Определение слова «Мозаика»

Толковый словарь Ушакова:

МОЗА́ИКА, мозаики, ·жен. (·итал. mosaico).
1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (иск.). Древнеримские мозаики.
2. только ед. Искусство составлять такие изображения (·разг. ). Заниматься мозаикой.
3. Название детских игр, в которых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т.п.
4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (·книж. ).

Большой энциклопедический словарь:

МОЗАИКА (франц. mosaique) — изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Архитектурный словарь:

(мусия)
Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Большая советская энциклопедия:

(франц. mosaque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам)
изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, Смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. М. употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом М. является Инкрустация. М. набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приёма набора М.: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок).
Древнейшие сохранившиеся М. — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.). Античная М., украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной М. ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские М. (например, М. Софии храма в Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство М. и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (М. Гелатского монастыря (См. Гелатский монастырь), 12 в.), Древней Руси (М. 11—12 вв. в Софийском соборе (См. Софийский собор) и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные М. С 13 в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира всё чаще приводят к замене М. росписью. В 16 в. в Италии возникает т. н. флорентийская М. из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. чисто смальтовые М. имитируют приёмы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13—14 вв. развивается майоликовая М., в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчинённые архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской М. — созданная в 14—15 вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча). В России технику смальтовой М. возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «Модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём советской М., наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60—70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В. Б. Эльконин.
Лит.: Каргер М. К., К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн.: Труды Всероссийской Академии художеств, Л. — М., 1947; Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1—2, М., 1947—48; Томаев Т., Н., Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии 14—15 вв., М., 1951; Виннер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Mosaique qreco-romaine, P., 1963; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.
В. В. Филатов.

«Св. Иоанн». Фрагмент мозаики церкви Успения в монастыре Дафни близ Афин. 2-я половина 11 в.

Б. А. Тальберг. «Прометей». Мозаика на фасаде спортивного корпуса Дворца культуры в Свердловске. 1968.

Е. М. Аблин, А. А. Губарёв и др. «Небо». Мозаика из силикатного кирпича на торце паркового фасада Дворца пионеров и школьников в Москве. 1962.

Майоликовая мозаика купола т. н. мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в.

«Христос Пантократор, Мария Оранта с 4 архангелами и 12 апостолов». Мозаика апсиды собора в Чефалу (Сицилия). 1148.

Мозаичное убранство дома Нептуна в Амфитриты в Геркулинуме. 1 в. до н. э.

Полуколонки, украшенные терракотовой мозаикой, из Эреха (Урук, Месопотамия). Начало 3-го тыс. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин.

Толковый словарь Даля:

МОЗАИКА, мусия ж. мозаичное, мозаическое или мусийное искусство и || произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник.

Большой словарь иностранных слов:

Мозаики, ж. [ит. mosaico]. 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.). Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в которых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).

Малый академический словарь:

мозаика
-и, ж.
1.
Рисунок или узор, составленный из укрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, эмали, цветных камешков и т. п., плотно примыкающих друг к другу.
Василий Дмитриевич показал нам --- мозаичное панно «Пруд с лилиями», сделанное им из окских камней ---. Мозаика была необычайно выразительной и производила высокое художественное впечатление. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.
|| собир.
Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т. п., используемые для такого рисунка, узора.
|| перен.
То, что представляет собой пеструю смесь разнородных элементов.
Каждая из них [народных песен] — мозаика, составленная из кусков, беспрестанно повторяющихся в других песнях. Чернышевский, Песни разных народов. Перевел Н. Берг.
Начну по порядку, а то очень боюсь, чтобы написанное не стало похоже на шероховатую мозаику. М. Антокольский, Из автобиографии.
2.
Искусство составлять такие рисунки, узоры.
[Ломоносов] занимался также и мозаикой, — есть мозаичные иконы его работы. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают.
[итал. mosaico]

Музыкальная энциклопедия:

(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. — посвящённое музам) — муз.-сценич. произведение, музыка к-рого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес, принадлежащих разл. композиторам. Чаще всего в виде М. создавались оперетты. Такие оперетты в 19 в. и нач. 20 в. пользовались значит. распространением. В дореволюц. России много М. создал В. П. Валентинов; в них он использовал музыку из совр. опер, оперетт, рус. и цыганские песни. Наиболее популярными из его М. были "Ночь любви", "В волнах страстей", "Тайны гарема", "Жрица огня", "Монна Ванна".
Родственный М. тип — оперетты, музыка к-рых представляет аранжировку произв. и фрагментов соч. одного композитора. Наибольшую известность получила оперетта "Дом трёх девушек" ("Dreimдderlhaus", 1916), музыку для к-рой подобрал из произв. Ф. Шуберта и аранжировал венг. композитор X. Берте; оперетта подверглась справедливой критике за вольное обращение с музыкой Шуберта и неверное освещение его облика как человека и художника. Приближаются к М. муз.-сценич. произведения (не только оперетты, но и оперы), музыка к отд. актам к-рых написана разл. композиторами. В 19 в. за рубежом подобный метод создания муз.-сценич. произведений был довольно распространённым.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мозаика, -и

Толковый словарь Ожегова:

МОЗАИКА, и, ж.
1. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. м. из стекла. Детская м. (набор из кусочков твёрдого материала для выкладывания узоров). м. из цитат (перен.: о злоупотреблении цитированием; неодобр.).
2. Искусство составления таких узоров. Заниматься мозаикой.
| прил. мозаичный, ая, ое. Мозаичная плитка.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

мозаика
Заимств. из франц. mosaque – то же, или источника этого последнего – ит. musaico "картина из пестрых камней" от лат. musvum, греч. "посвященное музам" (см. Клюге-Гётце 399; Гамильшег, ЕW 624).

Грамматический словарь Зализняка:

Мозаика, мозаики, мозаики, мозаик, мозаике, мозаикам, мозаику, мозаики, мозаикой, мозаикою, мозаиками, мозаике, мозаиках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru