечто вообще», которое существует независимо от того, является ли оно действительным или только возможным. Второй закон призван служить познанию оснований и причин действительного существования вещей и условий перехода от возможного к действительному миру, на деле же он выступает в роли способа содержательной конкретизации абстрактных определений сущего или средства придания «разумным мыслям» видимости эмпирически значимых положений. И хотя Вольф пытается свести последние также к форме необходимых истин, якобы аналитически вытекающих из первых оснований бытия и познания, тем не менее соответствие «истин разума» и «истин факта» достигается у него посредством неправомерной апелляции к конкретным примерам или понятиям обыденного и научного опыта, которые остаются лишь эмпирической иллюстрацией к «разумным мыслям». Соответственно и единство между законом противоречия и достаточного основания, равно как и связь возможного и действительного миров, осуществляется им сугубо внешним и искусственным, механическим и эклектическим образом, по существу сохраняя между ними дуалистическую противоположность. Единственным основанием их связи и соответствия друг другу выступает в конечном счете догматический постулат бытия Бога, который не только мыслит, выбирает и творит действительный мир как «лучший» из возможных, но и оказывается единственным и подлинным «первым основанием» системы метафизики.
Указанный дуализм и догматизм пронизывают и все последующие части системы, где общие определения сущего получают лишь более конкретные характеристики в зависимости от их принадлежности к учению о мире или душе. В космологии Вольф конструирует искусственную логически-идеализованную модель пространственно-временного мира, подчиненного законам механического движения и образующего неизменную и внешним образом упорядоченную структуру мира в целом. Отказываясь от понятия монады [МОНАДА]как живой и саморазвивающейся субстанции, а также принципа универсальной взаимосвязи, Вольф не может обосновать возможность перехода от простых и необходимых элементов к составным и случайным вещам действительного мира и сталкивается с угрозой абсолютного детерминизма и фатализма.
Аналогичная угроза возникает перед ним и в психологии, где он не может совместить рациональное понимание души как простой, бестелесной и внутренне деятельной сущности с ее эмпирическим рассмотрением, связывающим ее деятельность с телесными органами человека и воздействием на них вещей внешнего мира. Для преодоления этой трудности Вольф прибегает к понятию предустановленной гармонии [ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ], однако трактуя ее в духе теории психофизического параллелизма, он фактически приходит к отрицанию роли чувственного познания, а главное – возможности свободы воли и нравственной ответственности человека. Случайность и свобода оказываются всего лишь следствием недостатка знания и исключительно субъективной иллюзией ограниченного человеческого рассудка. Эти и другие неизбежные импликации рационалистических построений Вольфа послужили для ортодоксальных пиетистов основанием для его обвинения в фатализме и безбожии, в оправдании безнравственных поступков и т.п. и повлекли за собой его изгнание из Галле в 1723. И хотя Вольф затратил немало усилий, доказывая, что его рациональная теология и телеология вполне соответствуют истинам Откровения, а его философия далека от фатализма и атеизма и служит прославлению Божественной мудрости, тем не менее ее подчеркнутый рационализм и понимание Бога как разумного «изобретателя» всего сущего явно противоречили принципам традиционной религии, вере в чудеса и т.д. Этим, а также общим рационалистическим и оптимистическим пафосом вольфовской философии, ее уверенностью в возможности познания и усовершенствования общества и человека и т.д. объясняется то огромное, хотя и противоречивое влияние, какое она оказала на ход просветительского движения в Германии и историю философской мысли. Причем для развития последней несомненное эвристическое значение имела сама внутренняя противоречивость философии Вольфа, ее непреодолимый теоретический и методологический дуализм, догматическая необоснованность исходных установок и принципов и т.п. Все это привело не только к разложению вольфовской школы, но и вызвало острейшую полемику по поводу традиционной рационалистической метафизики вообще, важнейшим результатом которой и стало возникновение критической философии Канта [КАНТ].
Сочинения:
1. Gesammelte Werke, Abt. I. Deutsche Schriften, Abt. II, Lateinische Schriften, hrsg. von H.W.Arndt u. a. Hildesheim – N.–Y., 1962–73;
2. Vernnftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen berhaupt, 3 Aufl. Halle, 1725;
3. Philosophie prima sive Ontologia, 2. Aufl. Lipsiae, 1736;
4. Ausfhrliche Nachricht von seinen eigenen Schriften... 2. Aufl. Fr./M., 1733;
5. Eigene Lebensbeschreibung. Lpz., 1841;
6. Briefwechsel zwischen Leibniz und Chr. Wolff. Halle, 1860;
7. в рус. пер. – Логика, или Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды. СПб., 1765.
Литература:
1. Шпет Г. История как проблема логики. М., 1916;
2. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего просвещения. М., 1989, гл. 3, с. 127–196;
3. Христиан Вольф и русское вольфианство. – В кн.: Философский век. Альманах 3. СПб., 1998;
4. Pichler . ber Chr. Wolffs Ontotogie. Lpz., 1910;
5. Utitz E. Chr. Wolff. Halle, 1929;
6. Joesten K. Chr. Wolffs Grundlegung der praktischen Philosophie. Lpz., 1931;
7. Bissinger A. Die Struktur der Gotteserkenntnis. Studien zur Philosophie Chr. Wolffs. Bonn, 1970;
8. Kirsten G. Die Kategorienlehre von Chr. Wolff und Hegel. Tb., 1973;
9. Chr. Wolff als Philosoph der Aufklrung in Deutschland. Wissenschaftliche Beitrge. Halle – Wittenberg, 1980;
10. Chr. Wolff 1679–1754. Interpretationen zu seiner Philosophie und deren Wirkung, mit einer Bibliographie der Wolff-Literatur. Hamb., 1983;
11. Freising W. Metaphysik und Vernunft. Das Weltbild von Leibniz und Wolff. Lneburg, 1986;
12. Carbonici S. Transzendentale Wahrheit und Traum. Chr. Wolffs Antwort auf die Herausforderung durch den cartesianischen Zweifel. Stuttg., 1990.
В.А.Жучков

Научно-технический словарь:

ВОЛЬФ (Wolf) Макс (1863-1932), немецкий астроном. Пионер фотографического метода в астрономии. В 1891 г. впервые открыл астероид с помощью фотографий («Бручиа», номер 323). Всего он открыл 232 астероида. Кроме того, обнаружил множество туманностей.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru