Определение слова «плафон»

Толковый словарь Ефремовой:

плафон м.
1. Потолок или его часть, украшенные живописью, мозаикой или лепкой.
|| Живопись, мозаика, лепка, украшающие потолок.
2. Часть светильника, абажур — обычно прозрачный — для электрических ламп в люстре, бра и т.п.

Толковый словарь Ушакова:

ПЛАФО́Н, плафона, ·муж. (·франц. plafond).
1. Потолок (архит. ·устар. ).
| Потолок, архитектурно расчлененный (продольными и поперечными балками; архит. иск.).
| Потолок, украшенный живописью или лепкой (архит. иск.).
2. Абажур в форме полушария для ламп на потолке (спец.).

Архитектурный словарь:

(от франц. plafond — потолок)
в широком смысле — любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры — сюжетное или орнаментальное — также обозначается термином "плафон". Живописные плафоны могут исполняться непосредственно на штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками и т. д.), на прикрепляемом к потолку холсте (панно), мозаикой и др. способами. Как часть декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений плафоны получили широкое распространение в 17 — начале 19 вв. Для плафонных композиций этого периода характерно использование эффекта иллюзорного прорыва в открытое или продолжающееся за потолком архитектурное пространство, изображение фигур и архитектурных деталей в сильных ракурсах.
* * *
а) любое покрытие помещения;
б) произведение искусства, размещенное на потолке помещения.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
* * *
Горизонтальная часть перекрытия, украшенная росписью или барельефом.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Большая советская энциклопедия:

I
Плафон (от франц. plafond — потолок)
арматура электрического светильника, устанавливаемая на потолке (реже на стене) помещения в здании или в транспортном средстве (в купе ж.-д. вагонов, каютах и салонах судов, самолётов и т. п.).
II
Плафон
в широком смысле — любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее П. произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры — сюжетное или орнаментальное — также обозначается термином «П.». Живописные П. могут исполняться непосредственно на штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками и т. д.), на прикрепляемом к потолку холсте (Панно), мозаикой и др. способами. Как часть декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений П. получили широкое распространение в 17 — начале 19 вв. Для плафонных композиций этого периода характерно использование эффекта иллюзорного прорыва в открытое или продолжающееся за потолком архитектурное пространство, изображение фигур и архитектурных деталей в сильных ракурсах.
Лит.: Кузнецов А. В., Своды и их декор, М., 1938.

П. Гонзаго. Плафон в Проходном кабинете дворца в Павловске. 1799.

Толковый словарь Даля:

плафон
ПЛАФОН м. франц. потолок: || потолочная живопись, расписные потолки. Плафонный живописец.

Большой словарь иностранных слов:

Плафона, м. [фр. plafond]. 1. Потолок (архит. устар.). || Потолок, архитектурно расчлененный (продольными и поперечными балками; архит. искус.). || Потолок, украшенный живописью или лепкой (архит. искус.). 2. Абажур в форме полушария для ламп на потолке (спец.).

Этимологический словарь Крылова:

Это слово, имеющее значение "расписной потолок", заимствовано из французского, где plafond образовано сложением plat – "плоский" и fond – "потолок".

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
плафон, -а

Толковый словарь Ожегова:

ПЛАФОН, а, м.
1. Расписной или лепной потолок.
2. Род абажура для светильника, обычно на потолке или на стене.
| прил. плафонный, ая, ое.

Грамматический словарь Зализняка:

Плафон, плафоны, плафона, плафонов, плафону, плафонам, плафон, плафоны, плафоном, плафонами, плафоне, плафонах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Плоский, иногда архитектурно расчлененный потолок комнаты, залы или какого-либо другого внутреннего помещения в здании, в особенности же такой, который украшен лепною работою или живописью. Самая простая разделка П. состоит в том, что поддерживающие потолок поперечные балки остаются нескрытыми и разделяют его площадь на несколько продолговатых пространств, причем как эти пространства, так и самые балки орнаментируются. Древние греки и римляне стали разбивать потолок на части не только поперечными балками, но и продольными, пересекающими их под прямым углом, через что получались четырехугольные (иногда многоугольные) пространства, так наз. кассеты, декорировавшиеся розетками, звездами и др. лепными орнаментами. Этот прием разделки П. перешел из античной архитектуры в искусство эпохи Возрождения и новейшего времени. Но наряду с его употреблением вошло в обычай устраивать П. без сильно выступающих вперед ребер, вообще ровные, ограниченные по краям лепным карнизом, составляющим переход к ним от вертикальных стен здания и украшенные внутри, во избежание монотонности их обширного поля, скульптурным орнаментом или живописью. В простейшем виде живопись эта обыкновенно состоит из цветочных и лиственных гирлянд, арабесок, арматур и др. несложных мотивов, а в более роскошном представляет собою целые картины, которые пишутся либо прямо на потолочной штукатурке (al fresco), либо на полотне, потом наклеиваемом или натягиваемом на потолок. Старейшие мастера этой так наз. "плафонной" живописи трактовали ее так, как обыкновенно исполняют картины, т. е. не обращая внимания на то, что на произведение надо смотреть снизу вверх (di sotto in su), и сообразно с этим строили перспективу изображения; их П. походили на ковры, горизонтально распяленные на потолке. Так поступали еще Рафаэль и Микеланджело. Но уже Мелоццо-да-Форли и Мантенья компоновали П. с таким расчетом, чтобы изображенные фигуры и предметы казались не лежащими, а находящимися в вертикальном положении, и для того рисовали их в надлежащем ракурсе. Еще дальше пошел Корреджо, занимавший пространство П. изображением, как бы видимым через отверстие в потолке под открытым небом (П. пармского собора). К такой же оптической иллюзии стремились Джулио Романо в плафонной живописи мантуанского палаццо дель-Те и венецианцы (П. Веронезе, Тинторетто и др.), оживлявшие свои гигантские П. (напр., во дворце дожей) массою фигур, представленных на различных планах и в крайне смелых сокращениях. В XVII и XVIII ст. распространился обычай вводить в композицию плафонных картин перспективные архитектурные мотивы. Среди многочисленных искусных мастеров по этой части, работавших в означенных столетиях, особенно прославился венецианец Тьеполо. В новейшее время одни из художников, как, напр., Корнелиус в П. мюнхенских глиптотеки и црк. св. Людвига, возвратились к манере Рафаэля и предшествовавших ему живописцев, а другие, как, напр., Бодри в декоративных панно потолка нового здания парижской оперы, держатся перспективных приемов Корреджо, Дж. Романо и венецианцев.
А. С—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru