Определение слова «СМОТРИЦКИЙ»

Советская историческая энциклопедия:

Мелетий (светское имя — Максим) (ок. 1578-1633) — укр. и белорус. политический и церк. деятель, писатель, филолог, педагог. Род. в г. Смотричи на Подолии, обучался в Острожской школе, иезуитской коллегии в Вильно, в протестантских ун-тах Германии. В начале своей деятельности С. находился под влиянием реформационных идей Запада. В 1618 постригся в монахи. С. — член Виленского братства, был учителем братской школы. В 1610 в Вильно напечатал (под псевд. Теофил Ортолог) богословско-полемич. трактат "Trnnos" ("Плач"), в 1619 — знаменитую "Грамматику", к-рая неоднократно переиздавалась на Украине и в России. В труде "Verificatia niewinnosci" (Wilno, 1621) С. выступил против попыток подчинения православной церкви униатской. После посещения Рима С. принял в 1627 унию. Издал в 1628 во Львове "Apologia...", затем "Protestatia..." и др. соч., в к-рых критиковал догматы православия.
=====
Лит.: Голубев С., Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. (Опыт ист. исследования), т. 1, К., 1883; Прокошин Е. С., М. Смотрицкий, Минск, 1966; Загайко П. К., Українські письменники-полемісти кінця XVI — початку XVII ст. в боротьбі проти Ватікану і унії, К., 1957.
=====
Н. С. Сидоренко. Киев.

Новейший философский словарь:

СМОТРИЦКИЙ Мелетий (светское имя Максим Герасимович) (1575-1633) — религиозный деятель Беларуси и Украины, ревностный защитник православия. В конце жизни перешел в униатство. Родился в местечке Смотрич. Образование получил под руководством отца (известного антикатолического полемиста) и Кирилла Лукариса (будущего Константинопольского патриарха). Окончил философский факультет Виленской иезуитской академии. Преподавал в православных братских школах Вильни, Минска, Киева, был домашним учителем в семье князя Константина Астрожско-го, с сыном которого был в Силезии, Словакии, Германии. Слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Ви-тенберга. Получил степень доктора медицины. Автор ряда полемических сочинений. В 1608 написал «Ответ на язвительный трактат», направленный против сочинений И. Па-тея, в 1610 — «Фринос или Плач восточной церкви», всесторонне критикующий католический костел: от его догматов до морального облика его священников и вызвавший репрессии против православных братств (С. спас от тюремного заключения псевдоним). В 1617 принял монашество, стал настоятелем Свято-Духова монастыря. Создатель одной из лучших славянских «Грамматик...», сохранявшей свое значение на протяжении полутора веков. В начале 20-х годов наступает новый этап деятельности и творчества С. Он пытается восстановить православную епархию в Полоцке, издает работы: «Оправдание невинности» (1621), «Защита оправдания» (1621), «Обоснование невинности» (1622) и др. В 1623 обвинен в соучастии в убийстве Архиепископа Полоцкого — униата И. Кунцевича, уехал из Вильни в Киев, оттуда в Палестину, Египет и Грецию. Вернулся в 1626 году. В 1627 принял унию, последние годы провел в монастыре. В 1628-1629 годах издал сочинения: «Апология...» , «Парене-зис...», «Экзетезис...» (направлен против Мужиловского). С. не создал самостоятельной и цельной философской системы. Основное внимание уделял религиозным, социально-политическим и морально-этическим вопросам. Образцом нравственного совершенства для него был монашеский аскетизм. Главные благодетели — покорность долготерпения и блаженство надежды, преодоление греховности жизни. Однако, поступок по необходимости, по С, не подлежит обсуждению. В философских построениях ориентировался на канонизированный аристотелизм. Признавал возможность участия разума в делах веры, ставил под сомнение ряд христианских догматов (троичность Бога, некоторые таинства, божий суд). В последние годы жизни увлекся философией Фомы Аквинского.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru